Тренировка

        Соловей отбил удар слева-снизу, сместился вправо и, ухнув, напоказ потянулся правым плечом и локтем вверх и пошел скручиваться всем телом, выводя клинок на рубящий удар справа-сверху. Илья среагировал и двинулся в защитную позицию. Как только клинок Ильи поднялся выше пояса, Соловей быстрым, неуловимым движением нырнул вниз, вонзил острие в землю позади правой ноги Ильи и изо всех сил боднул его плечом в грудь. Илья рухнул.

        — Ишь ты, ловко!

        Соловей бросил меч и растянулся на траве рядом с Ильей.

        — Опорную ногу подсек.

        — Давай, пока отдыхаем, думать будем, как воевать — предложил Илья.

        — Давай — Соловей надолго замолчал, глядя в небо — В войне побеждают  силой и хитростью. Можно выиграть только силой. Можно выиграть только хитростью. Но лучше и то, и другое.
        — Так… В чем их сила?
        — Каждый из них — воин с пеленок. Каждый из них вырос в седле. Каждый из них, когда скачет в поле — одно целое с лошадью.
        — Так…
        — Каждый из них вырос с луком в руке. Они стреляют с седла на скаку, из любого положения. Нет им равных в этом.
        — Так…
        — Их лошади очень выносливы, и у каждого из них по две, по три сменных лошади.
        — Так…
        — И их много. Очень много.

        Помолчали.

        — А в чем их хитрость?
        — Хитрость их в том, чтобы использовать свою силу.
        — Объясни.
        — Сейчас… Вот представь, мы с тобой вышли в поле биться на кулаках. Что будет?

        Илья расплылся в довольной улыбке.

        — Зашибу… — подумал немного и добавил — Ну, как хоть раз попаду.
        — То-то и оно. А если я бегать от тебя стану?
        — Мне тебя не догнать, конечно. Бегаешь ты шибче. Да и не буду я за тобой гоняться. Дождусь, когда сам подойдешь.
        — А если не подойду?
        — Значит и боя никакого не будет.
        — Хорошо. Теперь представь, что мы вышли в поле, но не на кулаках биться, а взяли луки и стрелы те, что для потешных боев, с колотушками на концах.
        — Тоже ничего хорошего. Для тебя ничего хорошего. Стреляешь ты чуток получше, да лук мой туже. Попаду, худо тебе будет.
        — А если я бегать-петлять перед тобой буду, как заяц?
        — Попасть в тебя трудно будет. Но и ты сам в меня стрелять не сможешь.
        — А если я буду не один, а будет нас таких с десяток против тебя одного? И мы возьмем тебя в круг и будем поливать стрелами?

        Илья крепко задумался.

        — Да… Понимаю… Если я, скажем, возьму хороший щит… В открытое поле не пойду, а встану на опушке леса…, или у реки…
        — Вот-вот! Да! Что-то такое придумывать надо...!

        Илья сел.

        — Слушай, Одихмантьич, а где твой батя, Одихман-Одимхан? Он же как принес тебя тогда к нам в хату в лукошке так и пропал. А теперь ты, говоришь, эти весточки от него получаешь... Да и сам ты, помнится,  бродил где-то лет пять.
        — Семь.
        — Даже семь. Расскажешь, наконец?
        — Расскажу. Ты, Ильюха, вообще много пропустил, пока на печи лежал. Я тебе все расскажу, в свой срок.

        Соловей внимательно посмотрел на Илью.

        — Ты же мне веришь?
        — Нуу… — обиженно пробасил Илья — Как ты мог подумать, что я тебе не верю!

        Илья поднялся с земли.

        — Вставай, басурманин, бороться будем.
        — Эх… — притворно вздохнул Соловей — Только не помни!
        — Да я тихонько. Не впервой. Покажи-ка мне еще разок, как это ты через ногу кувыркаешь?
        — Да нога там дело десятое. — оживился Соловей —  Не через ногу. Тут главное — подворот, и подсесть надо, теперь скручивай плечами… и подбивай… вниз не смотри, смотри вперед, куда бросаешь. Да не отставляй ты ногу в сторону! Что ты ее все время отставляешь! Обе ноги должны быть рядом, и проворачивайся на носках.
        — Да как обе ноги рядом? Я же так упаду.
        — Не упадешь! Я же у тебя противовесом. Если захват не разорвешь, не упадешь.
        — А если разорву?
        — Тогда упадешь. А ты не разрывай! Давай еще раз. Просто верь мне и делай, как я говорю!

        Потом отдыхали. Ели хлеб. Запивали молоком. Молчали

        — А в чем наша сила? - спросил Илья.
        — Мы на своей земле.
        — И все?
        — Да.
        — И что мы можем?
        — Мы можем погибнуть в бою.
        — И все?
        — Да.


Рецензии
По-богатырски))) Хорошая концовка, дзенская

Наталья Кожевник   23.03.2021 11:22     Заявить о нарушении