Концерт для барабана с оркестром

Играть в оркестре синьора Домини многие почитали за честь. Многие, но не все. Одному  из музыкантов постоянно казалось, что ему не уделяют должного внимания, не ценят его уникальных способностей. Ни сам  дирижёр, ни композиторы, которых считали великими, ни публика в зале, горячо аплодировавшая оркестру, не понимали, что в исполнении любого симфонического произведения главную роль играют не струнные, не духовые инструменты, а ударные. Для других это, может быть, и неочевидно, но барабанщик Крок считал именно так. Он служил в городском оркестре давно, ездил на гастроли, но вечно был недоволен своим положением. Ему было обидно, что Домини, выходя на сцену, приветствует первую скрипку, а не его; что в симфониях  Моцарта,  Бетховена  и всех остальных барабану отводится далеко не первая роль. Всякий раз по окончании концерта он уходил раздраженным и обиженным.

На репетиции Крок старался играть громче, чем положено, заглушая голоса других инструментов, как бы давая понять, что он тут главный. Но синьор Домини тут же укрощал его лёгким движением руки. Приходилось смиряться, но барабанщик в глубине души бывал уязвлён. Никакой свободы творчества! Иногда он  даже вступал в спор с дирижёром, отстаивая первенство барабана, но синьор Домини указывал палочкой на партитуру и пожимал плечами, будто хотел сказать, что он тут ни при чём, поскольку исполняет волю композитора. Ходить каждый день на репетиции было для барабанщика сущей мукой, а на концерты - мукой вдвойне, ведь там при его унижении присутствовала публика. Это какое же надо иметь терпение, чтобы изо дня в день вести такую жизнь! А он, бедный, терпел…

Часто после концерта Крок отправлялся в  кабачок «Лихой Страус» пропустить стаканчик и поведать приятелям  о своей тяжёлой жизни. Он мог часами говорить о тиране-дирижёре, который не даёт ему возможности проявить  талант, о композиторах, которые не понимают огромного потенциала барабана, о невежественной публике и нетерпимом отношении общества к гениям. Среди собутыльников попадались разные люди, кто-то ему сочувствовал и готов был ругать весь свет, кто-то предлагал бросить все и уйти в дирижёры. Попадались и газетчики, забредавшие в питейные заведения в поисках сенсаций. С ними Крок особенно любил вести беседы в надежде стать если не знаменитостью, то хотя бы заметной персоной в городе.

Однажды Крок не явился на репетицию, и на другой день тоже, потом прошел слух, что барабанщик не желает больше играть в оркестре. А через неделю, по словам соседей, он вообще покинул город. Отъезд  был неожиданным для многих, причины его оставались неясными, но что тут скажешь, чужая душа - потемки. Синьор Домини  недоумевал и даже слегка опечалился, но дела  печалью не поправишь. И он дал объявление об открывшейся вакансии. А уже на следующий день в оркестре появился новый барабанщик. И жизнь потекла своим чередом.

Долгое время никто в городе не слышал о пропавшем барабанщике. И понемногу о нём стали забывать. И забыли бы совсем, если бы один человек, вернувшись из путешествия по одной дальней стране, не показал знакомым газету на финском языке с маленьким портретом исчезнувшего Крока и статейкой о нём. Портретируемый выглядел так, будто его только что выстирали, но забыли выгладить.
Стали искать переводчика, наконец нашли, он  и перевел не слишком длинную заметку о том, что бывший барабанщик  обрел свое счастье в далекой северной стране. Он успешно служит инспектором клининговой службы седьмого округа города Урку, где проживают мигранты из солнечной  страны Суммо. И будучи совершенно довольным жизнью, Крок никогда не вспоминает тот захолустный город, в котором когда-то играл в ужасном оркестре   ужасного Бетховена.

А потом случилось непредвиденное: барабанщик вернулся в бывший некогда родным город. Он бродил по улицам, читал афиши, на которых значились знакомые имена, и удивлялся: оркестр дирижёра Домини до сих пор концертирует. «Что ж, надо сходить и послушать, как они там без меня…» - подумал Крок. Но оказалось, что билеты давно распроданы на весь сезон.

… Синьор Домини пил  кофе в кабинете, когда ему доложили, что пришел посетитель.
- У меня нет так много времени, чтобы … Ну ладно, пригласите его.
Дирижер внимательно посмотрел на вошедшего, но не признал в нём барабанщика. Тот переминался с ноги на ногу, не решаясь сесть без приглашения.
- Прошу вас, проходите, присаживайтесь. Может быть, кофе? Чем обязан?
Барабанщик назвал себя.
 
- Ах, да, припоминаю, вы, кажется, служили в моём оркестре, а потом уехали. Да, куда-то далеко и надолго. А теперь, что же, воротились?
 - Да я никуда не уезжал, - сказал Крок, отводя глаза, - просто отъехал ненадолго. Так, по делам. И для расширения кругозора. Обдумывал новую программу…
- Это интересно, - оживился дирижёр, - и что же надумали?
- Концерт для барабана с оркестром! - выпалил гость.
- То есть вы желаете солировать в концерте, где ведущей является партия барабана? Это что-то совершенно новое! Очень любопытно…  В моей практике такого еще не было. А кто автор музыки?
- Дело в том, что музыки ещё нет… Но я уверен, что кто-то её обязательно напишет. Ведь это блестящая идея, не правда ли?  И тогда ваш оркестр может исполнить этот концерт, а я…
- Мой оркестр может исполнить все что угодно, - сказал синьор Домини. - А соло на барабане…
- Ну, разумеется, это будет моя партия…
- Прекрасно, прекрасно… Осталось только дождаться, когда кто-то создаст это оригинальное произведение. А пока, простите, мой друг, меня ждет Бетховен.


Рецензии
Прекрасная и поучительная история, Ирина. Удивительно злободневная.Спасибо за неё.
Но, что бы ни было, синьора Домини всегда ждет Бетховен. Так хочется, чтобы и нас он тоже ждал, хотя бы как своих постоянных слушателей.

Елена Пацкина   11.08.2022 22:11     Заявить о нарушении
Бетховен ждет нас неизменно и постоянно - в каждый час дня и ночи. В этом меня убедил Э.-Э. Шмитт. Уверена, Елена, что Вы помните этого замечательного автора и его произведения о Бетховене.Благодарю Вас за отклик!

Ирина Дмитриевна Кузнецова   12.08.2022 14:53   Заявить о нарушении