Солнечный старец

               
 В канун старого тысяча девятьсот девяносто седьмого года мы целый  день слушали большое гражданское дело. К вечеру все устали. Хотелось поскорее снять напряжение. А как его в ту пору  снимали, объяснять излишне. Я спешил домой, поэтому выпив пару рюмок водки, вышел во двор и увидел, что там разыгралась метель.

На стоянке, запорошенный снегом, ожидал мой жигуленок.
Трезвым я бы не решился ехать в такую пургу. Но известно, что пьяному море по колено. Видимость была нулевая. Дороги замело. На перекрёстке я не заметил огни идущего впереди транспорта. В итоге, мой автомобиль въехал в "Москвич- каблучок».

Там находился один водитель. Слава Богу, до серьезных последствий не дошло.
Тем не менее, ДТП оформили по всем правилам, нас возили на экспертизу, которая показала, что нахожусь я в лёгкой степени опьянения.

Утром пришлось принимать меры по заглаживанию вины. Сделал всё -как положено. Через три дня «Москвич» был восстановлен, потерпевшему выплачена компенсация.

Но главный урок был впереди. Глубокие душевные переживания не проходили. Сожаление о происшедшем не отпускало, чем бы не занимался.
В ту пору я делал первые шаги по воцерковлению.
Посещал службы в храмах Москвы, читал духовную литературу.
Стал прибегать к церковным таинствам.
Духовника не имел. Слушал советы священников или более опытных прихожан.

В воскресение твердо решил пойти на исповедь. Появилось желание посетить именно  Донской монастырь.
К сожалению,  проспал, а планировал на раннюю Литургию. Поначалу расстроился и думал отложить поход. Но, повинуясь настойчивому внутреннему призыву, собрался, глотнул чаю и бегом на остановку трамвая.

Незримая борьба захватило моё существо. С одной стороны раздавался шепот:
-Куда тебя несет? всё напрасно, не успеешь.
Но другой голос твердил:
-Вперед, ничего не потеряно.

В таком состоянии вошел в Большой собор Донского монастыря, где ранее уже бывал. Справа и слева исповедовали иеромонахи. К ним стояли в очереди верующие.
В самом дальнем углу увидел  толпу. Она напоминала пчелиный рой. Не очередь, а группа людей, плотно облепившая кого-то.

Сердце учащенно забилось. Внутренний голос повторял:
- Не бойся, всё будет хорошо.
Подойдя ближе,  понял, что народ пытается пробиться к маленькому старичку, сидящему на стульчике. Он кого-то исповедовал. У меня пронеслось в голове:
- Да тут, полсотни человек, ничего не выйдет.

Кто то запричитал:
- Ой, батюшка закончил исповедь. Уже начали причащать.
В этот момент встал с колен исповедующийся, за ним поднялся старец.
Неожиданно громким, звонким голосом он объявил :
- Простите меня братья и сестры, на сегодня всё.

Люди сокрушались, что не смогли донести свои печали до старца.
Но никто не расходился, а просто смотрел на монаха как на живую икону. Многие плакали. И вдруг, он говорит :
- Дайте дорогу молодцу, который стоит позади всех, пусть подойдёт ко мне.
Народ расступился и оглянулся. Старец указал на меня, а затем, улыбнувшись, рукой пригласил к себе.

Не понимая происходящего, я, словно ватный, пошёл. Неведомая сила вела меня вперед.  Дальше  было как во сне.  Помню, что ноги подкосились, я оказался на коленях, лицом к лицу со старцем, уже сидевшим на стульчике.

Я не мог ничего говорить, слёзы ручьём потекли из глаз.
Тем временем он, ласково гладя меня по голове,  САМ ПРОИЗНЁС:
- Ну что, понял, как пьяным за рулём ездить. До какого греха можно дойти?

Я был поражен. Что то промычал, вроде :
- Понял батюшка - и снова заревел.
- Ну, успокойся, Господь наш милостив, и если видит, что душа кается, прощает её. А тебе, блюсти себя нужно особо. Пример подавать. Правильно, что решил прийти сюда.

Я немного успокоился. А, батюшка накрыл меня епитрахилью и прочёл молитву. Затем, взглянул строго и спросил:
- Ты всё понял?
Я твёрдо ответил:
– Да, понял.

Он улыбнулся, а меня охватило небывалое состояние. Ласковый голос батюшки, добрый взгляд, улыбка, оказывали сильнейшее воздействие на душу. Подобного не доводилось испытывать раньше. Что-то далекое, детское было схоже с ним. Казалось, скажи мне:
- Сергий, умри у ног старца- И я бы с радостью умер.

Мы поднялись, я поцеловал крест и Евангелие. Он, благословляя меня, шепнул:
- Ступай к Чаше и причастись.
- Отче, я не готовился, не постился.
- Ничего. Если я допускаю, значит можно.
Тебе нужно причаститься сейчас. Иди, не смущайся. С Богом.
Он осенил меня крестным знамением.
Уходя, я ловил светлые взгляды людей, которые по-прежнему не отходили от старца.

Невозможно описать состояние, с каким я возвращался. Радость переполняла сердце. Тусклые краски города  сменились на светлые, праздничные. На трамвае не поехал. Рванул пешком. Ноги сами несли.   Пролетел семь километров, не ощутив усталости.

То была первая встреча с человеком святой жизни.
Её было достаточно для укрепления веры.
Я уже не просто верил, я знал, что Церковь наша обладает истинным учением о спасении. Потому что в лоне её находятся подвижники, которым открываются тайны душ человеческих.

К сожалению, мне больше не довелось общаться с дивным  батюшкой. Лишь спустя много лет я узнал, что это был известный московский старец, насельник Донского монастыря - архимандрит Даниил (Сарычев). Он погребен в некрополе этой обители.

Духовные чада отца Даниила и поныне стекаются к нему на могилку.
Здесь они молитвенно продолжают общение с ним, делясь невзгодами и получая утешение. К ним теперь присоединяюсь и я.

Отче Данииле, моли Бога о нас!


Рецензии
Серёжа, а я подумала отчего я так экспромтом написала посвящение Тебе «В день рождения моего духовного наставника». Накануне Ты мне прислал фото из Донского монастыря. То есть 19 сентября. Это был Михайлов день, когда может случиться чудо. Оттого фото твоего наставника , и другие фото некрополя я сочла за чудо. А утром 20 сентября я еще помолилась Архимадриду Даниилу Сарычеву в числе других.
Утром в мыслях не было у меня, что надумаю писать такое поздравление.
Прозорливый твой Солнечный старец! Царствие Небесное Архимадриду Даниилу! Светлая и вечная память!

Отче Данииле, моли Бога о нас!

Светлана Сизько   21.09.2021 22:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.