Осел и ишак обзор

Ишак и Осел. Этимология, мифология, символика, словари, фрески.
Вот я удивляюсь, а что искать-то эту этимологию, она за пять тысячелетий не очень-то и изменилась. Как из Египта вышла, так потом, немного припудренная Сирией, Шумерами, да разными другими народами, так и осталась- осликом).
Ведь нас же не удивляет, что имя Осирис египтологи озвучивали различными способами, такими как Asar, Ausar, Ausir, Wesir, Usir или Usire. А он как родился в Египте, так то имя и имеет от wsr со своим первоначальным значением «Могущественный».
И мы не ищем различные истоки для Моше; и Моисея, просто « У греков нет буквы и звука "ш", поэтому заменили на "с", а произношение приспособили к своему языку. Это не единичный пример: был Шломо - стал Соломон, был Шимшон - стал Самсон и мн. др. Имя Хавва переделали на Ева, и даже "эден" стал "эдем".»
И нас не удивляет и не озадачивает, что Исаак от евр. Йицхак, от «смех» ицхак .
А Исав от евр. Эсав, «волосатый» , греч. ;;;;;. А Иаков (Яков) — связано со словами , Экев— пятка. И «Израиль» правильнее было бы называть ИсраЭль.
А Иса;ия , ивр. ; — Иешаяху — «Спасение, посланное Богом».
Иису;с, Ису;с. др.-русск., ст.-слав. Иисоусъ, Исоусъ, из греч. ;;;;;; от евр. имени, которое является усечением имени Йеhошуа, состоящего из корней слов «Йеhова» - имя Бога в Ветхом Завете и «шуа» — спасение.
Но Иисус Навин- Иехошу;а бин-Нун; в исламе Йуша бин Нун или Юша ибн Нун. В латинской (а затем в католической и протестантской) традиции имя Иисуса Навина передаётся иначе, чем имя Иисуса Христа — Iosue вместо Iesus, также равно как и в исламской традиции Юша вместо Иса, в то время как в греческой православной традиции оба зовутся Иисус (поэтому к имени первого обычно прибавляется Навин или сын Навин, в то время как для западной традиции это излишне).

В общем, вы поняли, не надо искать ишака среди тюрских народов, вполне достаточно, что он из Египта до Азии прошел долгий путь через Ассирию, Средиземноморье, и потому этот маленький ослик за столь долгое путешествие немного преобразился. Хотя, конечно, остался вполне узнаваемым и бодрым.
По поводу Осло и осла- это из детской шутки, хотя, и забавно, что в нашем звучании они называются ословчане или ослики, но сами –то они себя зовут гордо- Осло-мэн).
А еще из забавного, помните ослика Иа, который потерял хвостик? Так хвостик потом нашелся! И да будет праздник на всей планете!
---—
«Осел относится к роду лошадей. Ишак- это одно и то же наименование осла. Различие состоит лишь в том, что ослом можно назвать как дикое, так и одомашненное животное, а наименование "ишак" применимо лишь к домашнему. Ишак – это домашний ослик . Учёные утверждают, что домашние ослики или ишаки появились намного раньше домашних лошадей. Впервые их начали использовать в Египте и других странах Африки. Все одомашненные ослы относятся к африканским ослам, попытки же приручить куланов (азиатских ослов) всегда оставались безуспешными.
Египтяне одомашнили ослов задолго до 3000гг до н.э. Он символизировал мирные цели путешественников. Осёл встречается в Древнем Египте на изображениях, датируемых IV-м тыс. до н. э. Выступает: одной из форм солнечного божества в его аспекте растущего (восходящего) солнца, воплощением жизненной мощи; воплощением бога «чужих стран» Сета в его тифоническом аспекте и олицетворения злого начала. За малым исключением осел изображается как противник божественной власти: 77 ослов противостоят солнцу, чтобы запретить ему утренний восход; с ослом связывается убийство Осириса Сетом (Сутехом).
В Среднем царстве эти вытаскивающие зерно из земли животные рассматривались как подчиненные Сету существа, которые уносили присутствовавшего в зерне Озириса. С объявлением Сета вне закона его животное стало «козлом отпущения».
Со времени Нового царства к празднику Озириса относится ритуал, при котором «осел Сета» закалывается копьем. В Бузирисе удовлетворялись символической жертвой, когда образ осла печатали на жертвенных лепешках.
Иероглифический знак, обозначающий осла снабжен изображением ножа в загривке (плече) для нейтрализации тифонической силу животного. В магической магии этот знак выступает в качестве апоторопея, отвращающего несчастье.

