История кино. Как итальянцы полюбили вестерны

После Второй мировой войны жители Италии смотрели пеплумы, комедии и драмы. Вестерны к числу основных киноблюд итальянцев не относились, хотя голливудской продукции в итальянских кинотеатрах показывали предостаточно.

В 50-е годы американские вестерны редко собирали приличную кассу на Апеннинах: в 1955-м году "Вера Круз" Роберта Олдрича с Гари Купером заняла 10-е место среди самых популярных фильмов года, в 1958-м "Перестрелка у коралля О-Кей" Джона Стерджеса - 8-е, в следующем году "Большая страна" Уильяма Уайлера – 4-е, в 1960-м "Рио Браво" оказалось на 7-й позиции, а "Великолепная семерка" через год на 5-м месте. Доморощенные вестерны в то время спросом в Италии и вовсе не пользовались – в основном, по причине почти полного отсутствия таковых в 50-е годы.

Ситуация изменилась к середине 60-х. В 1963 году почти трехчасовой (!) голливудский блокбастер "Как был завоеван Дикий Запад" собрал в итальянских кинотеатрах 7,2 млн зрителей (2-е место по итогам года), а вестерн с Джоном Уэйном «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» вошел в Топ-10 самых кассовых фильмов года в Италии. Эти фильмы явно подогрели интерес итальянцев к жанру вестерна, но не они стали тем спусковым крючком, который вызывал настоящую вестерноманию на Аппенинском полуострове.


Хронология болезни

В первой половине 60-х итальянцы начинают активно снимать вестерны, их количество постепенно растет, но успехом они не пользовались до тех пор, пока в жанр не пришел итальянский гений Серджо Леоне. В 1964 году он снял свой первый фильм «долларовой трилогии» - "За пригоршню долларов", скрывшись за псевдонимом Боб Робертсон. Эту картину с Клинтом Иствудом и Джан Мария Волонте посмотрели 14 миллионов итальянцев при населении Италии в 52 миллиона, что позволило вестерну Леоне стать самым популярным итальянским фильмом за всю историю! Правда, в прокате Италии в 1964 году «За пригоршню» занял лишь 2-е место, немного отстав от классики бондианы «Голдфингер».

После триумфа первого вестерна Леоне страну захлестнула настоящая эпидемия: итальянцы на время забыли про все остальные жанры и переключились на вестерны собственного приготовления. Лидером проката 1965 года стал второй фильм «долларовой трилогии» Леоне: "На несколько долларов больше" (14,5 млн. зрителей), а 3-е место занял еще один доморощенный вестерн - "100 000 долларов за Ринго". Бестолковый фильм без привлекательных героев и с примитивным сюжетом привлек к итальянские кинотеатры 5 млн человек. Но это было только начало.

В 1966 году среди 10 самых популярных картин итальянского проката оказалось 5 итальянских вестернов, а в Топ-25 вошли 7 фильмов этого жанра! "Хороший, плохой, злой" Леоне увидели 11,3 млн зрителей, но помимо классической ленты с Клинтом Иствудом, итальянцы не побрезговали и откровенно второсортными фильмами: «Простреленный доллар», «Прощай, гринго!», "Пистолет для Ринго", "Возвращение Ринго". Во всех из них сыграл Джулиано Джемма – итальянский аналог Иствуда. Кроме фильмов с Джемма неплохую кассу в прокате 1966-го года собрал "Джанго" Серджио Корбуччи с Франко Неро в главной роли. (3,9 млн зрителей). Сказать, что у фильма дурацкий сюжет – ничего не сказать, но в те годы итальянцы съедали все подряд: даже историю про ковбоя с пулеметом, который он таскал за собой в гробу!

После этого пару лет все пошло как по маслу: итальянские ремесленники штамповали вестерны – обитатели Апеннин валили на них в кинотеатры. Среди лидеров проката 1967 года оказалось несколько картин этого жанра (всего в Топ-30 самых кассовых фильмов вошло 6 итальянских вестернов).

