Точка возврата. часть 1

    Я хорошо помнил, что должен сказать сидящему передо мной человеку. Каждое слово было тщательно выверено и бережно уложено на свое место в невероятном узоре предстоящего разговора. Заочно диалог начался задолго до нашей встречи, но тогда еще ничего не было известно. Были только наивные мечты вернуться. Но потом все изменилось, и появилась надежда. И вот, наконец, мы рядом. Так близко и, одновременно, так невозможно далеко! Моё прошлое и его будущее. Вырванные из бесконечного потока времени и слитые воедино в хрупком сосуде этой неповторимой ночи.
    Сны. Бесконечные и бессмысленные, они стали одолевать меня с недавних пор. Некоторые  повторялись, словно кто-то не был уверен в моей памяти. Но я уже чувствовал, что на то имеется веская причина, и старался не пропускать ни одной детали. Чаще других снилась ванная комната, где я вновь и вновь сталкивался с незнакомым  человеком. Глаза в глаза. Несмотря на очевидность моего присутствия, незнакомец старательно делал вид, что не замечает меня. Он доставал помазок и принимался намыливать лицо, пока густая пена не превращала его в сказочный персонаж. Но только на мгновение, потому что умелая бритва уже чистила широкие борозды в белоснежном мыльном покрывале. Наконец, я узнавал в незнакомце свое отражение и понимал, что стою перед зеркалом. Судя по выражению лица моего двойника, он тоже меня узнавал. Но как он это делал, для меня  каждый раз оставалось загадкой. На смену удивлению приходило острое желание увидеть себя со стороны. Таким, каков есть. Глупо, понимаю. Но согласитесь, - доверять зеркальному отражению никак нельзя! Наверное, чтобы понять, какова реальность, нужно взглянуть на себя глазами другого человека.
    В этот раз я не досматриваю сон и до половины. Посреди ночи меня будят крики. Так кричат человеку, чтобы остановился. Громко и нагло, сознательно растягивая гласные в словах. Где-то недалеко, может быть, даже под окнами моего дома. Я вздрагиваю и вслушиваюсь в тишину, но крики больше не повторяются. Уснуть, однако, не удается. Так и ворочаюсь с боку на бок, пока ночь не заканчивается. Но и рассвет не приносит облегчения. Нелепая мысль, что это кричали мне, не дает покоя все утро. Даже такое верное средство, как яичница с беконом на завтрак, не исправляют настроение. Сегодня  обязательно должно что-то случиться! Но отменять прогулку я все же не стал.
     Щелкает за спиной дверь. Сидевшая на крыльце кошка бросается мне под ноги. Плохая примета, кто спорит. Однако, иду себе дальше. Уже на выходе из двора вдруг чувствую слабый укол под лопаткой! Быстро и не глубоко. Оглядываюсь – все та же кошка на крыльце, мордочкой в мою сторону. Удивляюсь я такому совпадению, но не больше. Это потом, когда к пустырю вышел и снова тот же взгляд на себе почувствовал. Накатило так, что скулы свело. Вот тогда запаниковал. Кручу головой по сторонам, а ничего толком не понимаю. Когда же отпустило немного, увидел я на другой стороне дороги мужика в темном плаще. В самый раз у заброшенной остановки. Кого он там дожидается? Наверное, приезжий или давно в нашем городе не был.
    Казалось, какое мне дело! Может человек стоять, где ему хочется, вот он там и встал. Имеет право! Размышляю так, а сам двигаюсь, не сбавляя шага. И все больше признаю в незнакомце кого-то близкого. И радостно мне становится и хочется быстрее прекратить затянувшееся ожидание! Осталось только перейти дорогу. Иду. А тем временем мужик в плаще начинает таять на глазах. И вот уже там, где только что он был, в воздухе остался лишь черный пластиковый пакет. Зацепился за столб и полощет на ветру, выкручивая замысловатые фигуры.
    «Когда я найду это место, то …» - звучит знакомый голос, но фраза остается незаконченной.
    Обручем сдавило грудь, в последний раз бухнуло и остановилось сердце. Только это было уже неважно. Главное, Старик нашел то, что искал и обо мне вспомнил! А ведь столько лет прошло.
  … Помню, в тот год сухая и теплая осень  длилась и длилась. Самые доверчивые уже одеваться стали по-летнему и прогуливались в ярких одеждах по улицам. Но я тогда мимо них в гараж направлялся, надо было машину переобуть. Как-никак, середина ноября. Какие могут быть прогулки!
