Рыжий

(вместо некролога)

Я впервые увидел его, восседающего на неудобном высоком стуле в узенькой комнате на втором этаже "Инсектария" — пристройки в Институте зоологии, где во времена оны обосновались разного рода энтомологи и прочие любители членистоногих. Он прилежно рассматривал нечто в стационарную лупу. Время стереомикроскопов еще не настало — и народ удовольствовался старыми советскими приборами. Не помню уж, что за вопрос я ему задал. Он равнодушно пожал плечами и неприветливо буркнул.

Так я познакомился с Рыжим.

Ах, да!.. Я и позабыл, как он получил это странное прозвище. Позже, намного позже... когда мы с ним уже были не-разлей-вода и он ходил ко мне в Институт молекулярной биологии набирать  текст своего диссера местные девчонки пытались свести с ним более близкое знакомство. Судя по всему, он угостил их в своей привычной манере. Одна пригожая дочь татаро-лезгинского народа бросила дротик и навеки пригвоздила имя, которое осталось до конца:

— Но до чего же неприветливый у тебя приятель. Приходит, не здоровается ни с кем, сразу за компьютер... ну этот, как его там... Рыженький!

Он и был Рыженьким. Ужасно к нему это прозвище шло. Было нечто от любопытного, славного щенка. Ах, други и подруги мои, мы прошли с ним десятки, многие десятки километров по пустыне... наверное, даже сотни... Я любил Рыженького за его острый ум и за то, что он любил то же, что и я — науку. Забыл сказать. Он был арахнологом. Любопытная такая стезя, изучение пауков. Рыженький занимался ими еще со  школы. Мог часами лежать перед муравейником и наблюдать, как его подопечные хватают неутомимых тружеников. Солнце окрасило белую  кожу на его лице в яркий цвет загара и огненная шевелюра еще не успела выцвесть. Или мне так казалось, что его волосы были цвета Солнца?

Эх, Рыжий, Рыжий...

Было время — он получал по несколько статей в день, которые высылали ему в толстых конвертах. Благословенное время интернетов еще не настало и это казалось чудом. На мой недоуменный вопрос, как это он проворачивает, Рыженький небрежно показал мне письмо, написанное в вопиюще развязной манере:

— Заинтересуются — ответят, — так он и сказал, и задумался, и добавил, — а перед теми, кому похер и расшаркиваться не с руки.

Я замер, поряженный этой гениальной простотой. Мне все в Рыженьком казалось гениально просто. Он мог часами ходить по пустыне и неутомимо переворачивать камни в поисках новых своих маленьких чудовищ. Мог держать сотни живых пауков в пробирках и кормить их мухами, которых ловил прямо у ворот института. Мог написать автореферат на английском с двумя ошибками. Мог добиться небывалого — визита новозеландского профессора... Мог. Ибо был Есмь.

Но уже тогда была в нем какая-то непонятная для меня гордыня. Картина маслом: сидит мой Рыженький уже сильно пьяный; перед ним завлаб протистологии И.А. Пьяный сей господин  заплетающимся языком пытается объяснить: — Но зачем же ты так говоришь, ведь у нас есть хорошие статьи, исследования... — Да помолчи ты! Какие статьи, какие исследования? Ты не ученый и твоя краля — не ученая. Да какие вы исследователи! Все ваши цифры — дутые, нет в вас ни огня, ни желания. — Да  зачем же ты так... — И хоть И.А. был настроен вполне себе миролюбиво, Рыженький смотрел с презрением — или он тогда был не Рыженьким, а Рыжим?

Ибо уже тогда сильно прикладывался к бутылке.

Пройдут года и Обиженный заявит во всеуслышание о Рыжем: "он есть никто и зовут его никак!". Ох, зря это ты так, господин мой. Ведь неизвестно, где встанешь и где сядешь — и если судьба кого-то низводит в пучины Ада, то ведь и ты от геенны огненной не зарекайся; а уж от круга ничтожных перед ним и подавно. Ведь Рыжий мог часами смотреть на восходящее солнце, и читать стихи, и помочь перетащить все оборудование разоренного института с третьего этажа на второй (безвозмездно, господин мой! безвозмездно!), и учить, и многое другое...

Да, но много было в нем гордыни, много.

А потом настали скверные времена. Уже многое возросло и многие встали между бывшими напарниками, ходившими по пустыне. Да и успел вкусить от равнодушия его. Тем более странно было увидеть и такое — сочувствие, теплое, человеческое.