1-е место в том году досталось фильму "Бог простит, а я – нет" (9,4 млн зрителей), в котором впервые объединились толстяк Бад Спенсер и дохляк Терренс Хилл. Здесь они еще не равноправные партнеры. Солирует в фильме Хилл, а Спенсер выступает в амплуа Робина при Бэтмене. Кино вышло посредственное, сильно затянутое и в открытую подражающее «долларовой трилогии», но итальянцы в то время смотрели любое итальянское кино, в котором потные и грязные мужчины скакали на лошадях и устраивали перестрелки.

Также в 1967 году стали кассовыми хитами еще несколько фильмов о Диком Западе: "Дни ярости" Тонино Валери  (3-е место, 6,7 млн зрит.), «Сдавайся и расплатись» («Большая перестрелка») Серджо Соллимы (5 млн зрит.) и "Смерть верхом на лошади" Джулио Петрони (12-е место).

Во всех трех фильмах главные роли исполнил американец Ли Ван Клиф, который в 1967 году стал самым популярным актером Италии. Нельзя не упомянуть интересный факт, что Ван Клиф как сел в седло в картине Леоне «На несколько долларов больше», так и не слезал с него следующие 10 лет, снявшись за это время в 17 вестернах! 
 
Из итальянских вестернов, которые вышли на большой экран в 1968 году, самыми кассовыми в Италии стали: фильм Серджо Леоне «Однажды на Диком Западе» (8,8 млн зрителей) и «Козырной туз» Джузеппе Колицци (9,96 млн зрителей), в котором объединились Терренс Хилл, Бад Спенсер и Эли Уоллак (Туко из «Хорошего, плохого, злого»). Успех последнего фильма ознаменовал поворот в жанре. До него итальянские вестерны были слишком серьезными (хотя некоторые герои иногда шутили, перед тем как застрелить очередного негодяя), но к 1968 году драматические вестерны изрядно поднадоели зрителям. Даже лучший вестерн Леоне собрал меньше «Козырного туза», а помимо него ни один другой итальянский вестерн не привлек в кинотеатры толпы людей(«Наемник» С.Корбуччи стал 25-м, «Беги, Кучильо, беги» С.Соллимы - 31-м).

Бум вестерна в Италии продлился около 5 лет, после чего итальянцы переключились на комедии, которые разворачивались в тех же декорациях Дикого Запада. Именно комедийный вестерны стали кассовыми лидерами, а главными бенефициарами нового увлечения итальянских зрителей стали Бад Спенсер и Теренс Хилл («Золотые копи», «Меня зовут Троица», «Меня снова зовут Троица»). Во времена процветания вестернов-комедий даже Серджо Леоне спродюсировал пародию на жанр - «Меня зовут Никто» (1973) с тем же самым Теренсом Хиллом.

Из драматических вестернов в Топ-20 кассовых фильмов года за пять следующих лет (1969-1973) попал лишь фильм С.Леоне «За пригоршню динамита» (9-е место в сезоне 1971/72), который был уже не чистокровным вестерном, а картиной о мексиканской революции (их условно называют «сапата-вестернами» - по имени одного из героев Мексики). В начале 70-х стало очевидно, что любовь итальянцев к вестернам с клеймом «сделано в Италии» прошла, хотя фильмы этого жанра продолжали выходить с завидной регулярностью. 
 
Следует оговориться, что приведенные в этой статье данные по популярности того или иного фильма взяты из двух сетевых источников, которые не всегда согласны друг с другом. JPs Box-Office дает информацию по календарным годам и сообщает общее количество зрителей фильма, но содержит сведения не по всем кинолентам, которые были в итальянском прокате. Более полные данные о кассовых лидерах на сайте Hit Parade Italia указаны по сезонам (1954-55, 1955-56 и так далее), но рядом с фильмами, расставленными по ранжиру, на этом сайте не указывается количество зрителей. Из-за этого места по итогам года, которые занимает та или иная картина, на сайтах могут несколько отличаться.


В чем причина любви итальянцев к вестерну?

