Поражение Глеба Капустина

               
                Рассказ

                Поражение Глеба Капустина
                (по следам рассказа Василия Шукшина «Срезал»)

У коттеджа стариков Т. собрались мужики. Курят. Рассматривают исподлобья то черную блестящую иномарку  у ворот, то сам двухэтажный дом из красного кирпича с мезонином. Покачивают головами: нам в таких домах не жить, на машинах таких не ездить.
            Один сосредоточенно листает сборник рассказов «Сельские жители». Будто хочет наперед узнать, что сейчас произойдет, когда придет Глеб и начнет срезать очередного городского выскочку. Мужики втайне надеются – будет покруче, чем даже в последний раз у Журавлевых.
            Мальчик сидит на искусственной зеленой лужайке в айфоне пятого поколения (брат из города б/у прислал, пишет, что одиннадцатый себе купил).
            Наконец, вразвалку подходит Глеб и с ходу справляется:
             - Который?
             - Последыш, один приехал. Недавно развелся со своей.
             Глеб огорчился, так как испытывал удовольствие именно от того, что срезал городских в присутствии жен (он никогда не был женат, здесь у него были свои особые счеты с женской половиной человечества). Чтоб они видели милых беспомощными. И сами тоже от осознания никчемности мужей крылышки опускали. Чтоб все осознали: Глеб – это вам не пыль на дороге, а мощь, природная стихия. А раз жены у гостя нет, эффект уже не тот. Ну ладно, будем работать с наличным  материалом.
              Глеб сплевывает в сторону иномарки. На коттедж старается смотреть по касательной, поскольку не смотреть совсем не получается. Подходит к чугунной калитке, через плечо зло спрашивает:
             - Что двигает?
             - Дак ведь…
             - Сколько раз можно повторять? В какой области проявляет себя, спрашиваю…
             Мужики виновато мнутся – не подготовились. Читающий сборник рассказов «Сельские жители» судорожно бегает глазами по страницам. Нет, ничего не написал писатель про младшего сына старика Т.
              Мальчик на искусственной зеленой лужайке шустро пошевелил пальчиками по монитору и сообщил:
               - Дядя Андрей в облачных технологиях крупный спец.
                Мужики с надеждой смотрят на своего лидера.
               - Шурупишь в этих обл…?
               - Ладно, разберемся, не впервой, - уверенно забил гвоздь Глеб и протянул руку к звонку.
                Но тут калитка приоткрылась, оставаясь на цепочке. Показалась голова старухи Т., накрытая плотной шалью, под которой по самые глаза повязан цветастый платок.
                - Чего приперся? На пилораме делать нечего, что ли…Иди с миром.
                И старуха Т.  хлопнула чугунной калиткой у самого носа Глеба, и слышно было, как звонко сработал электрический замок.
                Читающий сборник рассказов «Сельские жители» глухо с листа: «Все матери знатных людей в деревне не любили Глеба. Опасались.»
                Мужики закряхтели, без жалости смотрят на бывшего неформального лидера. Да, времена меняются, годы свое берут. Какой орел был, всех подряд срезал, а теперь…И в дом-то не пустили. Это тебе не у Журавлевых тогда.
                Все расходятся по домам. И поверженный Глеб тоже смиренно зашагал в сторону своего дома: вот уже много лет в деревне Новая нет пилорамы.

Р.М.
16 марта 2021 г.


Рецензии
Остроумно. Жаль только, что рассказ можно понять лишь в пандант к шукшинскому.

В свое время я работал редактором в Алтайском госуниверситете. Шукшинская тема была основной у наших филологов, ни по какой другой москвичи не давали нам ходу. Так вот, один раз мы выпустили сборник статей, страниц на эдак 250, целиком посвященных как раз рассказу "Срезал". Уж очень, похоже, задела наша алтайская знаменитость Глебом Капустиным доцентов с кандидатами, ибо подспудым лейтмотивом статей -- в открытую бодаться с Шукшиным было себе дороже -- просвечивало, что от Шукшина портянками пахнет. Ведь писателя у нас по кулуарам очень не любили при официальном "Шукшин наше все"

Владимир Дмитриевич Соколов   12.01.2023 07:00     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.
Действительно, формочка была избрана неудачная.Я это сразу понял. Что нельзя так читателя "напрягать", но менять ничего не стал, пусть будет, как есть.
Вот бы этот сборничек достать...Специально я книги Шукшина и материал о нем не собирал, но тем не менее у меня много чего есть по нему.
Обидно, конечно, что писателей , которых следовало бы читать всей стране, у нас задвигают в так называемый "региональный компонент". Впервые об этом я встретился с этим фактом, когда знакомый из Вологодской библиотеки написал, что Василий Белов изучается у них в составе "регионального компонента". Смешно."Лад" - это региональный компонент? Может быть, с Шукшиным не так, специально не изучал тему, но подход , конечно, недопустимый.

Благодарю еще раз.Буду дальше читать Ваши материалы.

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Ринат Маметов

Ринат Маметов 2   14.01.2023 23:29   Заявить о нарушении