О мужской и женской гениальности, и жареном гусе
Застолье началось по намеченному плану. Но, увы, все рухнуло, когда после тоста за всех наших прекрасных девушек, Гена, мой близкий товарищ, предложил поднять бокал и за нас, мужчин творческих профессий, частенько жертвующих своей стабильностью и благосостоянием, ради искусства и творчества.
Алла, молодая девушка лет тридцати пяти, совсем недавно вышедшая замуж за нашего друга Александра, мягкого и неконфликтного парня, демонстративно сделала большой глоток из бокала, до того, как все гости чокнулись, отдала его мужу и ехидно хихикнув, сказала:
- На, пей, дорогой, за двоих! Я, друзья, отказываюсь пить за творческих мужчин!
- Почему же?! – дружно поинтересовались мы.
- Да, потому, что ваше время в искусстве подходит к концу! – игриво ответила Алла.
- С чего вы это взяли? – спросил я.
- Сейчас объясню! – ответила она и в глазах ее заиграли огоньки. - Моя ближайшая подруга работает во ВГИКе. Так вот, на режиссерский и операторский факультет, дорогие мужчины, в этом году девушек поступило больше, чем парней. – Алла взяла у мужа свой бокал, сделала из него еще один глоток вина, и вернув обратно, продолжила. – Так что ваша песенка спета, господа мужчины!
- Хорошая шутка! – среагировал Гена. – Я, пожалуй, тоже не буду пить за творческих мужчин! – сказал он. – За них не надо пить, им надо устанавливать памятники! – и Гена поставил свой бокал с вином на стол.
Глаза Аллы сверкнули. А все мои гости, знакомые с основами драматургии, увлеченно следили за разворачивающимся сюжетом. Алла продолжила:
- Хорошая идея, Геннадий! – улыбнувшись сказала она. – Надеюсь, вы имеете ввиду исключительно памятники на могильной плите мужской узурпации в искусстве?! – сыронизировала она.
Александр аккуратно дотронулся пальцами до плечика жены, но она резко скинула его руку. Саша, слегка смутившись, прошептал:
- Она у меня немного эмансипе… в тренде с модой…
- При чем здесь это?! – оборвала его Алла. – Просто свершается историческая справедливость. Мы выходим на главные позиции. Но… - ухмыльнулась она. – Женщины великодушны. Мы оставим вам несколько профессий. Что касается кино, то вам в нём будут доступны позиции гримеров, костюмеров, реквизиторов… ну и хлопушка, конечно же! – И Алла вызывающе обвела взглядом всех мужчин за столом.
Мхатовскую паузу прервал тонкий смех Гены.
- Ой не могу! – начал он, резко прервав свой смешок. – Алла, вы находка! Очень смешно! – и Гена снова начал хихикать.
- А что тут смешного?! – слегка театрально приподняв бровь спросила Алла.- Я абсолютно серьезно. Ваше время в искусстве закончилось, мальчики!
- Ну, перестаньте, Аллочка! Кино, поэзия, изобразительное искусство, музыка, и я уже не говорю уже о науке – это наша, мужская территория. Вам, женщинам, придется с этим смириться или, по крайней мере, довольствоваться вторыми ролями.
- Ну-ну, продолжайте! – сказала Алла. – Только учитывайте в вашей речи тот факт, что вы, мужчины, до сегодняшнего дня просто выключали нас из всех престижных и прибыльных профессий. Вы всегда боялись конкурировать с нами на равных! Продолжайте…
- О, нет! – начал Гена, отхлебнув из бокала в той же манере, что и Алла чуть ранее, иронично задрав подбородок, продолжил. – Я уверен, что если у человека есть талант, а уж тем более гениальность – они себя обязательно проявят, несмотря ни на что! Кино существует уже больше ста лет, между прочим… И что? Кто-нибудь из присутствующих может назвать мне хоть одну фамилию всемирно известной женщины-режиссера? А? – Гена сразу продолжил, не дав никому шанса вступить в полемику. – Такую фамилию, которую можно поставить рядом с Феллини, Тарковским, Де Сико и Хичкоком?!