Пора задаться вопросом: а почему жителей Апеннин в середине 60-х годов 20 века столь массово потянуло в прерии? Откуда у них появилось неудержимое увлечение мужчинами в широкополых шляпах, стреляющими друг в друга на просторах Дикого Запада, подозрительно напоминающим пейзажи Италии и Испании?…

Я могу предложить следующий ответ: виной этому исключительно мода. Почему сегодня молодые парни в массовом порядке носят «ваххабитскую» бороду и ходят на улице в кальсонах? Потому что это стало модным. Так было дело и с вестернами. И благодарить за увлечение итальянцев доморощенными вестернами нужно исключительно Серджо Леоне, который сделал модным не жанр вестерна как таковой, а его собственную модификацию. Эта мода, спровоцированная Леоне, захватила Италию, часть стран Западной Европы (особенно Германию и Испанию) и докатилась даже до США, хотя и не затронула широкие массы американцев, разбившись об их местечковый примитивизм.

На этом месте пора вспомнить о термине «спагетти-вестерн». Наверное, вы заметили, что до этого момента я ни разу не употребил его, что неслучайно. Это устоявшееся название крайне пренебрежительное. Его конечно можно использовать по отношению ко множеству примитивных итальянских вестернов (потому что это плохое кино), но по отношению к итальянским вестернам в целом (и тем более фильмам Леоне) – это крайне некрасиво.

Серджо Леоне снял 4 лучших вестерна за всю историю мирового кино, создав свой вариант Дикого Запада, по сравнению с которым выдуманный Голливудом Запад стал выглядеть весьма убого. Естественно, что американцы не могли не отомстить за это итальянскому гению и обозвали всю итальянскую продукцию в жанре вестерна «спагетти». Но зачем тем людям, которые не сводят счеты с Леоне, бездумно повторять этот термин? Я этого и не делаю. Кстати, в Италии по понятным причинам его тоже не использовали, да и в Германии эти вестерны назывались просто итальянскими.

Вестерны Леоне соотносятся с классическими американскими вестернами как «мерседес» с «Ладой Гранта». Но за счет чего Серджо удалось превзойти прародителей этого жанра? Кинокритики наверняка могут обнаружить в его фильмах много новшеств, которые Леоне привнес в устоявшийся жанр, но я назову 3 главных: новый герой, новый подход к дуэли Добра и Зла и новаторское использование музыки, заполняющей любые паузы в повествовании и даже сопровождающей появление главных героев в кадре (у каждого из них в поздних вестернах Леоне была своя мелодия).

Все главные положительные герои у Серджо не только не имеют имени – это люди без ясного прошлого и с непонятным будущим. У них нет семьи, и они не собираются ее заводить. У них нет дома, и он им не нужен. Некоторым из них очень нравятся деньги, но непонятно, на что они их собираются тратить. Обобщенно этих героев можно обозначить устоявшимся термином «искатели приключений», но я бы предпочел их назвать свободными людьми в свободной стране. Но и здесь необходимо уточнение. На самом деле это даже не люди, а символы, олицетворяющие абстрактное Добро. Как все мы знаем, Добро должно быть с кулаками – у Леоне оно не столько с кулаками, сколько с револьверами.

Иногда в статьях о вестернах Леоне и самом режиссере можно встретить утверждение, что у него не было положительных героев, а в этой роли мог фигурировать типичный антигерой, просто назначенный «хорошим» («все они были «отвратительными, грязными, злыми»). Так могут говорить только люди, которые сами не смотрели эти фильмы. Лишь один герой из 5-и положительных персонажей в четырех вестернах Серджо ведет себя не слишком порядочно с точки зрения морали и закона, да и тот поступает так только в начале фильма, а потом он исправляется - это «хороший» в исполнении Клинта Иствуда в третьем фильме долларовой трилогии «Хороший, плохой, злой». Но и с этим героем все не так однозначно: даже когда он совершает неблаговидный поступок (расставаясь с Туко, и забрав его деньги), он все равно остается «Добром», поскольку остальные главные действующие лица еще хуже него (кстати, «Зло» в этом фильме олицетворяет «плохой» Ли Ван Клиф, а «злой» Туко находится на перепутье между двумя главными антагонистами).

