Спасти одну жизнь - спасти все человечество

Каждый знает через что прошли люди, воевавшие в годы Великой Отечественной войны. Это было ужасное время для всех и многие вспоминают 4 года со слезами и в ужасе от того, что такое могло случится. Когда уничтожали города, сжигали деревни с их жителями, уничтожали национальность.
Недалеко от Минска есть белорусская деревня Яченка, в ней моя семья встретила войну. В небольшом доме жили мои прапрабабушка, прапрадедушка, прадедушка и его первая жена.
 
Как они жили мне не удалось узнать. Прадедушка умер еще до моего рождения, но я очень хорошо помню его вторую жену – свою прабабушку. Она всегда была светлым и чутким человеком, такой она и осталась в моей памяти.
В конце Великой Отечественной войны в дом попала граната, и он был полностью разрушен. Но особенность моей семьи не в доме и не в их жизни, а в том, что ценой своей жизни прятали у себя евреев.
   
Этот маленький дом – мой уголок детства. Здесь не было детей и соседей. К моему рождению деревня стала хутором, что огорчало и радовала одновременно.
В ходе Второй Мировой войны погибло от 5 до 6 млн евреев – зловещие цифры. Только представьте, когда еврей убегал из гетто, эта еще не означало спасением – немцы создали моральную и материальную систему поощрений для тех, кто выдавал еврея властям. Именно из-за этого любой человек предоставлял большую опасность. И даже если бывшие узники находили партизан, то евреев не принимали в отряд – невозможно было быстро перемещаться в лесу, а у партизанского руководства бытовало мнение, что евреи не могут воевать. Известно, что многие евреи, сбежавшиеся из гетто, возвращались обратно на верную гибель. Фашистская идеология повлияла на отношение населения к евреям. После оккупации все старались скрыть факты о том, что он еврей или спасавший.
5 мая в 2016 году мне удалось побывать на важном событии для своей семьи – присвоение звание «Праведник Народов Мира». Медаль и почетную грамоту получала моя бабушка – Ярохович Анна Александровна.
 
 
 

В 2019 году мне удалось лично пообщаться с Евгенией Яковленой, которая подробна рассказала о том, что помнит с тех страшных событиях.
«В 41 году мне было 1,5 года. О том, как моя семья спасалась во время Великой Отечественной войны знаю с рассказов мамы и старшей сестры. Мама хранила фотографию Ивана всю жизнь. Ведь только благодаря ему и его семье, наша семья спаслась.
В первые месяцы немцы под страхом смерти загоняли евреев в гетто. Само уничтожение началось 7 ноября. Тогда стало ясно, что из гетто живым не выйти. Брат и сестра часто убегали из гетто в город за продуктами. Им помогала семья Булавко, которая знала Розу. Чуть позже была создана Комсомольская подпольная группа, которая выдавала бланки для паспортов так появилась фамилия Печкова. Моя семья пережила не меньше двух акций по уничтожению евреев. В одну из ночей мама и сестра ушли из гетто и началась акции, им пришлось провести ночь в ларьке. Те, кто были в гетто, спасались по-разному: прятались подвалах, делали помещения, которые называли малинами.
Семья решила сбежать "Чем ждать смерти вне воли, лучше умереть на свободе" - так сказала мама перед побегом.
Осенью меня отдали в детский дом под фамилией Морозова. Брата оставили у знакомых, про него семья мало что рассказывала. Мама сестра шли куда глаза глядят, так они дошли до Засулья. Там их встретил молодой мужчина, он посмотрел на них и спросил:
 - Вы евреи? - Мама заплакала, тогда он сказал - Не бойтесь, я вам помогу.
Во время войны беженцы жили в здание "почты", туда он привел маму, а сестру привел к себе в дом. Моя семья пришла в деревню в тот день, когда не стало Семена Щекало (отца Александра, Ивана и Анны).
Когда семья обустроилась, мама решила забрать брата. Пешком до Минска идти далеко, она попросила соседей отвезти ее к сыну. Закрыв лицо платком, она поехала к сыну в столицу.
У моей мамы был еврейский акцент, чтобы его убрать, Аня посоветовала удалить зуб у врача. Однажды это спасло ее, когда они чистили картошку, в дом пришли немцы. Мама надела платок, чтобы не было понятно, кто она, брат и сестра сидели рядом.
Люди, которые знали, что в деревне есть евреи, писали доносы. Все они приходили к Ивану, а он их рвал. Этот человек спас не только нашу семью. К нему за помощью обращались помимо нас другие евреи или обычные жители Беларуси.
Я не помню свое детство в детском доме. И у меня лишь два самых ярких воспоминания. Это было крещение, которое проходило в детском доме. После которого меня забрала женщина в маленькую темную комнатку, в тот день на мне было одето салатовое платье. Не помню, как скоро, но я опять вернулась в детский дом. И еще одно не менее яркое событие. Это произошло в день освобождения Минска, мне было 5 лет. Я увидела застреленную воспитательницу.
Брат и сестра пошли меня искать, они начали с детского дома номера №1, где я была за 4 года я выросла, поэтому у брата и сестры были сомнения. Они узнали меня по шраму на щеке.
После войны брат работал пастухом, потом ушел в армию и стал офицером. Сестра уехала в Польшу с мужем. Когда Иван уехал в Польшу, власть (большевики) узнала (узнали, что он спасал еврейскую семью. Мне удалось побывать у него 2 раза. Роза со своим мужем жили недалеко от дома Ивана, но не могли прийти в гости, так как все были под надзором
Когда начались 90-ые года я написала про Ивана в Америку, но письмо так и не дошло. Тогда мы с сестрой написали письмо в музей Яд- Вашем, его очень долго проверки, и только через 25 лет семье Щекало присвоили звание Праведник народа мира.
В 96-ом году моя сестра Роза, Аня, Иван и Александр встретились. Они все плакали.»
Небо красивое, чистое было
На улице всегда тепло,
Все это изменилось…
Война счастье на страх заменила
По улицам прошли солдаты,
Людей убивали – гады!
А дети в темных чуланах были,
Они о войне еще не узнали.
У мамы слезы потекли –
Братишку и папу куда-то повели,
Послышался какой-то выстрел…
Шли годы, а война не стихала.
Домов уже почти не осталось,
Нет смеха, друзей и гостей,
А только слезы матерей…
Свет не включен – все тихо давно.
Шли годы, а война не стихала.
Теперь и улицы пусты
И в дали только взрывы слышны.
43 год уже подошел
Все идут и идут солдаты,
Все взрывают – взрывают дома.
Дети плачут в темном чулане,
Позабыв навсегда,
Что было вчера.
Большой стол давно пуст,
С мамы улыбка исчезла.
Папы нет уже давно…
«Но почему не идет домой?»
Как рассказать мальчишке,
Что война забрала его?
В 45 году до Берлина дошли!
Закричали герои «Мы к победе пришли!»
Возвращаясь домой, они улыбались.
Снова детские лица видны,
Снова мир на земле!


Рецензии