Новичок 1

Я повторяю публикацию понравившегося вам рассказа о случае, произошедшем в моем детстве.

Наш 5-й сборный класс был сформирован из учеников разных школ (начальной школы имени Абая и средней школы имени Луначарского). Получилось так, что собрали в этот класс всех бесперспективных.


Часть 1. К нам пришел Новичок

В тот момент, когда формирование класса завершилось и были расставлены приоритеты (определился неформальный лидер, произошло ранжирование ребят по силе) к нам пришел Новичок. Он был старше нас примерно на год.

Класс оказался слабым по успеваемости и проблемным по дисциплине. Неформальным лидером, как и положено у ребят, стал мальчик-второгодник с сильным ударом и задиристым характером.

На правах старшего и сильного он  сталкивал ребят и мы выясняли отношения между собой без всяких поводов и причин.

Новичок сразу не понравился Второгоднику. Он был бедно одет (время было послевоенное), не блистал знаниями, и был, на взгляд Второгодника, слишком независимым.

Классная решила помочь Новичку и закрепила его за мной, поручив заниматься с ним дома по тем предметам, в которых он отставал.

Дом Новичка был недалеко от школы и мы решили, что после уроков будем заходить к нему домой; делать домашние задания лишь по тем  предметам, где было отставание.

Новичок, к моему удивлению, оказался не только усердным, но и толковым подростком (ему было в то время 12-13 лет).

Очень скоро, несмотря на мои бестолковые объяснения,  он догнал нас в знаниях, уважительно относился к учителям и ребятам. Многие зауважали его за это и хотели дружить с ним.  Этого не хотел лишь Второгодник.

Однажды, он подговорил одного из своих друзей, чтобы тот вызвал Новичка на драку, пообещав свою защиту. Затем, по его замыслу, к мальчику-провокатору должны были подключиться другие ребята. Ему хотелось проучить Новичка. Заговор был тайным, но происходил у меня на глазах.

В этот день, после уроков, мы, по устоявшейся традиции, зашли к Новичку домой, выполнили домашние задания.

Я не имел права выдавать чужую тайну, но и молчать не хотелось, надо было предостеречь. Перед уходом, я, как бы между прочим, не раскрывая деталей, сообщил ему, о том, что завтра, после уроков, его будут бить несколько ребят.

Он воспринял всё спокойно, понимал, что я не могу сказать ему больше того, что сказал, поэтому не о чем не стал расспрашивать.

Я очень не хотел его избиения, а дрались мы хотя и честно (лежачего не бьют и т.п.), но жестко. Послевоенная безотцовщина обязывала нас к этому, учила умению стойко защищаться.

Прощаясь, я посоветовал ему не ходить завтра в школу, пообещав всё рассказать, что будет задано, и к чему надо будет подготовиться. 

Он промолчал.

 
Часть 2. Новичок в деле

На следующий день я со спокойной совестью, и не менее спокойным сердцем пришел в школу. Увидев Новичка, я был озадачен. Он пришел раньше других, активно участвовал в учебном процессе: поднимал руку, отвечал на вопросы, получал хорошие оценки.

"Может он не понял меня", - недоумевал я.

Приближалось окончание уроков. Мое беспокойство за Новичка возрастало. Как помочь ему? Как предотвратить драку?

Но неизбежное произошло. Друг Второгодника действительно вызвал его "Один на один". Драться "Один на один" у нас считалось честной дракой, и Новичок согласился.

Зеваки потянулись не домой, а за пределы школы, к месту драки.

Новичок и Мальчик-провокатор встали друг против друга. Провокатор стал наглеть и придираться к Новичку, толкая его в грудь. Завязалась драка.

Все вначале происходило так, как было задумано Второгодником.

Спустя несколько минут, Новичок сильными и точными ударами выключил Провокатора и тот без сознания рухнул на пол. Удар у Новичка был сильнее, чем у обычного подростка нашего возраста. Вошедшие в драку два других пацана, отлетали от него, как горох от стенки.

 
Видя, как негативно развиваются события, в драку внезапно вмешался Второгодник. Он не стал избивать Новичка, как обещал Провокатору, а стал разнимать дерущихся.

Через некоторое время конфликт был улажен. Все помирившись, пошли к уличной водопроводной колонке, стали смывать кровь и охлаждать пыл, смеясь, рассматривать синяки и шишки.

Мы, по сложившейся традиции, зашли к Новичку домой, быстро сделали домашние задания, и я пошел домой в приподнятом настроении. Конфликт  разрешился, как нельзя лучше.

Дома меня ждали уличные друзья (я был капитаном одной из футбольных дворовых команд), а также велопрогулки с другом детства Вовкой и отличницей Аллочкой, с которыми я по-прежнему дружил, хотя и учился уже в другом классе.