«Добро» у Леоне не просто доброе – немаловажно, что и выглядит оно крайне привлекательно. И дело здесь не просто в том, что Иствуд и Ван Клиф («На несколько долларов больше») – высокие и представительные мужчины, а Чарльз Бронсон («Однажды на Диком западе») хоть и не вышел ростом, но был весьма брутальным парнем. Дело в том, как они смотрятся на экране.

Клинт Иствуд до фильмов Леоне играл ковбоя в сериале «Сыромятная плеть», но в обычной одежде ковбоя он мало напоминал того стрелка, который бродил в пончо по испанским «прериям» у Леоне. С помощью этой запоминающейся детали одежды, немногословия героя, его нечеловеческого хладнокровия, быстроты и меткости, а также удачных кинопланов Серджо слепил из Иствуда идеального ковбоя. В сравнении с ним все герои американского Запада стали выглядеть несерьезно (даже великий Джон Уэйн). Сходная история произошла с Бронсоном и Ван Клифом. Их карьера после встречи с Леоне тоже пошла вверх: Чарльз в итоге стал звездой мирового уровня, а Ли Ван Клиф одним из главных ковбоев в итальянском кино.

 Второе ноу-хау Леоне, которое пытались повторить все создатели итальянских вестернов, но никому это так и не удалось, состоит в том, что Серджо создал дуэль нового типа. Главным в ней является прелюдия, которая снята как современный видеоклип. Быстрая смена крупных планов лиц героев, ждущих неизвестно чего (кто дернется первым?) под бесподобную музыку Морриконе, подняло дуэли Леоне на недосягаемую высоту по сравнению с перестрелками в американских вестернах (попробуйте вспомнить хоть одну из них после вестернов Леоне!).

Музыка Морриконе довершила дело ликвидации американского вестерна как жанра: под его мелодии на Западе, созданном Леоне, хотелось жить и отстреливать негодяев, чего не скажешь про голливудский Запад (за небольшими исключениями, вроде «Великолепной семерки», где такая мелодия была).

Заново слепив из подручных материалов притягательный для современного зрителя Дикий Запад, Серджо Леоне стал отцом-основателем нового вестерна: после выхода «За пригоршню долларов» европейские зрители массово рванули в кинотеатры, продюсеры расчехлили кубышки, а у Леоне появились десятки последователей, быстро заваливших вестернами кинотеатры Италии и Европы.

Главной движущей силой вестерномании в Италии были подростки. Разумеется, я не могу подтвердить свой вывод о возрасте основной аудитории итальянских вестернов цифрами, поскольку такой статистики не существует в принципе, но о преобладании среди публики молодых зрителей можно судить по косвенным признакам.

Во-первых, боевик – это кино для молодых парней, а итальянский вестерн – это всегда боевик, обычно с горой трупов, в отличие от американского вестерна, который мог обойтись и вовсе без стрельбы. Во-вторых, об основной аудитории вестернов определенным образом свидетельствуют кассовые сборы. Фильмы Леоне и некоторые комедийные итальянские вестерны, которые интересны и взрослому зрителю (сужу по себе), собирали в прокате по 10 и более миллионов зрителей. Напротив, примитивные «стрелялки» в лучшем случае смотрели по 3-5 млн. итальянцев. Их популярность, скорее всего, целиком и полностью на совести подростков.
 
Вполне возможно, что бум итальянских вестернов во второй половине 60-х объясняется не только тем, что С.Леоне пришел работать в этот жанр, но и тем, что именно тогда в Европе подросло первое послевоенное поколение, которое воспринимало чисто американский жанр кино иначе, чем молодежь сразу после войны.
 
Эти «шестидесятники» знали об ужасах войны лишь понаслышке, поэтому их не смущали десятки трупов, которые они видели на экране. Для них это было всего лишь кино. Немаловажно, что у тогдашней молодежи не было негативного отношения к Америке. Люди, родившиеся в 20-30-е годы, еще застали времена, когда США были врагом Италии, но для молодежи 60-х Америка была путеводной звездой, примером для подражания. Американская культура стала в то время составной частью культуры Западной Европы, поэтому вестерн не воспринимался чужеродным жанром для европейской молодежи.