     Незнакомец повстречался мне у старой автобусной остановки. Никаких тебе навесов от дождя и ветра там не сохранилось, тротуар узкий, двоим тесновато окажется. Сошел я на проезжую часть и хотел пройти мимо, но показалось вдруг, что ко мне обращаются. Останавливаюсь, чтобы не оказаться невежливым. Со мной такое случается: задумаюсь о своем и не слышу ничего вокруг. Поворачиваюсь я к человеку и вижу перед собой выразительные карие глаза и широкую улыбку. Так улыбаются лишь хорошо знакомым людям.
   В преклонных годах оказался тот человек. Густая серебристая борода упиралась в загорелую грудь. Белая когда-то рубаха с оторванными пуговицами кое-как заткнута в брюки, поверх накинут поношенный плащ. Внешность бывалого бродяги, взгляд голодного человека.
    «У меня с собой бутерброды. Хватит на двоих!» – неожиданно для себя предлагаю я и для убедительности показываю сумку в руке.
    Человек коротко кивает и, не сговариваясь, мы шагаем в гараж. Тут рядом, сразу за забором. Пока мой знакомец расправлялся с едой, я меняю колеса. Дело нехитрое, если есть сноровка. Вскоре мы оба сидим на траве,  откинувшись на прогретую солнцем стену гаража. Погода располагала к общению, и мы этим воспользовались.
    Старик изъяснялся витиевато, но мне было не в тягость. Разговор неспешно переходил от одного к другому. Начали с «глобальной» политики, потом посмеялись над причудами известных чиновников. Когда же актуальные темы закончились, я услышал от Старика историю его жизни и поисков волшебной автобусной остановки. На том и разошлись. Встреча, как встреча, сколько было их в жизни. Только вот как все обернулось: каждый раз, когда я находился рядом с остановкой, то вспоминал Старика. Вернее, какую-нибудь фразу, выхваченную наугад из его рассказа. Первый раз это произвело впечатление. От неожиданности я застыл столбом, но вспомнил щербатый рот с крошками в бороде и успокоился. Ведь старик предупредил, что так может быть. Еще вспомнилось, как он казнил себя за поломанные судьбы, собирался вернуться в прошлое. Согласитесь, необычное желание, но ведь и человек оказался незаурядным! Попав под обаяние рассказчика, я вскоре искренне пожелал ему успеха. А что касается некоторых странностей, так у кого их нет? Впрочем, я отвлекся. Так на чем мы остановились?  Ах, да!
«… Дам тебе знак!» - так заканчивается произнесенная стариком фраза.
     Я стою под бьющимся на ветру черным пластиковым пакетом и слышу сирену «Скорой помощи». Звуки все ближе, наконец, когда уши закладывает от перегрузки, безумный вой прекращается. Микроавтобус канареечной окраски останавливается в нескольких метрах от столба с пакетом. Отлетает в сторону пассажирская дверь.
        «Садитесь быстрее!», - кричит медсестра в белом халате.
    Девушка мне не знакома, но я подчиняюсь, не успевая даже удивиться. Канарейка тут же срывается с места. Медсестра продолжает еще что-то говорить, энергично жестикулируя руками, но я ее уже не слушаю. Мое внимание приковано к кушетке. Там лежит бородач в поношенном темном плаще. Глаза его закрыты, руки безвольно свисают вниз. Старик?!
   Мы летим по утреннему городу прямиком к госпиталю ветеранов. Там перегружаем бесчувственное тело на тележку и мчимся по длинному коридору. Переднее колесо у тележки вертится из стороны в сторону и пронзительно визжит. Тормозим у дверей с надписью «реанимационное отделение». Здесь происходит заминка. Старик, как клещами, крепко держался рукой за рукав моей куртки! Когда только успел? Насилу расцепили. Наконец, дело сделано, и процессия скрывается за дверями. Наступает тишина.
    … «Мужчина, Вы доставили бездомного?» - трясет меня за плечо врач.
     Открываю глаза. Длинный темный коридор, под потолком тускло горит лампочка, в окне четко отпечатан яркий диск Луны. На усталом лице человека в зеленом халате фальшивое сочувствие. Делать мне здесь больше нечего! Встаю со стула и иду по коридору на выход. У подъезда «Скорая» выгружает человека в кресле – каталке с забинтованной головой. Знакомая медсестра выходит навстречу и протягивает скрученную в рулон тетрадь.
«Вот, возьмите, дедушка оставил!»
«Почему мне?»
«Он рассказывал о Вас, пока в сознании был».