А еще были игры в "Лянгу" и в "Исыки" (Исык - суставная косточка овцы, аналогичная Бабке, суставной косточке свиньи; играть в "Лянгу" - жонглировать свинцовой плоской круглой штучкой, похожей на шайбу с оперением из волос; кто  выполнит больше подбиваний Лянги ногой, тот и выиграл).

Мне часто не хватало времени не только на Новичка, но и на выполнение домашних заданий. Везде хотелось успеть.

Часто приходилось пропускать занятия в кружке авиамоделистов, в который меня постоянно затаскивал мой друг отличник Вовка. Там, он добивался больших успехов, участвовал и побеждал не только в городских, но и в районных соревнованиях. А я, как надежный друг, всегда старался поддержать его в этом. И сам нередко строил модели. Одним словом жизнь кипела.

 
Часть 3. Мое участие в разборках между Новичком и Второгодником

Но вернемся к Новичку. Не знаю, что еще произошло в тот день после драки, но вечером ко мне пришел взволнованный Второгодник.

Зная о том, что я могу повлиять на Новичка, он просил меня о помощи. Оказывается, Новичок вызвал его на следующий день "Один на один" и Второгодник опасался этого поединка.

Я также не хотел этой драки, и, несмотря на поздний час, поспешил в другой конец города к Новичку. Мне с трудом удалось убедить Новичка не бить Второгодника. И Новичок, скрывая досаду, согласился.

Только после этого случая драки в нашем классе прекратились. Новичок завоевал еще большее уважение у ребят и преподал нам всем урок мужества и стойкости.  Впрочем, его урок мне не был в впрок.

 
Часть 4. Мое участие в "Пионерском костре" на природе.

На коротких каникулах Городские педагогические власти организовали за городом слет лучших пионерских отрядов разных школ. Пригласили на этот слет и меня.

В официальной торжественной части были: построение отрядов, рапорты председателей, речёвки вожатых. В неофициальной  - пионерский костер, выступление кружков художественной самодеятельности, хороводы, ручейки, соревнования, и даже застолье в виде накрытой, как сейчас говорят, поляны. Каждый должен был угостить других тем, что принес из дома.

В построении я встал на указанное мне место. Когда все выстроились, кто-то сзади стал настойчиво выталкивать меня вперед и в сторону из строя. Я сопротивлялся и всякий раз вставал на свое место.

Кто-то другой, за моей спиной прошептал кому-то:

- У тебя рапорт, решительней оттолкни этого Сопляка.

Я не вынес оскорбления, резко повернулся и увидел учеников из другой школы. К сожалению, я был упрямым и не достаточно сдержанным молодым человеком.

Взглянув на обидчика, я произнес громко и членораздельно:

- Если я Сопляк, то ты Засранец.

Этого было достаточно, чтобы окружение пришло в легкое волнение. "Засранец" схватил меня за руку и выволок во внешний контур построения.

Мы с ним еще перебросились несколькими оскорбительными фразами, и отошли в ближайший кустарник, вдаль от любопытных глаз. Нам в тот момент было не до слета, и не до пикника.

Затем еще после недолгих препирательств мы схватили друг друга за грудки, и начали бороться. Кончилось тем, что я повалил его на пол и плотно прижал к земле, не дав возможности вывернуться.

Чтобы окончательно сломить  сопротивление и запугать его, я произнес:

- А я ведь могу пустить в ход и кулаки, поверь, мало не покажется, ты предстанешь перед своими друзьями в разукрашенном виде.

      
Моя сила и словесные доводы оказались убедительными, он был сломлен и сдался.

Казалось прошло немного времени, но вернулись в компанию мы лишь тогда, когда закончилась торжественная часть. Я был победителем и ликовал, он - поверженным и униженным, но, как оказалось позднее, не сломленным.


Часть 5. Преследование

Настроение все-таки было испорчено. В застолье я щедро угощал других своими домашними пирожками, котлетами, беляшами, сырниками,  соками и фруктами. Мама готовила вкусно, поэтому все разлетелось очень быстро, и мне было от этого приятно.

Костер погас, торжества завершились, мы расходились.

В стороне от общего потока я увидел троих ребят, терпеливо поджидавших меня на выходе. Предчувствуя неладное, я смешался с толпой, пытаясь улизнуть. Преследователи, соблюдая дистанцию и приличие, увязались за мной.

Когда толпа "рассосалась" окончательно и ребята остались наедине со мной, я бросился в бега. То ли я бежал быстро, то ли они не очень то стремились меня догнать, но расстояние между мной и ими не сокращалось.

Пробегая мимо школы (а слет-пикник был организован на природе за чертой города), я добежал до дома Новичка.

Подумал: "Может мне лучше укрыться в столь приветливом мне доме, чем долго и утомительно через весь город бежать к себе домой".