Что можно посмотреть из итальянских вестернов?

Естественно, что любому уважающему себя киноману нельзя пройти мимо вестернов С.Леоне: его «долларовой трилогии», «Однажды на Диком Западе», мексиканского вестерна «За пригоршню динамита». Других очевидных кандидатов для просмотра не так уж много.

Первый фильм, который приходит в голову - «Красное солнце» (1971) Теренса Янга. Это вестерн не итальянский, а общеевропейский. Снял его британец Теренс Янг (папа Бонда) на деньги французских, итальянских и испанских продюсеров, а великолепную музыку к фильму написал знаменитый французский композитор Морис Жарр. Звездный состав интернациональный: американец Чарльз Бронсон, француз Ален Делон, японец Тосиро Мифуне и швейцарская богиня Урсула Андрес. В этом фильме Дикий Запад был органично соединен с настоящим Востоком, а ковбои встретились с самураем. Фильм имел успех во всем цивилизованном мире, кроме США.

Разумеется, что нельзя не посмотреть «Меня зовут Никто» (1973), поскольку продюсером и автором сценария этой пародийной ленты выступил С.Леоне, который изрядно посмеялся над итальянскими вестернами в целом, и собственным творчеством в частности.

Итальянских вестернов (включая тех, что сняты в кооперации с испанцами и прочими европейцами) за пару десятилетий было снято несколько сотен, но в основном это продукция для невзыскательных подростков. Те фильмы, которые в Сети фигурируют в списках лучших спагетти-вестернов (как в англоязычных источниках, так и в заметках русскоязычных авторов), зачастую крайне слабые. Пусть простят меня фанаты «Большого молчания» и «Джанго», но это полный шлак! 

Забавно, но когда я его смотрел «Джанго» в самом начале 90-х, фильм мне показался вполне приличным, но тогда я был молод. Сейчас я постарел и хочется верить – стал мудрее, а вот Джанго остался тем же самым – молодым, симпатичным, но простым как полено.

К сожалению, большинство героев итальянских вестернов ничем не лучше, а фильмы с их участием - полная белиберда: «Прощай гринго!» (1965), «Джанго стреляет первым» (1966), «Янки» (1966), «Аризона Кольт» (1966), «Джанго – молчаливый убийца» (1967), «Меня зовут Пекос» (1967), «Джанго, стреляй» (1967), «Иди… убей и вернись» (1967), «Сегодня я, завтра ты» (1968), «Приготовь гроб!» (1968), «Смертный приговор» (1968), «Армия пятерых» (1969), «Аризона Кольт возвращается» (1970), «Да здравствует смерть…твоя» (1971) и множество других фильмов. И удивляться здесь нечему: их создавали исключительно ради денег. Леоне придумал этот жанр, но его детище не породило ни одного действительно выдающегося режиссера. В нем работали несколько крепких ремесленников - Серджо Корбуччи, Серджо Соллима, Тонино Валери, но эти ребята не творцы.

Поскольку в жанре было снято множество примитивных картин, любой фильм, который выбивается из коричневатой общей массы, уже кажется приличным. Например, вестерны «Жестокие» (1967) С.Корбуччи и «Сдавайся и расплатись» («Большая перестрелка», 1966) С. Соллимы, комедийный вестерн «Меня зовут Троица» (1970) Э.Барбони. Они ничуть не похожи на шедевры Леоне, но и не вызывают рвотных рефлексов.

Нельзя не отметить, что повышенное внимание итальянских режиссеров и продюсеров к мексиканской революции (1910-1917) не пошло на пользу жанру. Их неудержимо влекло на юг от настоящего Дикого Запада – в Мексику. И происходило это исключительно по прозаической причине: индейцев «в прериях» Европы было немного, а вот обожженных солнцем испанцев, смахивающих на мексиканских крестьян – сколько угодно.

