Роман Достоевского Бесы - пособие для переворотов

М. Шульгин. Вестники смуты в романе Ф. Достоевского «Бесы».
 – Иркутск-Сочи, 2019, - 7с.

 «Эти бесы, выходящие из больного и входящие в свиней, - это все язвы, вся нечистота, все бесы и все бесенята, накопившиеся в нашем больном, в нашей России за века»
(Ф. Достоевский)   

Роман «Бесы» Ф.М. Достоевского по сути является пособием для изучения предпосылок смены государственных режимов и революционных бунтов. В романе можно без труда найти параллели на волнующие вопросы в отношении происхождения важных социально-психологических явлений и состояний в обществе на рубеже веков в России: фейковых новостей; заимствования социальных идей; либерального лакейства нашей интеллигенции, идеологии революционеров-смутьянов, философские размышления о разуме и роли народов.
    
Содержание

1. ПРИРОДА ПРОТЕСТНЫХ НАСТРОЕНИЙ
1.1. Скандальная суматоха и движение народов
1.2. Философия бытия
1.3.  Царство антихриста на Земле
1.4. Надлом моральных религиозных устоев

2. НЕГАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ПОВЕДЕНИЯ
2.1. Психология социального негативизма
2.3. Крах ожиданий и грань желаний
               
3. УГРЫЗЕНИЕ СОВЕСТИ
3.1. Гнев и страх
3.2. Стыд от осознания подлости и низости
3.3. Священная тоска и высокомерие

4. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕРЕВОРОТОВ
4.1. Приниженный характер либерального самосознания
4.2. Запад - образец для наших русских
5. СОЦИАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИДЕИ

6. СТРАТЕГИЯ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИСТОВ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ
6.1. Стратегия социалистов революционеров
6.2. Сущность социалистов революционеров



1. ПРИРОДА ПРОТЕСТНЫХ НАСТРОЕНИЙ В РОМАНЕ «БЕСЫ»
                «
1.1. Скандальная суматоха и движение народов
«Непомерно веселит русского человека всякая скандальная суматоха».
Бесчестилась Россия всенародно, и разве можно было не реветь от восторга.
«Самоубийство - это последний обман в бесконечном ряду обманов».
«Народы движутся силой необъяснимой. Это сила неутомимого желания дойти до конца и в тоже время конец отрицающая».

1.2. Философия бытия
«У всякого народа свое собственное понятие о добре и зле».
«Блажен тот, кому бог посылает женщину».
«Вся вторая половина жизни составляется обыкновенно из накопленных в первую половину жизни привычек».
«Реализм, ограниченный кончиком своего носа, опаснее самой безумной фантастичности, потому что слеп». 
«Сила разума на логике стоит».
«Великие мысли происходят не сколько от великого ума, сколько от сильного чувства».
«Настоящая правда всегда неправдоподобна».

Правда наша тускла неодета*,
но добавьте лжи в нее и цвета –
дамой будет выглядеть роскошной,
но бездетной сплетницей и пошлой.

1.3.  Царство антихриста на Земле
1. «Возвестив о том, что Христос без царства земного на земле устоять не может, католичество провозгласило царство антихриста …».
2. «Чем хуже человеку жить или чем забитее и беднее народ, тем упрямее он желает вознаграждения в раю».
3. «А можно ли веровать в бесов, не веруя совсем в бога? - Если есть бог, то и я бессмертен. Если его нет - то я сам бог».

1.4. Надлом моральных религиозных устоев
 «В смутное время всегда и везде появляются разные людишки. Поднимается сволочь без признаков мысли и без всякой цели».
 «Разодрать божественный лик во имя равенства, зависти и пищеварения может каждый. Мы провозгласим разрушение, пустим пожары и легенды».
«Если есть бог, то и я бессмертен. Если его нет - то я сам бог».


*наклонный шрифт отражает поэтическую форму прозы романа в нашем исполнении
          Я человеко-богом стану и тогда народу,
          я счастье подарю, убогим дам свободу.
          Но для того лишь треба одна малость,
         - убить свой страх, себя и жизни радость*.

2. НЕГАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В РОМАНЕ БЕСЫ

2.1.  Психология социального негативизма

«И малый человек может почувствовать власть».
«Холодная и спокойная злоба самая отвратительная».
«Из раздраженного самолюбия и трус вполне решиться на всякую наглость».
Для отдельных людей характерно проявлять свои желания незамедлите-льно и побеждать тем самым в себе трусость.
«В многолетних пьяницах есть нечто безумное, нескладное… Хотя и они надувают, хитрят и плутуют почти не хуже других».
«Если с ним хитрят и ему лгут, то не ему бояться, а его самого надо бояться».
 «Люди боязливы перед тем, что прямо угрожает их личным интересам».
«В чужой беде всегда есть нечто нам приятное… нечто веселящее наш взгляд». «Сегодня так часто стали стреляться и вешаться, точно с корней соскочили и пол из-под ног выскользнул».
«И это наша привычка на ты отца с сыном: хорошо если согласны, а если ругаются?»
Чем благороднее человек, тем заметнее его капризное, насмешливое высокомерие.

2.3. Крах ожиданий и грань желаний

«Женщина обманет само всевидящее око».
«Брак - это нравственная смерть всякой гордой души. Брачная жизнь отымет энергию служения делу…. Пойдут дети и возможно, не твои».
         Я мучаю того, кого люблю. И падшего, и слабого любить возможно,
         и жертву полюбить и резать осторожно*
 
Почувствовать после убийства исполнение долга и свободную гордость.
Наслаждение от милостыни есть чувство надменное и даже в чем-то безнравственное, что подчеркивает нашу власть и значимость.
Ужасает то, что «великая праздная сила может уходить в мерзость».
«Признание в мерзости вызывает более смех, нежели сожаление».


               
3. УГРЫЗЕНИЕ СОВЕСТИ В РОМАНЕ БЕСЫ

3.1. Гнев и страх

«Если сдержать сильнейший гнев, то можно почувствовать упоение».
                -  Но если гнев в себе уймешь,
                отхлынет страх зардеет упоение,
                что избежал позора и отмщения*

«Сильный страх совершенно прогоняет ненависть и чувство мщения».


3.2.  Стыд от осознания подлости и низости

«Не подлость я любил, а упоение от мучительного сознания низости».
             
               Когда постыдность сладострастия поманит наше знание*,
              до края и абсурда можно довести свои желания.

                Я грань желаний невозможных ощутил,
                когда девчонку тайно обольстил.
                И стыд пронзил от осознания низости,
                от этой скверной, и никчемной близости.   

                А образ девочки в дверях вставал,
                и высохшим от слез лицом за дни страданий,
                с укором головой настойчиво качал
                и кулачком грозил, и мучил жутким ожиданием


3.3. Священная тоска и высокомерие

               И если песнею «священная тоска» заполнит душу радостью,
               то не польщусь дешевого соблазна и не поддамся слабости.

                Несчастным станешь от того, что своеволье
                не можешь воплотить своею сильной волей.
 
                Насмешки разные, высокомерие, капризы, 
                от благородных лиц исходят как сюрпризы.



4. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА

4.1. Приниженный характер либерального самосознания

1. «Наш русский либерализм прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить. Мы с немцев что-нибудь взяли. Двугривенный взяли, а сто рублей отдали…»
2. «Русские перед американцами маленькие ребятишки.               
                И выглядим мы как-то неумело, ребятишками,
                перед этими большими американскими сынишками.
                И чтобы вровень с ними можно было стать,
                пол жизни в Штатах надо прозябать*.

3. «В русском барстве есть что-то чрезвычайно быстро изнашиваемое. Поэтому перебираюсь за границу. Там и климат лучше и строения каменные». 4.  У нас же в России рушиться нечему. Упадут у нас не камни, а все рассыплется в грязь. Простой народ еще держится кое-как русским богом».
5. «В России теперь что угодно может произойти.  Русский бог не устоит против
крестьянской реформы и железных дорог… Понятно, что русские с состоянием
хлынули за границу. Тут просто инстинкт, бежать с тонущего корабля».
      
        Мечтали Польшу запустить по Днепр*
       и уничтожить армию и флот,
       наследство отменить, Россию раздробить
       и жить как ветер свежий без забот.      
                К простолюдинам же с презрением относились,
                французов чистеньких под ними представляя.
                Их грубости и серости стыдились.
                А если что ни так, то неподдельно злились.               
                В России, говорили: «Падать больше нечему»,
                и держится колос большой по воле Бога»,
                но братство христианское отнюдь не вечное,
                и Бог не устоит перед железною дорогою.
И стань когда-нибудь страна богатой и счастливой, -
то некого бы стало ненавидеть, негде воровать.
Но въевшееся в кровь брезгливое презрение,
найдет за что Россию оболгать.      
               