В шумеро-семитской традиции большие уши осла изобличают ум.
В зороастрийской (сасанидской) традиции олицетворяющий лунные фазы космический трехногий осёл стоит посреди моря Фрахвкард.

В Индуизме - в ряде вариантов колесница Ашвинов запряжена ослом или несколькими ослами, с помощью которых Ашвины выиграли соревнование, проводившееся по случаю свадьбы Сомы и Сурьи. Осёл служит ваханой (ездовым животным) божеств, связанных со смертью.
В Китае Белый осёл — божественный скакун китайских бессмертных.
В мусульманской традиции осёл — одно из животных неба.

Осёл(онагр) являлся священным животным у фригийцев и фракийцев. В древних Финикии и Сирии образ осла связан с культом Ваала. В Вавилоне в образе осла представлялся бог Ниниб ( Сатурн) .Халдейская богиня смерти представляется стоящей на коленях на осле, перевозимого на лодке через реку преисподней. В древнехеттских представлениях осел выступает как культовый символ плодородия, с которым сопоставляется плодородие женщины-царицы, произведшей множество детей.
В древнееврейской традиции (белый) осёл выступает как священное животное судей, царей, пророков. Так было принято до времен царствования царя Давида (XI—X вв. до н. э.), когда знатные люди начали использовать мулов. В библейской Книге Бытия (30:34) ослы не случайно упоминаются как один из символов богатства. Ведь долгое время эти непарнокопытные были главным транспортным и тягловым средством. Кроме перевозки грузов и людей, ослы также вращали мельничные и водяные колёса. Стада Иова насчитывали 500 ослиц; Иаков, чтобы усмирить гнев своего брата, принес в жертву богу 20 ослиц и 10 ослят, Именно ослиной челюстью Самсон громил филистимлян.
Со времён царя Соломона, повеление которого дало начало коневодству, осёл, как неприхотливое животное, становится принадлежностью небогатого человека. Как обычный транспорт для бродячих пророков, ведущих суровую, полную аскетизма жизнь, верховой ослик выступает неким противопоставлением коню воинов и знати. В итоге «благородные» лошади стали ездовыми животными знати (прежде всего, военной), а священники и люди попроще ездили на ишаках и мулах.Постепенно осёл приобретает значение символа угнетения, насилия, порабощения, а также миролюбия, бедности и терпения. Рыжий осел — символ дьявола , зла и адского огня во многих священных древнееврейских текстах . Ремень из кожи осла использовался для наказания виновного в соответствии с решением суда.
Обвинение в почитание осла, вменявшееся античным миром в вину иудеям, позже адресовалось и христианам. Как домашнее животное осёл упоминается в легендах о святых. Наиболее известны истории из житий Св. Иеронима — об осле, который возил дрова для монастыря, и Св. Антония Падуанского — об осле преклонившемся перед Святыми дарами. Как и некоторые гностические секты, рассматривали осла как священное животное. Раннее христианство всеми силами открещивалось от какой-либо причастности к средиземноморскому культу осла.
В эллинистическом мире осёл (как и козёл) ассоциируется преимущественно с похотью (распутством) и смешной глупостью . Как божество плодородия — непременный участник фаллических мистерий; представлен в целом ряде скабрезных мифов. В Дельфах было принято приносить в жертву именно осла. Большие уши осла- символ глупости.
Но на самом дела Ослы такие же умные, как и лошади. Их можно многому научить! Эти упрямые животные демонстрируют просто чудеса сообразительности и интуиции. «Осел никогда не пойдет через мост, если вдруг заметит щель между досками и воду…», — Плиний Старший «История Природы».
Они «умеют» отфильтровывать ненужные для них шумы и слышать только то, что действительно представляет для них интерес. Они чудовищно выносливы и сильны.»