«Мексикано-итальянские» вестерны меня изрядно утомляют: бандиты убивают и мучают бедных мексиканцев без всяких видимых причин, военные расстреливают мексиканцев и революционеров, а главный герой болтается как кал в проруби между этими массовыми убийцами. В этих фильмах зритель просто захлебывается в реках крови и уже перестает понимать, кто, за что и с кем сражается…

Для этих фильмов был придуман термин «сапата-вестерны», но на самом деле это иной жанр - кино о мексиканской революции. Вестерн – это картина об американском Диком Западе; об его освоении переселенцами; о временах беззакония, когда порядок на диких просторах прерий и пустынь можно было установить только силой; о сражениях переселенцев с индейцами и друг с другом… Мексика определенным образом связана с Диким Западом, поскольку часть мексиканских земель в процессе миграции американцев на запад отошла к США, но чисто мексиканские дела начала 20 века (а иногда и более ранних периодов)  – это совсем иная история, которая к американскому Дикому Западу не имеет отношения.  Соответственно, и такие фильмы как «Тепепа» (1969) Джулио Петрони или «За пригоршню долларов» (1971) Серджо Леоне - это не вестерны в полном значении этого слова. 

Из многочисленных недовестернов на «мексиканскую тему» могу порекомендовать три – возможно, потому что они больше всего похожи именно на вестерны: "Беги, Кучильо, беги" (1968), «Наемник» (1968) и «Напарники» (1970). Первый фильм – своеобразное продолжение картины «Сдавайся и расплатись» - в нем рассказывается дальнейшая история мексиканского пройдохи Кучильо в исполнении Томаса Милиана. Этот фильм более комедийный, чем первая картина о приключениях Кучильо (хотя и в  первой картине были смешные моменты).

«Наемник» и «Напарники» снял Серджо Корбуччи. В обеих картинах  играют Франко Неро и Джек Пэланс. Самое странное, что второй фильм является практически ремейком первого (зачем понадобилось снимать «Напарники» – бог весть). Первый фильм, по-моему, более удачный, чем второй, в котором сюжет совсем плох, но зато во втором звучит потрясающая песня Companeros на музыку Морриконе, ради которой можно посмотреть и это кино. «Наемник» показал вполне приличный результат в итальянском прокате - 25 место, его ремейк отстал не сильно – 28-е место.
 
Хорошо известный советскому зрителю «сапата-вестерн» «Пуля для генерала» («Золотая пуля», 1967) Дамиано Дамиани смотреть рекомендуется только коммунистам (герой в исполнении Джан Мария Волонте так яростно бьется за народное счастье, что это полностью испортило финал этого фильма). Отнюдь не случайно, что это кино купили для проката в СССР, где этот недовестерн собрал приличную кассу, чего не скажешь о европейских странах (за исключением Испании). В родной Италии он провалился (59-е место в прокате) – вполне вероятно, что из-за крайне политизированного и разочаровывающего финала. Да и Волонте в фильме временами раздражает, поскольку сильно переигрывает.


Звезды итальянских вестернов

Благодаря участию в вестернах стали европейскими звездами итальянцы Джан Мария Волонте (на его счету 2 вестерна Леоне), Джулиано Джемма (более десятка вестернов), Франко Неро, Теренс Хилл и Бад Спенсер.

Поскольку в итальянских вестернах часто снимались зарубежные актеры, многие из них получили изрядные дивиденды от «лихорадки прерий», охватившей итальянское кино. Прежде всего, необходимо упомянуть американцев. Жанр дал миру одну звезду мирового уровня – Клинта Иствуда, сделал из Ли Ван Клифа и Томаса Милиана европейских звезд, вывел на новые орбиты карьеры Чарльза Бронсона и Илайа Уоллака.

Из всех названных мной актеров лишь американец кубинского происхождения Томас Милиан (Родригес) не сыграл ни в одном из фильмов Серджо Леоне. Вероятно, именно поэтому он несколько затерялся в истории кино. В рамках жанра он был весьма значительной фигурой, но все-таки настоящей звездой после съемок в итальянских вестернах не стал. В результате в США его имя так и осталось неизвестным широкому зрителю. Дебютным вестерном для Милиана стал испано-итальянский фильм «Цена жизни» (1966) – крайне неудачный, но, несмотря на это, после него Томас стал сниматься в одном вестерне за другим. Главным героем Милиана был не одинокий стрелок или авантюрист, а мексиканский бандит-прохиндей, которого он сыграл в «Большой перестрелке», «Беги, Кучильо, беги» и ряде других фильмов. По сути, Милиан стал «главным мексиканцем» итальянского кино.
 