4.2. Запад - образец для наших русских
                Россия школьница в оборках платье носит*,
                на Запад взгляд при этом тайно косит.

                Идеи ветхие за Днепром собирает
                о демократии, свободах все мечтает.
                Немецкий труд как образец для наших русских,
                недостижим был прежде, ну а как теперь?
                Порядку двести лет учились мы у метров прусских,
                с восторгом ломились в закрытую дверь*.   


5. СОЦИАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИДЕИ В РОМАНЕ БЕСЫ

1. Нарождается новый свободный человек. «Новый человек мнится счастливым и свободным, способным победит боль и страх». (Возникло мнение, что «стать богом может лишь тот, кто сумеет убить себя… Сегодня так часто стали стреляться и вешаться, точно с корней соскочили и пол из-под ног выскользнул… Бунтовщиков пленяет не реализм, а чувствительная идеальная сторона социализма, так сказать религиозный оттенок социализма, его поэзия»).

2. Лучше идти большой дорогой. «Большая дорога точно жизнь человеческая, точно мечта. В большой дороге заключается идея, а в подорожной?» («что лучше – черепаший ход в болоте или движение на всех парусах через болото»).
       В большой дороге видится идея, а в малой что? – идти по ней не смею.
       Не разгребать же животом болото…
       На брюхе ползать, впрочем, не охота.
       И по дороге мчимся мы на свежих парусах.
       А где пастух? – запутался небось в святых трусах*      
         
3. Начать бунт с атеизма. «Если в России бунт начинать, то чтобы непременно начать с атеизма». Но «русский атеизм никогда дальше каламбура не заходил».

4.  Идея разделения людей на две неравные части… и меньшей из них – «одной десятой доли дать безграничное право над остальными путем отнятия воли, перевоспитания и переделки их в стадо». («Непомерно веселит русского человека всякая скандальная общественная суматоха. В смутное время всегда и везде появляются разные людишки. Поднимается сволочь без признаков мысли без всякой цели. Но они попадают под команду кучки передовых, которые ведут их к своим целям»).

5.  Идея скрепить кучки людей убийством и следить друг за другом. «После всего этого (убийства) вы должны почувствовать исполнение долга и свободную гордость... Вы сплотились в отдельную организацию единомышленников, чтобы выразить энергию. Разделить эту энергию друг с другом и наблюдать друг за другом».


6. СТРАТЕГИЯ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИСТОВ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ В РОМАНЕ БЕСЫ

«Бесчестилась Россия всенародно, публично
и разве можно было не реветь от восторга»

6.1. Стратегия социалистов революционеров

1. «Мы провозгласим разрушение. Мы пустим пожары. Мы пустим легенды. Тут каждая шелудивая кучка людей пригодится в которых найдутся охотники... На всякий выстрел пойдут, да еще и благодарны будут».
2. «Начнется смута… Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам. – Тут то и запустим самозванца» (пророка).
3. «Мы за то, чтобы все рушилось и государство, и его нравственность… Останемся мы чтобы принять власть. Умных приобщим к себе, а на глупых поедем верхом».
4. Это наши люди. «Учитель, смеющийся с детьми над их богом и над их колыбелью (матерью), - уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу. Школьники, убивающие мужика, чтобы испытать ощущение – наши».
5. «Надо перевоспитать поколение… Захватим то, что праздно лежит и само на нас рот пялит. Для меня нет выше идеи, что бога нет».
6. «Надо одно или два поколения разврата, когда человек обращается в гадкую трусливую жесткую, самолюбивую мразь».
7. Провозгласим равенство. «Мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю ¬– полное равенство».

6.2. Сущность социалистов революционеров

«Все эти отчаянные социалисты и коммунисты в то же время и такие неимоверные скряги. И чем больше он социалист, тем сильнее и собственник».
«Вы хотите строить мост, но объявляете, что стоите за принцип всеобщего разрушения».
 
               Глядят в глаза как окулисты*,
               выросшие из штанов социалисты.
               «Опереться дескать не на что в стране»,
               отрицая власть ведут к войне, - тем и верно служат сатане

* авторская интерпретация текста в стихах, близкая к содер


Рецензии
Хороший анализ.
С уважением,

Ева Голдева   23.03.2021 15:57     Заявить о нарушении