Молодость древних трасс

МОЛОДОСТЬ ДРЕВНИХ ТРАСС
На днях в камчатском селе Оссора завершилась «Берингия» - гонка на собачьих упряжках, ставшая 30-й с той поры, когда  вошла в Книгу рекордов Гиннесса, как самая протяженная гонка в мире – 2000 километров по снежным трассам Камчатки и Чукотки.

Тогда, на финише в Чукотском селе Марково, мы, организаторы и участники месячного марафона , в котором приняло участие 10 упряжек, просто были ошеломлены известием, что на 300 километров превзошли достижение американской гонки «Айдитарод» по Аляске, которую американцы называли Последней великой гонкой.

Тогда мы, усталые и промороженные,  все таки робко мечтали о том, что наша «Берингия» проживет долгие годы и станет не просто состязанием мужественных каюров и замечательных собак, но чем-то более значительным, символом национальных достоинств и мужества, духовным возрождением и примером  для молодежи.

Верили и тогда, когда «Берингия» словно затухала, задыхалась от безденежья, равнодушия, но год за годом, 20 лет подряд,  ее неистовый командор,  геолог  Александр Печень собирал упряжки, размечал трассы и вел «Берингию» по северному краю, где в каждом селе встречали ее участников как национальных героев.

И вот, именно 30-я  гонка, вдруг словно сверкнула ожерельем исполнения наших давних мечтаний, представ как государственный национальный проект, о чем заявил губернатор Камчатского края Владимир Солодов, встретивший финиш «Берингии» в Оссоре. Губернатор сказал, что «одним из решений, которое принято уже сегодня, стало выделение в следующем году спортивной гонки как отдельного сертифицированного мероприятия  с привлечением международных экспертов и участников».

Несомненно, одним из стимулов для принятия этого великолепного решения стал национальный проект «Берингия – лицом к лицу с Севером», который придумал и организовал все тот же Александр  Печень, прошедший всю нынешнюю трассу с циклом встреч с местным населением, особенно с детьми, где рассказывалось о всех гонках «Берингии», ее участниках, показывались фильмы, представлялись книги и плакаты.

Также были организованы выставки детских рисунков , демонстрировались фотографии разных лет, сделанные Виктором Гуменюком, то есть «Берингия» обрела глубокую духовность, превратилась в фестиваль, где живой частью главного марафона стали детские соревнования на упряжках «Дюпин»,гонка-пролог, муниципальные фестивали «Снежный путь», «Елизовский спринт»…

Но ведь помимо этих познавательно-праздничных мероприятий «Берингия» с самого начала своего существования дала толчок организации собачьих питомников, где уже выведены великолепные породы собак  «Камчатская ездовая» и «Чукотская  ездовая».

Я точно не знаю, какие породы собак были в упряжках чемпиона нынешнего года Андрея Семашкина, призеров Вячеслава Демченко и Валентина Левковского, но знаю точно – все они наши, отечественные собаки-трудяги, вернейшие друзья  и защитники своих хозяев.

«Берингия» стала как бы прародительницей новых славных дел для северного края, привлекающего пристальное мировое  внимание не только как регион, имеющий важное экономическое и военное значение. Здесь сохранены духовные кладовые северных  народов как источники мужества, верности и будущего.

А летняя «Берингия», которую нередко называют дочкой зимней гонки, ежегодно.  дарит России великолепную регату  на чукотско-эскимосских байдарах вдоль побережья Чукотки. А ведь эта морская гонка тоже имеет право, просто должна,  стать объектом доброго внимания власти округа.

Библейская истина «Нет пророка в своем отечестве» как бы довлела несколько    лет над сознанием организаторов и участников всех «Берингий».. Достаточно сказать, что даже Русское географическое общество не баловало своим вниманием отечественных героев. А берингийцы делали свое дело, покоряли снежные и морские трассы, создавали свое сообщество патриотов родины, преданных ей сынов и дочерей, организовав уникальное для Камчатского края волонтерское движение.

Вот и немного померкла, по крайней мере для Камчатки, истина о пророках. Непомерную ношу признания донесли Александр Печень и его соратники до вершин местной власти и встретили понимание и помощь.

Верю, что в России можно найти множество примеров бескорыстного и мужественного служения еще не признанным делам, идеалам. Что же, пример «Берингии» может вдохновить на дальнейшие усилия сподвижников добрых дел, заодно и открыть на них глаза представителей власти имущих. Исполать им всем!







 


Рецензии