- Кэтрин Бигелоу! – выстрелила Алла, улучив момент! – Обладательница «Оскара» за лучшую режиссуру, между прочим.
- Бигелоу!? – переспросил Гена. – И кто ее знает, Алла? Подойдите на улице к людям и спросите, кто такая эта Бигелоу – уверен, вам никто не ответит!
- Но…
- Тоже в живописи, также и музыке! – не унимался Геннадий. - Назовите мне женское имя, равноценное Да Винчи, Рафаэлю, Рембрандту или Мане?! Назовите хоть кого-то женского полу, кого можно хотя бы рядышком поставить с Моцартом, Бетховеном, Чайковским или Верди?! Ну, Алла! Называйте!
- Это ничего не объясняет! – ответила Алла, пытаясь выглядеть холодной.
Однако, я увидел, как она сильно надавила на вилку, которую держала в руке, да так, что вилка немного согнулась.
– Вы мужчины не давали нам развиваться в этих направлениях, вот и вся причина! К тому же, замечу вам, в поэзии, о которую вы упоминали, есть такие имена как Ахматова и Цветаева, между прочим! – сказала Алла, положив погнутую вилку на стол.
Мы все повернули головы в сторону Геннадия.
- Здесь я с вами соглашусь, - начал он, – но они скорее исключение, чем правило! Напомню всем, что европейская поэзия насчитывает более двух тысяч лет, если мы возьмем начало отчета со времен Гомера и Гесиода! И что? Две фамилии за две тысячи лет? А поэзии, друзья, между прочем, не нужно учится ни в школе, ни в университете! Где же великие поэтессы? Где они, а?! – всё сильней распалялся Геннадий. – Где ваши Пушкины, Шекспиры и Бодлеры в юбках, Алла?! Если бы женщины были предрасположены к поэзии, неужели же их гениальные стихи не стали бы известны на весь мир, несмотря ни на какие мужские препоны и преграды!?
- Те преграды, которые вы, мужчины, перед нами ставили, были непреодолимы! В этом причины! – почти прокричала Алла и щеки ее немного покраснели.
- Ну уж нет, ребята! – немного повысив голос, продолжил Геннадий. - Весь вопрос и ответ в том, что талант, а уж тем более гениальность в тех сферах искусства, о которых мы говорим – это некая форма одержимости, которая вам, милые дамы, просто не доступна! Гениальный режиссер или поэт будет творить, несмотря ни на какие препятствия. Сумасшедший Ван Гог, в которого никто не верил или голодающий Пиросмани – писали картины, которые никто не покупал! Но они не останавливались, понимаете?! Писали картины вопреки здравому смыслу! Способны ли вы на такое, Алла? Способны как Моне потратить деньги на холст и краски, вместо хлеба? Бросите успешную карьеру и достаток ради творчества, как Поль Гоген?
- Вы впадаете в крайности, Геннадий! – ответила Алла. - К тому же, история знает тысячи примеров женской жертвенности!
- Согласен с вами! – подхватил Гена. – Вы, женщины, способны жертвовать собой ради детей, мужчины, Родины! Но у женщин нет того безумия, на которое способны мы! Вы не сможете поставить на карту всё ради того, во что никто не верит. Это против женской природы!
- А против мужской природы – признать за нами равные права и уступить дорогу! В вашей природе тысячу лет перекрывать нам кислород на любом поприще! – сказала Алла еще больше распаляясь.
- Ну уж, нет! – оживился Геннадий. – Несмотря на все угнетения нами, вы, почему-то, вполне смогли реализовывать себя, в политике, например! В своем стремлении к власти, вы нам ни капли не уступаете. Все ваши Виктории и Елизаветы, Царицы Тамары, Клеопатры, Екатерины и Маргарет Тэтчеры – прямое этому доказательство. На этом поприще, мы почему-то, не смогли вас остановить?!
