Что помнят стены форта Константин

Сквозь толщу столетий
Вглядываясь через закованную в гранит амбразуру форта «Константин» на туманные дали Финского залив, невольно начинаешь ощущать таинственный ход времени. В мёртвой тишине, нарушаемой лишь свистом ветра в подземных казематах и далёкими протяжными гудками ледоколов, пробивающихся через покрытые снегом торосы, время на месте не стоит. Только здесь и сейчас это не непрерывная физическая величина, а самая настоящая История.
В самый разгар Северной войны, в ноябре 1703 года, Пётр I отчалил на яхте от набережной только что начинающейся строиться Северной Пальмиры и вышел в устье Невы. Государь искал подходящее место для морского форпоста, чтобы надёжно прикрыть будущую столицу от нападений шведского флота. Выбор пал на остров Котлин. С этого момента и началась история Кронштадта, который никогда не был завоёван неприятелем.
Пётр Великий был безусловным новатором. Даже в такой, казалось бы, мелочи, как создание репортажей с мест событий. В его эпоху о фотографии ещё и не помышляли, но были художники, которые «по горячим следам», будучи в гуще дел и баталий, запечатлевали происходящее. В 1703 году в Россию приехал с семьёй голландский гравер-офортист Питер Пикар. Он организовал при постоянно передислоцирующейся по берегам Невы русской армии походную гравировальную мастерскую. И именно его гравюры – жанр в то время необычайно популярный и востребованный, донесли до нас «пороховой аромат» той поры. Он запечатлел пленные шведские корабли «Гедан» и «Астрильд» - это была одна из знаковых побед петровской армии, создал первый план Санкт-Петербурга, в 1704 году гравировал башню Кроншлот, с которой и началось строительство Кронштадта, а затем и окружающих остров многочисленных фортов. Каким был первый форт Котлина можно судить по модели, украшающей экспозицию «Музея истории Кронштадта». Теперь это канувшее в Лету лаконичное по архитектуре, но грозное сооружение – своеобразный символ города военно-морской славы, родины многих научных открытий и изобретений мирового масштаба. Но многие ли знают, что в настоящее время Кронштадт, соединённый теперь с Большой землёй дамбами со скоростной автомагистралью, окружают ещё и 23 форта, которые строились, а затем не раз реконструировались на протяжении двух веков? Далеко не все они в наши дни открыты для посещения. Но один из них – форт «Константин» с недавних пор стал доступен для туристов и здесь даже действует уникальный «Музей маячной службы», который открывает удивительно романтичный мир морских маяков.
История форта «Константин», а точнее - «Великий Князь Константин», начиналась зимой 1808 года, когда в водах Балтики появился английский флот. С началом этих военных действий Морское ведомство приняло решение «построить батарею в два яруса для 45 пушек» для защиты гавани Кронштадта с юга. Прямо на льду отмели начали сооружать бревенчатые срубы, которые наполнялись камнем. По мере таяния льда тяжёлые срубы сами опускались на дно залива, над водой они в итоге возвышались на полтора – два метра. На них и началось сооружение форта, который со временем стал одним из самых крупных и хорошо вооружённых. Получившая тогда название «Двойная южная», батарея, оснащённая примерно полусотней разнокалиберных пушек при гарнизоне в 250 человек, более-менее благополучно пережила катастрофическое наводнение осенью 1824 года, а затем стала постепенно расширяться. В 1834 году объект лично посетил Император Николай I. Впечатлившись, государь распорядился переименовать батарею в форт «Константин» в честь своего сына великого князя Константина Николаевича, который незадолго до этого всего лишь в четырёхлетнем возрасте был назначен генерал-адмиралом российского флота. В чине вице-адмирала Константин Николаевич вступил в управление морским министерством лишь в самом начале 1853 года и вошёл в историю как успешный реформатор российского флота.
К началу 1850 – х годов деревянный форт обветшал, но только после окончания Крымской войны здесь началось новое строительство с применением уже других, более передовых технологий. Стены сооружали из многотонных гранитных валунов и облицовывали отполированными почти до зеркального блеска массивными гранитными плитами. Для обустройства артиллерийских брустверов применялась и броня, для подобных целей – впервые в мировой практике. К 1870 году в форте появилась тяжёлые орудия, а механизмы на паровой тяге могли обеспечивать их перезарядку в течение всего лишь пятнадцати секунд. Связь же между соседними фортами – «Александр I» и «Павел I» теперь уже осуществлялась с помощью специально проложенных подводных кабелей - это позволяло оперативно координировать огонь фортов по вражеским целям.
На рубеже XX века форт вновь реконструировали. Здесь появились новые орудия, новые средства связи. Но так сложилось, что все эти хлопоты и даже трагическая гибель 14 человек во время случайного взрыва боеприпасов, оказались отчасти напрасными. Ни в Первой мировой войне, ни в событиях Гражданской войны, форт никакого участия не принимал. В годы Великой Отечественной войны зенитчики форта героически отражали атаки фашистской авиации, а четыре пушки обстреливали отсюда врага на подступах к Ораниенбаумскому плацдарму.
В наши дни Историко-культурный комплекс «Форт Константин» стал культовым объектом для яхтсменов, туристов, ценителей отечественной истории. Это сооружение поражает своей мощью, масштабами и притягательно в любое время года.
Фото автора©
Подробнее в №4/2021 журнала "Чудеса и приключения"


Рецензии