Так и сделал. Спокойно вошел во двор. Меня приветливо, как старого знакомого, встретила собака, и виляя хвостом сопроводила до двери.

Новичок оказался дома. Были короткие каникулы и он занимался ремонтом ветхой бабушкиной мебели.

Он, вопросительно посмотрев на меня, спросил, что привело меня к нему в столь незапланированный час.

Я сказал, что, проходя мимо, решил заглянуть на огонек, узнать, как проводит свои каникулы мой подшефный. Мне совершенно не хотелось открывать настоящую причину моего появления. Я стыдился своего бегства.

Он пригласил меня за стол. Я  видел, что угощать ему нечем и он выставляет на стол свое последнее. Я был сыт, поблагодарил его и есть не стал. Впрочем, видя их с бабушкой нужду, я не стал бы есть и голодным. 

Разговорились. Только сейчас мне удалось выяснить, что они живут с бабушкой вдвоем.  У Новичка не было родителей. Бабушке, после долгих уговоров и убеждений социальных служб, удалось взять Новичка из детдома на попечение.

Ярко и образно в моем воображении рисовалась картина, как два одиноких человека - старый и малый помогали друг другу выжить в этой нелегкой и суровой жизни. Они стойко держались друг за друга и пытались выкарабкаться из нищеты и нужды.

Бабушки в это время не было дома. А, возможно, она лежала на кровати в соседней комнате.

За разговорами, я периодически незаметно  выглядывал в окно. Мои незваные спутники, побоявшись собаки, терпеливо ожидали моего выхода. Видимо, я сильно уязвил их самолюбие.

Один из таких моих взглядов перехватил Новичок. Выглянув в окно, он понял причину моего появления. Не собираясь, он быстро вышел на улицу. Я последовал за ним.

Чтобы не спугнуть ребят, Новичок начал медленно приближаться к ним, отрезая путь к отступлению. Ребята сплотились, трусливо прижавшись друг к другу. Эта сцена сильно забавляла и смешила меня. Все происходило так, словно удав приближался к парализованным кроликам.

За пять метров до встречи ребята неожиданно, как по команде,  разлетелись в разные стороны, как осколки после взрыва гранаты.

Бег их был настолько стремительным, что я удивился их резвости и энтузиазму. Подумал: "А ведь догоняли они меня менее резво, чем сейчас".

Я не сердился на них, не стал бы сводить с ними счеты. Что могли мне сделать ботаники (ботаники - усердные в учебе ученики). Мне даже было стыдно, что я уличный пацан убегал от них ранее.

Впрочем, я совершенно не хотел, чтобы даже ботаники (а может среди них были и не только ботаники) наносили мне увечья и расписывали мне лицо. Каникулы ведь были короткие, и завтра нам снова надо было идти в школу.

Бежали они очень быстро, но мне все-таки удалось выкрикнуть им в след:

- А ведь я оказался прав!
 
- Вы, все трое засранцы!


Часть 6. Расставание с Новичком

Кончился учебный год. Не знаю, что произошло в семье Новичка, да только его снова отправили в детдом. Он мне ничего не стал рассказывать об этом (позднее выяснилось у него умерла бабушка).

Провожали Новичка всем классом. Девочки грустили, и даже плакали. Ребята жали руку.

Напоследок он крепко обнял меня и, чтобы никто не слышал, с болью и дрожью в голосе произнес:

- А знаешь, я был счастлив с вами.

И добавил:

- Можно, я буду приходить к вам иногда.

Руки и голос его слегка дрожали. Было видно, что он сильно переживал и волновался.

Волновался и я. Мне долго не удавалось найти нужные слова. Наконец, я сказал:

- Не переживай, ты сильный, ты выстоишь, я в тебя верю.

Это была простая, но  так нужная мальчишеская поддержка.

- Приходи к нам в любое время, когда захочешь.

- Знай, ребята будут ждать тебя.

Мне было трудно с ним расставаться. В тот момент я остро чувствовал его боль, и от потери бабушки, и от расставания.

Слова, которые могли бы описать его чувства, я позднее услышал в песне "Генералы песчаных карьеров".

 
Я начал жизнь в трущобах городских,
и добрых слов я не слыхал,
когда ласкали вы детей своих,
я есть просил, я замерзал.
Вы, увидав меня, не прячьте взгляд,
ведь я ни в чем, ни в чем не виноват.

За что вы бросили меня, за что?
где мой очаг? где мой ночлег?
не признаете вы мое родство,
а я ваш брат, я человек.
Вы вечно молитесь своим Богам.
и ваши Боги все прощают вам...

 

Николай Гущин, 2018 год. Ред. 14.12.20, ред. 19.03.2021, повтор 27.12.2022


Рецензии