Алтайские встречи. Часть 6. Музей В. М. Шукшина в

На фото: я на крыльце дома Шукшина в Сростках

Плакат: «Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина ДОМ МАТЕРИ В.М. Шукшина», табличка: «Режим работы 9-00 – 17-00, выходные дни: понедельник, вторник».
Все просто, как в деревне. Обычный двор с сараюшками, обычный дом с крыльцом, в доме – простые деревянные стулья, простой платяной шкаф, трюмо, в ящике которого нет одной дверцы, на стенах – портреты родных в простых и самодельных рамках. Половики – такие же, как были в моем детстве в Карелии. Круглый стол – такой же, как у моих родителей, сохранившийся до сих пор. В горшках на подоконниках – герань, такая же, как была у мамы. Даже краска голубая – такая же, какая была у родителей в их сибирском доме. Из окна – вид на село, находящееся в низине. На окнах – простые занавески. На стенах у дивана или кроватей  ковровые или матерчатые покрытия. В комнате у дивана стоит стул, идентичный стульям, которые были у моих родителей, один такой сохранился у меня на даче. Кровать готова к приему гостей, осталось снять голубое, в узорах, покрывало. В спальне стоит прялка, на стене – картина с вышитыми цветами. Прялку тоже помню – такую же - из карельского детства. Бачок для воды с ковшом. В верхнем углу – небольшая икона, видно, что старинная, на ней – полотенце с вышивкой и бахромой.

В передней женщина продает сувениры, связанные с музеем, и книги. Присмотрел себе хорошую книгу: «Малое собрание сочинений В.М. Шукшина» и тут же купил.
И вот сейчас эта книга передо мной. Книга уникальна уже тем, что на ней есть экслибрис музея с надписью: «Сростки – родина В.М. Шукшина». Трехтомник Шукшина я приобрел еще в 80-е годы. Он был украшением домашней библиотеки, которую собирал по всему Союзу. Тогда я много ездил. Ко мне часто захаживал дружок с женой. У него была мания: меняться книгами. Он меня долго упрашивал менять тома Шукшина на его книги. На тот момент у него было два литературных кумира: Высоцкий и Шукшин. На его уговоры я не поддался, потому что книги приобретал для себя, чтобы читать их всю последующую жизнь. Но случилось так, что одного тома однажды я не досчитался. Кажется, это случилось после переезда, когда дружок помогал мне перетаскивать книжный шкаф и другие вещи на соседнюю улицу. Потом я спрашивал, нет ли у него второго тома Шукшина, но он клялся, что нет. Так этот том загадочно исчез. Прошло четверть века.
Теперь в моей библиотеке есть два уникальных однотомника: Малое собрание сочинений В.М. Шукшина и Полное собрание сочинений А.С. Пушкина, 1937 года издания, купленное мной в Риге в магазине «Букинист».

Школа, в которой учился и работал В.М. Шукшин – тоже музей В.М. Шукшина. Встречает нас словами: «Люди, милые люди, здравствуйте! В. Шукшин».
Далее возле небольшой ели стоит скульптура Шукшина в натуральный рост. Он смотрит на проходящих. С крыльца школы виден на горе облик сидящего Шукшина – к тому памятнику мы не поедем. У входа современная табличка с надписью:

ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
ШКОЛА, В КОТОРОЙ УЧИЛСЯ, А ЗАТЕМ РАБОТАЛ РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, КИНОРЕЖИССЕР И АКТЕР, ЛАУРЕАТ ЛЕНИНСКОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИЙ СССР В.М. ШУКШИН, 1936-1943 гг.
Здесь же учился Герой Советского Союза А.В. Спеков, 1953-54 гг.
ОХРАНЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВОМ

А современная она тем, что внизу – под надписями – изображение QR-кода с пояснением, что подробную информацию о здании мы сможем получить, прочитав этот код. Видимо, можно приложить смартфон, если установлена программа.

В музее-школе я спросил экскурсовода, не знает ли она мнения Георгия Буркова о причине смерти Шукшина. Экскурсовод – молодая женщина ответила, что таких сведений нет. В 80-е годы ходили слухи, что Шукшин умер не своей смертью. У него, разумеется, было собственное мнение и на творчество и на общественную жизнь, но о конфликте с властью – такого я не слышал. Сниматься в фильме «Они сражались за Родину» его фактически заставили, пообещав, что после этого он сможет снять фильм о Степане Разине. Он думал о реализации своих творческих замыслов, как режиссер и сценарист. Но это должно было поддерживать его дух, а значит, и здоровье. Он был целеустремленным человеком. Но сердце, разумеется, было достаточно изношено, хотя он был молодым, по нынешним меркам, человеком. Творческая жизнь влечет за собой эмоциональные перегрузки, бессонные ночи, нервные стрессы.
Как человек, он был аккуратный. Георгий Бурков попал к нему в номер первым. Да, надо сказать, что съемочная группа жила на теплоходе, стоявшем у берега, как в гостинице. Следовательно, там был экипаж теплохода, охрана, организаторы съемок. То есть, незнакомые люди здесь не вызывали подозрения. Попав в каюту Шукшина, Бурков обратил внимание на свежий запах черемухи и разбросанные бумаги по всему полу. Среди бумаг лежало тело. Именно так я представлял картину по первым описаниям. В советское время спецслужбы могли использовать нервно-паралитический газ с запахом черемухи, он приводит к сердечной недостаточности. Прошло уже почти полвека. Сейчас не разберешься, как было. Как говорят, факты не установлены. В любом случае, активные люди всегда рискуют своей жизнью. Особенно это касается тех, кто правдиво рисует конкретных персонажей, прототипы которых могут себя узнать. Не зря Марк Твен некоторые произведения, касающиеся родных людей, запечатал в сейф, завещав открыть через сто лет. Люди не любят правду. Возможно, не все, но многие. Потому что не все живут по правде – то есть, честно, открыто, думая о благе других, каким был Шукшин.