ОСЕЛ.
Персид- улан, хер, олаг, hэмар, х;р, н;р(р)эх;р, ф;р;с, м;рк;б
С;вар, сур- II конь, мул или осёл тёмно-серой масти с чёрной полосой ,

тадж- хар, санскрит- khara, груз- viri , катал-ruc
панджаби- khot, марахти-gahuga,

алб-gomar, словац- som;r, венг-szam;r, сомали -dameer, перс- hэмар, м;рк;б, иврит- khamor,
босн-magarac, македон- магаре, румын-m;gar, серб- магарац,

ДР.ЕГИП.- aA, wHm - осел,
Шумер- =us5, u8:- овцематка, взрослая овца
=;z, ud5, ut5:- коза

бакс-asto,
фин-aasi
ирлан-asal (donkey), лито-asilas, нем- Esel, норв-esel, иврит- eyzl, эстон-eesel,
польск- osio;, словен-osel, укр- віслюк,
латын- asinus, валли-asyn, итал-asino, ислан-asni, швед- ;sna, испан, филиппин- asno

ШУМЕР- =an;e (=ansis, asisx: темнота; )
греч-, ;;;; (;;;;;;;;;;,;;;;;;;;)
франц- ;ne (baudet)

арм- eche,
азер-e;;;k, тур- e;ek, узб-eshak, башк- иш;к,

англ-a donkey, мальтий-donkey, лаос- donkey,
африкан- donkie, вьетн-donkey, японс- donki, сесото- tonki

яван-kuldi, малайс- keldai
кит- lu (ср. перс- улан, олаг)
якутск- олохсуйда (сылгы -осёл; лошадь, конь).
монг- илжиг,
киргиз- жолдор тоому.
казах- маймыл

испан-burro, галис-burro, (? =uri(2): аккадец. =ur: собака; хищный зверь; слуга; молодой человек, мужчина, воин; враг. =ur-bar-ra: волк.
=ur-gir15/gi7 [KU]: собака. =ur-mah: лев. =ur-m;-da: сторожевая собака )

зулу- imbongolo
татар- ину(вместо осла- осесть),

Этимология: ОСЕЛ.др.-русск., ст.-слав. Осьлъ, сербохорв. о;сао, слвц. оsоl, польск. оsiо;, в.-луж., н.-луж. wоsо; Заимств. из гот. asilus от лат. asinus , балто-слав. древность нельзя доказать, потому что лит. a;silas, др.-прусск. asilis могли быть заимствованы самостоятельно. Невероятно происхождение слав. слов из лат. asellus, объясняют через фрак.-иллир. посредство из языка Малой Азии; греч. ;;;;, белорусс. – асёл, латыш, – ;zelis , датск – ;sel , ирл. – asal , нем. – Esel, эст. – eesel
ИШАК. Из тур., кыпч., азерб. ;;;k «осел», тат. I;;k. арм. эш «осел», того же корня что лат. equus «лошадь».

Версия из инета: «Тюркские языки называют осла словом от другого корня. Он у них ишак : кирг. – эшек, татар. – иш;к, турец. – e;ek, туркм. – e;ek узб. – eshak. от древнеевр. "ашак" (;;; – подавлять, притеснять, угнетать, использовать, эксплуатировать). При этом однокоренное слово "эшэк" (;;; – споры, перебранки, раздоры, разногласия) отлично описывает строптивость и упрямство ослов. Якутск.: осел- ишак и сылгы (осёл; лошадь, конь, конский). Русское слово "осёл", как и якутское слово "сылгы", образовано от древнееврейского "эсэль" (;;; – иго, ярмо, хомут, узы, рабство).
В латыни равноценно существовали два слова: asinus (осёл) и asellus (ослик, ослёнок). латинский корень asin не превращался в asil. Asellus – это, как и у славян, древнееврейское "эсэль" (;;; – иго, ярмо, хомут, узы, рабство). слово asinus попало в латынь из арабского: "issyan" (неповиновение, непослушание; восстание, бунт, мятеж,
сопротивление), образованного от древнееврейского "сина" (;;;; – вражда, враждебность, антагонизм).
Семитское атуна, ослица с чередованием Т/С. Смысл, разумеется, есть только в русском. Первый гласный [о] в "осёл" ранее представлял из себя целый слог, ВЕ, а второй [о] , который в йотированной "ё", представлял собой комбинацию слогов, ИВО, что даёт нам форму *весивол.»
https://moya-lepta.livejournal.com/124964.html
https://bioros.net/zhivotnye/chem-otlichaetsya-domash..
https://lev-dmitrich.livejournal.com/95221.html
https://humidfruit.files.wordpress.com/2010/08/p2.jpg
https://shkolazhizni.ru/animal/articles/99420/


Рецензии