Всякое было.  Оттаскивал его  от тротуара, когда он в лихом угаре разбрасывал деньги, полученные на поездку в дальние страны. Ждал в снежном парке, когда он уже давно ушел, петляя и хватаясь за обледеневшие стволы. И чем далее, тем холоднее было  с ним, потому что он не был Рыженьким, не был и Рыжим — а просто алкоголиком, разлагающимся на ходу; и от этого еще более чуждым, еще более отвратительным. Алкоголик не человек, дамы и господа мои — это уж так же точно, как не может существо в нищете сохранять "врожденное благородство чувств", и это достоевщина должна быть высечена, выбита на камне...

И тогда он прозрел. Эти стенания его, подобные стенаниям в круге несдержанных — много они стоили. Но разве стенаниями поправишь дело, бедный брат мой? А грешник лишь тогда грешник, когда может поправить содеянное. Ведь судимы строго будут и те, кто сотворил мерзость против себя. И если ты уже не карабкаешься вверх, а падaешь вниз, то и не грешник даже — а погибшая душа. И вот, я вижу его, бесцельно и бездумно сидящего в загаженной комнате, и консервная банка из-под шпротов, полная потухших бычков, и гнусный, въедливый запах тютюна и прогорклой водки, и взгляд бездумный, пустой, обращенный в окно, из которого хлещет холодный воздух...

Эх Рыженький, злосчастный брат мой, что же ты сотворил с собою? Как ты мог забыть пустыню, где лучи Победительного Солнца падали на равнину, в которой возвышались древние останцы ушедшего к горизонту моря и утренний воздух был полон нежного свиста кекликов?

Когда-то жил в Египте фараон Амазис.  И был у него друг по имени Поликрат, правитель греческого острова, баловень Фортуны. Но эта зловещая страсть беспокоила мудрого фараона, потому что во всяком потоке таится гибель; и вот, советует владыка другу избавиться  от чрезмерных даров судьбы, потому что не сулит добра столь долго продолжающееся счастье. Послушался Поликрат друга и бросил в пучину драгоценный перстень. Но Судьба вернула подарок. И тотчас отказался Амазис от Поликрата, потому что убедился, что невозможно идти против веления судьбы и не хотел жалеть о Поликрате, как о друге.

Я отказался от тебя, потому что видел, куда ты идешь и не хотел жалеть о тебе, как о друге, когда ты погибнешь. Но мне часто противна моя горькая мудрость.

Ты умер. Ты был Есмь, но Некогда превратилось в Никогда. Я знал, что ты умрешь, потому что утратил любовь. А люди без любви умирают. Ты разлюбил науку, не лежал на ложе с прекрасной женщиной и не зачинал от нее детей. В свое холодное ложе ты положил бутылку, а она не может заменить  прекрасную женщину. Я слыхал, что ты писал ужасные вещи, мелкие и недостойные тебя, если бы ты все еще оставался тем самым Рыжим. И это было предсказуемо, потому что жизнь без любви рождает жаб. Я знаю это, я жил с жабами и в груди моей росли жабы. Но любовь оказалась сильнее.

Память о старом друге, с которым мы говорили о великих вещах под звездным небом и вместе смотрели на Победительное Солнце, встающее над волнами древней Тетис заставляет меня написать эти строки. Старая фотография, где запечатлены двое умерших друзей — вот и все, что смогла вытянуть моя сеть из океана мрака и забвения. А ведь мы были людьми, с богами бившимися!.. Сколь печальна и горестна жизнь человеческая, если забудут, что все  же оставил после себя в мире сём нечто, что было плодом любви.

Потому что ты был, если говорить справедливо, хороший моряк.


Рецензии
Примите мои соболезнования, уважаемый Мехти! Было просто грустно, если судьбу Вашего друга можно было рассматривать как единичный случай. Но сколько таких судеб. Слаб человек. Сама недавно после смерти папы искала забвения всем известным способом...
Увы, мне пришлось много читать некрологов. Но этот самый необычный. У Вас удивительный дар увидеть самую суть и донести ее до каждого, кто Вас читает. По этому рассказу кто-то поймет Вашего друга, кто-то осудит, но никто не останется равнодушным. Ибо это невозможно.

С уважением Алиса Юровская

Юрий Юровский   20.03.2021 15:59     Заявить о нарушении
Благодарю за искренние соболезнования...

Мехти Али   20.03.2021 19:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.