    Машинально засовываю тетрадь в карман и достаю ее только на следующей прогулке. И вот, на берегу реки, я открываю рукопись и читаю ее, не отрываясь, от начала до конца. Четкие карандашные строки без моего участия впитываются сознанием и отзываются эхом знакомого голоса. Переворачиваю последнюю страницу. Вот и все. История, длиною в человеческую жизнь, окончена, но голос рассказчика продолжает звучать ...
   «Было время, когда единственным ориентиром в жизни были глаза любимой. Потом оказалось, что они тоже могут лгать. Мир рухнул. Так разбивается висящее на стене зеркало. Неловкое движение, и вот оно летит в пропасть, где рассыпается мириадами стеклянных брызг.  Завораживающее зрелище! Тяжело признать, что ты жил зазеркалье. В одно мгновение исчезло все самое важное для меня, еще хранящее тепло домашнего очага,  заполненное светом, звуками и желаниями. Такое надежное, такое защищенное и такое реальное в своей зеркальной точности!»
    Хотя прочитанное не объясняло, как Старик собирался оказаться в прошлом, я все равно не пожалел о потраченном времени. Как бы там ни было, одно я знал теперь наверняка – Старик встретился мне не случайно… 
Уже знакомый укол в спину мгновенно выводит из забытья и заставляет насторожиться. Свежий ветерок по-прежнему играет камышом, раздувая круги на свинцовой глади воды. Однако, верхушки прибрежного кустарника шевелятся не в такт их общего танца. Потревоженная стая скворцов взлетает из кустов в воздух. Надо ждать гостей!
     Вскоре на опушку выходят двое. Оглядываются по сторонам и шагают в мою сторону, прямиком к живописной березе на высоком обрыве. Мне сразу не понравилась их уверенная походка! Общаться с такими «деловыми» сейчас совсем не с руки. Приходится скоренько сползти по склону вниз и спрятаться под карнизом из толстых корней. Жду, ругая себя за излишнюю мнительность. Но ведь как угадал! Чужаки дальше березы не идут. Еще бы, здесь самое красивое место. Один сразу усаживается прямо надо мной, а другой подходит к обрыву и начинает бросать в воду камешки. Я же сижу в своем убежище и не могу пошевелиться, потому что обломок корня больно упирается в спину. Так продолжается некоторое время.
    «Тупик. Нет здесь никого!» - наконец, произносит тот, с камешками.
     «Ладно, возвращаемся на пустырь, - нехотя соглашается с ним второй, - никуда он от нас не денется!»
     Голос второго показался знакомым. Вспомнился темный коридор госпиталя, лампочка под потолком и фальшивый врач. «Мужчина, это Вы доставили бездомного?» Точно, это он!
    Крыша моего убежища дрогнула под тяжестью встающего человека. На голову посыпались комья земли. Чужаки, наконец, подались восвояси. Я подождал немного, потом вылез на обрыв и стал отряхиваться. Хотелось немедленно бежать из этого опасного места, но мне удалось сдержаться и спокойно оценить ситуацию.
      Допустим, мой знакомый владел действительно чем-то серьезным. Это «что-то» заинтересовало некую контору. Неизвестно, что Старик рассказал им напоследок, но теперь ищут меня. И хоть рукопись – бесполезная вещь, конторские этого пока не знают. Значит, если дневник спрятать в надежном месте, он будет моей гарантией. Интригу следовало сохранить, как можно дольше! Во всяком случае до тех пор, пока я не найду то, что надо. Хорошо бы еще узнать, где это самое «надо» искать! Но, не все так плохо, осталось лишь вспомнить подробности встречи со Стариком. Отыскать хоть какую зацепку. Намаявшись до головной боли я, наконец, вспомнил о заброшенной остановке. Эффект «цитирования» возникал уже на некотором расстоянии до нее. Мой же гараж отделен от остановки только забором и вполне мог оказаться в «зоне приема». К тому же и с пустыря его видно не было. Не мешкая, я засунул тетрадь под навес и отправился в гараж. Мне повезло, по пути не попалось ни единой души.
     «Гараж удобное место для тайника!» - отозвался  Старик, едва я прибыл на место.
    Подсказка пришлась впору. Через минуту, вскрыв «секретку» с запасными ключами, я обнаружил там клочок бумаги. «Торопись!» - было прочитано и услышано одновременно. Молнией сверкнула догадка. Я рванул к остановке напрямик через забор и вижу, как из-за поворота выворачивает «канарейка». Отчаянно сигналя, она помчалась прямо на меня, явно не собираясь останавливаться. Я отступил на несколько шагов, разбежался и прыгнул, распластавшись в невероятном прыжке. За миг до столкновения боковая дверь отъезжает в сторону, и я влетаю внутрь «Скорой».


Рецензии