Музейные подводные лодки

Сегодня, 19 марта 2021 года исполняется 115 лет подводному флоту России. Дата не круглая, но ждать, когда исполнится 125 лет, не могу, не тот возраст. Хочу напомнить своим читателям о мемориалах, установленных в России в память о подводных лодках.

Список музейных подводных лодок включает подводные лодки, на которых размещены музейные экспозиции, посвящённые истории кораблей, экипажей, событиям, в которых принимали участия корабли, а также подводные лодки, не являющиеся музеями, но используемые в качестве музейных экспонатов. Дополнительно в список включены памятники подводным лодкам, созданные с использованием частей корабля, в основном — ограждения выдвижных устройств (рубки).

По состоянию на 2020 год в 36 странах в качестве памятников и музейных экспонатов сохраняются 105 подводных лодок, установлено 73 памятника с использованием конструкций подводных лодок, экспонируется также значительное количество сверхмалых подводных лодок, носителей боевых пловцов, подводных обитаемых аппаратов и человекоуправляемых торпед.

Музейные подводные лодки России
Нравятся мне подводные лодки, сам служил на них в должности начальника медицинской службы большой дизель-электрической подводной лодки три года по распределению из Хабаровского медицинского института, потому решил малость систематизировать доступные к посещению российские. Считал и «целые» подводные лодки, а также  рубки, которые стоят как памятники. Выяснилось, что не так уж их и много у нас, у американцев побольше раза в три, при чем даже атомная есть. Но, чем богаты…

Делятся на:
• Легко доступные — находятся в местах, куда может добраться кто угодно
• Слабо доступные — находятся в глуши, куда не ходит общественный транспорт или в  закрытых городах

Легко доступные:
1. Д-2 «Народоволец» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, построена в 1929. Находится в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, около Ленэкспо. В теории пускают только с экскурсиями, но можно договориться.

2. С-189 — подводная лодка проекта 613, самая многочисленная советская дизельная подводная лодка, 1954 год. Стоит на в Санкт-Петербурге, на Неве, у набережной Лейтенанта Шмидта, недалеко от ледокола «Красин».

3. С-56 — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой серии IX-бис, 1939 год. Считается самой результативной советской подводной лодкой времен ВОВ. Установлена на Корабельной Набережной во Владивостоке, рядом со зданием штаба Тихоокеанского флота. Я был в этом мемориале с семьей на следующий год после того, как лодку установили и был сделан мемориал. Моим сыновьям давал пояснения, они поняли, где служил их отец.
 
4. Б-413 — большая дизельная подводная лодка проекта 641, 1968 год. Находится в Калининграде, в Музее Мирового океана.

5. Б-307 — большая дизельная подводная лодка, проект 641Б, 1980 год. Находится в техническом музее «АвтоВАЗ», в Тольятти. Для посещения недоступна, просто стоит на берегу. Снималась в «Особенности национальной рыбалки».

6. Б-396 «Новосибирский комсомолец» — дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «Сом», 1980 год. Находится в Москве, в музейно-мемориальном комплексе истории Военно-морского флота России. Такая же подводная лодка, как и в Тольятти, только доступна для посещения. И пока еще на плаву. Хвалятся тем, что сделан доступ для людей в инвалидных колясках — да, сделан. Но ради этого внутри вырезана практически половина лодки, грустное впечатление.
 
7. М-261 — советская дизельная подводная лодка проекта А615, 1955 год. Находится в Краснодаре, в парке 30-летия Победы. Когда-то стояла в воде, но болотце пересохло, потому сейчас это «подводная лодка в степях».

Слабо доступные
8. Б-440 — дизель-электрическая подводная лодка проекта 641. Находится в Вытегре, Вологодская область, в стороне от оживленных трасс.

9. К-21 — крейсерская дизель-электрическая подводная лодка времён Великой Отечественной войны, 1937 год. Находится в ЗАТО Североморск в Мурманской области, является филиалом музея Северного флота. Для посещения в принципе, доступна — в те края организуются экскурсии.

Бонус — Бывший СССР
10. Лембит — эстонская подводная лодка, построенная в 1936 году в Великобритании по заказу эстонского правительства, 1936 год. Музейная подводная лодка, какое-то время находилась на стоянке в порту Таллина, сейчас находится в старом ангаре гидросамолетов, переоборудованном в морской музей «Леннусадам» — Лётная гавань.

11. М-296 — советская дизельная подводная лодка проекта А615, 1956 год. Установлена на мемориале 411-й береговой батареи в Одессе, Украина.

Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 20 шт. целых (9 от атомных, 11 от дизельных ПЛ), 4 в виде фрагментов и еще 5 реплики. Правильно, конечно, говорить "ограждение рубки", т.к. собственно рубка это прочный (т.е. рассчитанный на забортное давление) цилиндрический "стакан", скрытый внутри легкого ограждения. На современных лодках используется также термин "ограждение выдвижных устройств" (ОВУ).
Итак, пойдем по городам России в алфавитном порядке.
Ограждения рубок в целом виде:
1. Большой Камень, Приморский край - К-66, проект 656Т, 1961 г.п. На территории судоремонтного завода ДВЗ «Звезда».

2. Большой Камень - К-434, проект 667А, 1970 г.п.

3. Вилючинск, Камчатка - Л-11, серия XI (тип Л), 1938 г.п. Памятник в честь однотипной Л-16 (серия XIII), 1938 г.п., погибшей 11 октября 1942г в Тихом океане (торпедирована японской ПЛ I-25 на подходе к Панамскому каналу). (у Дома офицеров флота).

