Ах, этот дивный вальс...

Конец 18 века.. Россия.

Окунемся в атмосферу холодной петербургской  зимы..

Ранние сумерки.. Застывший в снегу величественный Исаакий. Янтарный свет из высоких итальянских окон. Скрип полозьев. Вскрики ямщиков и весёлые песни студентов. Несущиеся в кованных санках, запряженными горячими скакунами, гордые красавицы, закутаные в соболя и укрытые шубами.
Лёгкая поземка на Невском проспекте и холодное дыхание замерзающей Невы.

А в городе идут балы невест.

Идут балы в Городском собрании, в Губернском и театральные представления во всех городах Российской империи.
Всё красавицы Петербурга выезжают в свет.

И представим огромную залу, залитую светом от дрожащих свечей..
Лёгкий флёр французских духов.. Томные взгляды и легкий румянец смущения..
И возглас капельдинера:
- Вальс!Кавалеры приглашают дам. Ангаже!

.. Вихрь разноцветных украшений на бальных платьях красавиц.Тугие корсеты и манящий шелест шёлка. И строгие офицерские эполеты.. И развевающийся гусарский ментик..И белоснежный перчатки и пушистые веера, с именами кавалеров.
И робкий взгляд из - под опущенных ресниц и озорная улыбка на раскрасневшемся личике младой красавицы..
И песня скрипок. . Которая зовёт и кружит и туманит обещанием счастья..
И буйство чувств и зарождение любви..
И стук сердца..
И еле слышный  шёпот:"И раз.. Два.. Три.. И раз.. Два.. Три."

А вот и маленькая записная книжка в удивительном переплёте.. (до сих пор такие экземпляры можно найти в музеях: на старом, стершемся и посеревшем от времени синем бархате вьется тускло-золотой филигранный узор редкой сложности, тонкости и красоты, - очевидно, любовное дело рук искусного и терпеливого художника)
Знаменитый carnet.
В переводе на русский," карне " -это бальная книжечка.
 Ведь бал - это вовсе не простое развлечение. Главное на бале - танцы.
   Программа любого бала в те времена состояла примерно из 20 танцев. Первым идет вальс, за ним венгерский, затем краковяк, после падепатинер, падеспань и падекатр. А еще первая кадриль, вторая и третья. А после четвертой непременно будет мазурка. Как тут не запутаться? А ведь вы приглашены на каждый из танцев и разными кавалерами! Но у вас есть непременный атрибут – карне или бальная записная книжка.
Она появилась в конце 18-го века, сначала была дамским аксессуаром, а наибольшей популярности достигла в 19-м, когда и кавалеры стали пользоваться карне.

Приглашение на танец могло поступить задолго до бала. Например, такие танцы как кадриль, котильон всегда расписывались заранее. Так что, принимая приглашение, дама вписывала напротив танца имя своего партнера. Кавалер, получив положительный ответ, делал то же самое.
Но расписывать всю карне заранее – верх невежества! Минимум треть танцев должна быть оставлена для новых знакомств на балу, хозяев бала и неожиданных гостей.
Конечно, были популярные дамы, бальная книжка которых заполнялась в первые минуты мероприятия, а были и те, кому приходилось прятать пустые листы от чужих глаз.
Но этикет того времени никого не щадил, поэтому если кавалеры замечали, что дама давно не танцует, их долгом становилось пригласить её!
Не на вальс, но никто не сидел и не скучал на этих вечерах.

А вальс...

Именно, он дарил любому балу ту незабываемую сказку и атмосферу праздника
Ведь, согласно этикету, его танцевать можно было на балу лишь два раза.
При открытии бала и при его завершении.И танцевать лишь с одним партнёром только один раз.

И сейчас, слыша романс, посвящённый вальсу, мы всегда будем вспоминать о том волшебном мгновении танца, который соединял влюблённых и дарил радость красоты движения.

Вот один из них...
Его автор Н. Листьев,который долго был неизвестен публике.

"Я помню вальса звук прелестный:
Весенней ночью в поздний час
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.

Да, то был вальс, старинный, томный,
Да, то был дивный вальс.

Теперь зима, и те же ели,
Покрыты сумраком, стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат…

Где ж этот вальс, старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс?
Да, то был вальс, старинный, томный,
Да, то был дивный вальс."

Вспомнили мелодию?

А теперь закройте глаза, чуть наклоните голову к плечу..
 И...
Раз.. Два.. Три. Раз.. Два.. Три.. Раз  два три...


Рецензии