Все-таки интересно понятие «слава». Некоторые люди пыжатся, лезут наверх, пытаются властвовать и властвуют, распоряжаются судьбами других, а пройдет немного времени – никто их помнить не будет. А будут помнить тех, кто любил и страдал рядом с другими людьми, переживал за них, за их будущее, за будущее родной страны. Шукшин – это слово знают все. Для простого народа Шукшин – свой мужик. Если не все читали – на это нужно много времени, то смотрели его фильмы или фильмы с его участием. Фильм «Они сражались за Родину» снимался в тех местах, где я в то время жил, в донских степях. Это был город Суровикино, где я закончил среднюю школу. В 1974 году, когда снимался фильм, родители уже переехали в Сибирь, а я завершил учебу в Саратове – в политехническом институте. Суровикино оставался для меня вторым домом, и я приезжал сюда. Одноклассники рассказывали, что съемочная группа фильма «Они сражались за Родину» обедала в суровикинском ресторане. Тогда ресторан был у привокзальной площади – налево, а направо от площади – столовая, где одно время работала мама. Видимо, любопытных собиралось много. Одноклассники видели Тихонова, Буркова и Шукшина. Возможно, и ночевали артисты в местной гостинице. Сами съемки боев проходили выше по течению Дона – у станицы Клетская. Видимо, в тот момент искали подходящее место для съемок эпизодов. А место для съемок фильма выбрано было по настоянию автора одноименного романа - Михаила Шолохова – на месте настоящих боев за Дон. Василий Шукшин приходил на обрывистый берег Дона по вечерам и что-то записывал в свою тетрадку. Возможно, готовился к своей новой постановке – фильму «Степан Разин». После его смерти этот уступ назвали Шукшинским утесом. Здесь стоит часовня, установлен памятный знак о Шукшине и мемориальный комплекс в честь реальных защитников Родины. Во время и после съемок фильма нашли 200 останков солдат и захоронили на этом месте. Инициативная группа молодежи из Волгограда совершила путешествие к месту съемок фильма и сняла ролик о Шукшинском утесе - с помощью квадрокоптера.

Посещение любого музея для заинтересованного человека влечет за собой новые сведения, которые укладываются в его багаж знаний. Я увидел, что и должен был увидеть. Дом, купленный Шукшиным для матери в 1965 году на свой первый крупный гонорар за роман «Любавины». Внутри – все просто и узнаваемо. Только телевизор «Беларусь» с проигрывателем вызвал у меня вопрос. Похож на радиолу, но с экраном. Шукшин с мужиками сам ставил высокую антенну, и качество изображения было хорошим. В сростинском книжном магазине он купил набор грампластинок Федора Шаляпина, чтобы крутить на телевизоре. Что только не изобретали в Советском Союзе!  Раньше такого телевизора я не видел. У родителей была радиола «Рекорд». Я любил крутить пластинки, как и все в то время. У нас были и песни и классические мелодии. Постоянно звучало радио «Маяк».
Получилось, что находясь «в гостях у Шукшина» мне вспоминался родительский дом с его незатейливой и очень похожей обстановкой.

А о школе расхотелось мне рассказывать. Плакаты, фотографии, класс с партами, описания этого и рассказ экскурсовода – все это замечательно. Но меня смущает до сих пор вывеска на стене школы. Вечная моя склонность к критике! Охраняется государством – понятно, почему: музей В.М. Шукшина Но зачем приписали мелким шрифтом Героя Советского Союза? Неужели не нашлось материала, чтобы сделать отдельную табличку под стеклом, где крупным шрифтом указано имя Героя, а ниже  мелким – описание его подвига. Получилось, что Герой – унижен. Василий Макарович не одобрил бы такого.

Часть 7: http://proza.ru/2021/03/18/1588


Рецензии
Анатолий, спасибо Вам за интересную информацию!

Пётр Полынин   24.03.2021 15:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Петр, за отклик! Рад, что понравилось.

Анатолий Просняков   24.03.2021 18:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.