4. Владивосток, Морское кладбище - С-178, проект 613, 1954 г.п. Памятник на братской могиле экипажа (лодка погибла при столкновении с судном-рефрижератором 21октября 1981 года  у Владивостока).

5. Владивосток - К-430, проект 667АУ, 1974 г.п. Памятник "Памяти подводников всех поколений" (Экипажная ул., 18, стр. 1).

6. Владивосток - Л-8, серия XI (тип Л), 1936 г.п. Памятник в честь однотипной Л-19 (серия XIII), 1939 г.п., погибшей в августе 1945г в Японском море. (Малый Улисс, территория 19-й бригады ПЛ ТОФ). Именно на фоне этой рубки я сфотографирован со своими сослуживцами по подводной лодки Б-63 проекта 611 во время службы в 19 бригаде ПЛ. (фото на заставке)

7. Вологда - Б-402 "Вологда", проект 877 "Палтус", 1984 г.п. В Парке Победы.

8. Казань - РПКСН К-403 "Казань", проект 667АК, 1971 г.п. В Парке Победы.

9. Калининград, - "С-357", проект 613, 1955 г.п. Музей Мирового Океана (наб. Петра Великого, 1). Надпись условна, от какой лодки на самом деле эта рубка - неизвестно.

10. Красавино, Вологодская область - К-423, проект 667АТ "Груша", 1970 г.п. Памятник у школы №15, где учился герой-матрос Сергей Преминин (карта).

11. Кронштадт - С-362 под псевдонимом С-156 "Комсомолец Казахстана", проект 613, 1957 г.п. (карта).

12. Московская обл, округ Мытищи, д. Никульское - К-19, проект 658, 1960г.п. Первая советская ПЛАРБ, известна своей тяжелой аварией 24 февраля 1972г.
Рубка выкуплена бывшим матросом, служившим на этой лодке и установлена как памятник всем погибшим. Под рубкой - имитация корпуса лодки из бетона.

13. Мурманская обл., Гремиха - С-51, серия IX-бис (тип С), 1941 г.п. С фрагментами корпуса.

14. Мурманская обл., Снежногорск - К-452 «Новгород Великий», проект 670М / 06704, 1973 г.п. У проходной СРЗ «Нерпа» (карта).

15. Мурманская обл., Полярный - Б-319 «Комсомолец Чувашии», проект 641Б, 1981 г.п. Мемориальный комплекс «Морская душа» в честь 70-летия Северного флота (карта).

16. Нижний Новгород - "Сарган", проект 20120 , экспериментальная недостроенная ПЛ. На территории завода "Красное Сормово" .

17. Обнинск - К-14, проект 627А, 1960 г.п., мемориал «Первопроходцам подводного атомного флота» (на ул. Победы).

18. Санкт-Петербург - Б-107, проект 641, 1964 г.п. У "Музея истории подводных сил России имени А.И.Маринеско". (Кондратьевский проспект, 83, корп 1).

19. Уфа - К-306, проект 671, 1969 г.п. В парке Победы.

20. Хабаровский край, Заветы Ильича - С-88, проект 613, 1954 г.п. (у Дома офицеров). Видел рубку во время военно-морской практики в бригаде подводных лодок в 1970 году.

Фрагменты ограждений рубок:
21. Ленинградская обл, дер.Колтуши - КС-411 "Оренбург", проект 667А / 09774 (мод.после 1990г); 1970 г.п. Мемориал «Защитникам Отечества».

22. Мурманск - К-141 "Курск", проект 949А, 1994 г.п. Лодка погибла 12 августа 2000 года - крупнейшая трагедия отечественного подплава - 118 жертв. Мемориал «Морякам, погибшим в мирное время».

23. Рязань - БС-257, проект 940 "Ленок", 1979 г.п. В парке Морской Славы.

24. Севастополь - "Камбала", 1907 г.п. Памятник на братской могиле экипажа (погибла 29 мая 1909г при столкновении с БР "Ростислав" у Севастополя - 20 жертв). Старое городское кладбище (ул.Пожарова, 9).

Реплики:
25. Москва, Поклонная гора - Л-3 "Фрунзевец", II серия (тип Л), 1933 г.п. Самая результативная (по числу потопленных целей) советская ПЛ.

Подлинная рубка была установлена у штаба подплава в Лиепае, после распада СССР перевезена в Москву, где в хаосе 90-х была сдана на металл.
26. Москва, Поклонная гора - Щ-307, серия V-бис-2 (тип Щ), 1933 г.п.

Подлинная рубка была установлена у штаба подплава в Лиепае, после распада СССР перевезена в Москву, где в хаосе 90-х была сдана на металл.
27. Ярославль - М-104 «Ярославский комсомолец», XII серия (тип М - "Малютка"), 1943 г.п. Тверицкая набережная.

28. Верхняя Пышма, музей УГМК - С-13, серия IX-бис (тип С), 1939 г.п. Самая результативная (по тоннажу) советская ПЛ.

29. Нижний Новгород, Кремль - тоже С-13, серия IX-бис (тип С), 1939 г.п.

Служба в подплаве опасная и сложная, формирует дружные экипажи, где один за всех, и все за одного.  Весь экипаж имеет равные шансы на спасение в случае ЧП, в отличие от экипажей надводных кораблей, где все служат на разных палубах. Это и сближает. Сужу по себе. Три года службы сделали из вчерашнего студента мужика, способного принимать самостоятельные решения, за что спасибо службе  в подплаве.


Рецензии