Из актеров других стран больше всего снимался в итальянских вестернах немец Клаус Кински, но начал он свою карьеру в этом жанре в «западногерманских прериях» («Последняя поездка в Санта-Крус» (1964), «Виннету – сын Инчу-чуна» (1964). Затем Клаус появился в нескольких эпизодах в вестерне С.Леоне «На несколько долларов больше» (роль у Кински маленькая, но когда об него зажег спичку герой Ван Клифа, реакцию Клауса на это забыть невозможно) и сыграл в «Пуле для генерала» Дамиано Дамиани (1967), после чего пошли такие фильмы и роли, о которых лучше не вспоминать (кто видел жутчайшую киноподелку «Я вырою тебе могилу» (Sono Sartana, il vostro becchio) – со мной согласится). 

Из дальнейших похождений «ковбоя» Клауса отмечу его роль в «Большом молчании», хотя сам фильм на любителя, и психологический вестерн «Стреляй в живых, молись за мертвых» (1971) Джузеппе Вери.

Кински выделялся среди всех героев итальянских вестернов тем, что играл в основном отрицательных персонажей. И немудрено: с таким лицом как у него, он идеально подходил на роль маньяков, вампиров и прочей нечисти. 


Как смотрели вестерны соседи итальянцев?

Итальянские соседи – западные немцы, французы и испанцы тоже полюбили итальянские вестерны, но все-таки их увлечение этим жанром оказалось не столь сильным. За одним единственным исключением - фильме Леоне становились хитами во всех этих странах, и зачастую были популярнее, чем на родине. В частности, так произошло с «Однажды на Диком Западе»: во Франции фильм занял в прокате 1969 года 1-е место (в кинотеатры пришли 14,8 млн зрителей – это даже сегодня 5-й результат за всю историю французского проката!); в ФРГ вестерн тоже оказался на 1-м месте по итогам года (13 млн человек, 6-е место за всю историю!).

В целом во Франции особого ажиотажа по поводу итальянских вестернов не наблюдалось. Все-таки французы во все времена предпочитали свое кино, а не американское или итальянское. Более-менее приличные сборы во французском прокате сделали лишь «Козырной туз», «Красное солнце» и «Меня зовут Троица».

В Западной Германии итальянские вестерны принимали более тепло. Причем, увлечение немцев этим жанром принимало несколько странные формы: наряду с шедеврами Леоне они охотно смотрели и откровенную муть. Когда «Джанго» С.Корбуччи собрал приличную кассу в 1966 году, немецкие прокатчики стали плодить продолжения этого фильма из вестернов, связанных с оригинальным «Джанго» исполнителем главной роли – Франко Неро, а потом вообще никак не связанных. В 1967 году сразу 2 «продолжения» «Джанго» вошли в Топ-10 самых кассовых фильмов в Германии, опередив даже «Хороший, плохой, злой»!

В начале 70-х немцы просто души не чаяли в Баде Спенсере и Теренсе Хилле, поэтому несколько их фильмов (в том числе тех, где они снимались по одиночке) стали кассовыми хитами, включая «Троицу» и ее продолжение («Меня все еще зовут Троица»), которые выходили в Германии под более понятными немцами названиями: «Правая и левая рука дьявола» и «Четыре кулака за аллилуйя»… 


Рецензии
Исследование, конечно, серьёзное и интересное, и фильмы Леоне, бесспорно, замечательны.
Но странно, что Вы вообще не упомянули лучший вестерн всех времён и народов.
А им всё же является "Золото Маккены"!
Этот шедевр пока никому не удалось переплюнуть!
Там великолепно абсолютно ВСЁ: актёры, сюжет, музыка, пейзажные съёмки!

Владимир Потаповский   10.06.2021 03:31     Заявить о нарушении