Александр грустно посмотрел на супругу. Алла взяла побольше воздуха в легкие и сказала:
- Ах, ну и на этом спасибо! Так, по-вашему, Геннадий… - имя Геннадий она произнесла нарочито сжав губы. – Это только потому, что цели в политике абсолютно понятные, не абстрактны, как в искусстве?!
Гена утвердительно качнул головой.
- В таком случае, как вы объясните успех женщин на сцене?! Сколько великих актрис мы подарили миру, а?!
- Тут я с вами соглашусь, Аллочка! – также нарочито произнеся ее имя, ответил Гена. – Но, на мой взгляд, актерская профессия слишком уступает тем видам искусства, о которых мы говорили в начале!..
- Это почему же? – спросила Алла еще более язвительным тоном.
-Это потому, Алла, что актерская слава – скоропортящийся товар! Два три поколения, и актеров забывают, как мужчин, так и женщин…
- Это вы про Ермолову и Сару Бернар? – перебила его Алла.
- Во-первых, Алла, и Ермолову и Сару Бернар, уже почти никто не знает из юного поколения, во-вторых, – менторским тоном продолжил Гена, – никто уже не помнит где и что они играли, и в-третьих, глупо сравнивать их славу со славой Моцарта или Микеланджело! – закончил Гена, глядя на Аллу с вызывающе нагловатой улыбкой.
Алла покраснела.
- Жанну д’Арк! – неожиданно вступил я в разговор.
- Что Жанну Д’Арк? – удивленно спросил Гена.
- Сара Бернар играла Жанну Д’Арк! – ответил я.
- Выпендрежник и сноб! – резко ответил мне Гена. – Всегда норовит вставит свои пять копеек! – улыбаясь, сказал он гостям. – Но, мы тебе это простим, так как знаем тебя уже много лет! Ведь так Алла? – и он иронично посмотрел на своего оппонента.
- Как по мне… – начала Алла, пытаясь взять себя в руки. – То вам больше подходят эти определения. И ещё… - продолжила она. – Я к ним с удовольствием добавила слово «индюк»! – отвернувшись, сказала она.
- Прекрасный аргумент в нашем споре, не правда ли? – произнес Геннадий, удовлетворенный тем, что вывел Аллу из себя.
- Прекрасный аргумент для таких как вы, Геннадий! – холодно произнесла Алла.
Геннадий, судя по выражению лица, готовился ответить что-то очень едкое.
Внезапно я, и все мои гости почувствовали, что назревает нечто большее, чем просто дружеская перепалка. Я встал из-за стола.
В IV веке до новой эры гуси спасли Рим. Мой гусь, запеченный в яблоках, по всем правилам кулинарного искусства, появился на столе весьма кстати, и своими вкусовыми качествами, просто-таки спас наш вечер. Он отвлек внимание всех гостей от спора Аллы и Геннадия, сорвав драматическую развязку, к которой они скорее всего пришли бы через пару минут.
Надо отметить, что им обоим по душе пришлось спасительное блюдо, от которого Гена оторвал ножку, а Алла крылышко.
Доев гуся, спев несколько песен и рассказав десятка два анекдотов, гости, наконец, разошлись.
Что же касается Аллы и Гены, то от моего взгляда, как и от взгляда некоторых моих гостей, не ускользнуло то, как в течение всего оставшегося вечера они смотрели друг на друга. Алла делала это с нескрываемой ненавистью. Гена – с нескрываемым презрением. И это, друзья, были сильные чувства: сильная ненависть, и сильное презрение.
Как бы это не было бы парадоксально, но я предполагаю, что через какое-то время Алла уйдет от мужа. Уйдет к Гене. Уж очень они стали друг к другу не равнодушны.
И ещё. Ещё я весь вечер думаю о том, кого поставить рядом с Моцартом?!
Свидетельство о публикации №221031800876