Ч. 127 В тёплом раю после ледяного ада

Предыдущая страница  http://proza.ru/2021/03/01/1632

20 июля на пути к Таити моряки увидели остров Макатеа. В записках Новосильского читаем: «…когда мы шли вдоль северной его стороны, берег походил на тёмные стены высокой крепости, на верху которой качалась от ветра роща кокосовых пальм».

Со шлюпа  «Мирный» заметили на мысу четырёх человек, которые махали тряпкой, привязанной к палке. Оба шлюпа легли в дрейф. С каждого послали к острову ялики. Лазарев послал лейтенанта Анненкова, доктора Галкина и мичмана Новосильского.

Они пристали к берегу. Оказалось, что морякам подавали отчаянный сигнал бедствия четыре мальчика. Двух отправили к Беллинсгаузену на «Восток» а двух взяли на «Мирный». Прежде чем покинуть остров, его осмотрели.

На нём, помимо кокосовых пальм, росло хлебное дерево. Обнаружили и несколько  ручьев с пресной водой. На корабле мальчики пантомимой рассказали свою историю. Но частично, наверное, моряки домыслили.

Выяснили, что те со своими семьями высадились на острове, занесённые к нему штормом. Через некоторое время к острову пришли лодки враждебного племени. А дальше, как в книге Даниэля Дефо «Робинзон Крузо».

Родственниками мальчиков прибывшие хорошо пообедали, а мальчишки успели удрать. Правда, по результатам осмотра острова моряки ничего не упоминали о костях и других следах пиршества.

Сдаётся мне, что эта душераздирающая история была плодом фантастической интерпретации пантомимы с участием юных актёров. Но она вошла в книги, например,  в исторический роман Евгения Федоровского «Беллинсгаузен».

Аборигенов постригли,  вымыли и надели на них одежду из тика. Тик – плотная ткань, в основном используется для чехлов. Но в костюме из тика, который ему сшили в Гамбурге, щеголял когда-то и Николай Васильевич Гоголь.

Остров этот небольшой: в самом длинном месте – семь с половиной километров, а в самом широком – семь километров. А как всё изменилось с тех пор! Открываешь страницу в интернете и читаешь: «Hotels in Makatea billiger buchen» - как дешевле забронировать номер в отеле на Макатеа.

Это только русские нувориши денег не считают, а европейцы свои трудом, а не воровством заработанные деньги тратят с умом и очень экономно. Снова отвлёкся.

Надо скорее вернуться в девятнадцатый век, который я очень люблю за то, что вся его история правдивая. А, начиная с 1917 года, в нашей стране она вся лживая.

21 первого июля матрос с салинга закричал, что виден берег. Не могу удержаться, чтобы не дать слово мичману Новосильскому: «…к вечеру остров Отаити, покрытый богатейшей тропической растительностью, представлялся уже нам во всей красоте своей.

Но в тропиках скоро темнеет: настала ночь почти без сумерек. На взморье засверкали огоньки, волны озарялись фосфорическим светом от скользящих рыб. Над горами острова плавали  тёмные тучи, но большая  часть неба была чиста  и усеяна яркими звёздами…

Ночь тропическая на 22 июля перед Отаити , царицей Полинезии, с тёмно-голубым небом, при стройном шествии небесных светил, которые, по выражению одного христианина-поэта, «имя бога в небесах своим начертывают следом», была невыразимо прелестна и принадлежала к числу таких, которые в жизни человеческой  редко повторяются, может быть потому, что дают слишком уж много чистейших наслаждений».
 
Каждый моряк в душе романтик! Но не каждый может выразить свои мысли и чувства, как это сделал в девятнадцатом веке мичман Новосильский.

Я не буду описывать пребывание русских моряков на Таити. Скажу лишь, что то была им награда за дьявольски опасное плавание среди айсбергов и ледяных полей в водах Южного океана.

Что это такое даже в наше время, прекрасно иллюстрирует великолепный рассказ человека, который там побывал, нашего коллеги-автора Василия Неруша «Южная Георгия»  http://proza.ru/2020/01/08/1297.

После замечательного отдыха на Таити  командир экспедиции Беллинсгаузен тепло попрощался с королём Таити и его семьёй.  Король был хорошим человеком, но алкоголиком. Уходя, Беллинсгаузен распорядился, чтобы королю доставили бутылку рома и шесть бутылок тенерифского вина.

Большая беда, когда государством руководит алкоголик. Мы это знаем. Правда, бывают и трезвенники не лучше алкоголиков.

После Таити занялись нанесением на карту неизвестных островков, называя их русскими именами. Не все из них остались на картах мира.

Не везде появление русских шлюпов вызывало большую радость. На острове, который назвали в честь великого князя Александром, пришлось стрелять дробью по туземцу. Высаживаться на остров не рискнули.

Но были и такие места, где островитяне даже уговаривали сойти на берег, однако Беллинсгаузен торопился, пора была завершать экспедицию. 30 августа, когда отмечали тезоименитство императора, упал в воду с бушприта матрос Блоков.
 
Было темно, и его не нашли. 6 сентября шлюпы выдержали очередной шторм и потеряли из вида друг друга, встретились уже в Порт-Джексоне. «Восток» пришёл в порт на сутки раньше. Пятьдесят дней с помощью англичан готовились к новому плаванию в Южном океане (его тогда называли Южным Ледовитым океаном).

31 октября 1820 года расстались с дружелюбными хозяевами и, как докладывал Беллинсгаузен маркизу Траверсе, «снялся первый отряд с якоря, чтобы вторично сделать покушение  в Южном Ледовитом океане».

Беллинсгаузен повёл корабли прямым курсом на юг.

Продолжение http://proza.ru/2021/03/24/604

На рисунке: Порт-Джексон


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!
/
Всё ближе и ближе Антарктида.) Честно говоря, я в большом предвкушении.)

Спасибо за красоту островов южных морей, поэтические откровения мичмана Новосильцева и Ваши бесценные реплики на злобу дня.
А мне кажется, что вся и российская, и мировая история, которую мы знаем сегодня, порядком искорёжена в угоду сильным мира сего.
И как славно, что не перевелись правдоискатели и Вашем лице тоже.
/
Вдохновений и радости!
С теплом!

Наталья Николаевна Максимова   26.02.2025 23:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья, за такой тёплый отклик.
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   27.02.2025 11:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.