Наш 8-й класс выпускной

Каждый год 23 февраля, начиная с 5-го класса, девочки поздравляли нас с днем Советской армии и Военно-морского флота.

Я всегда с нетерпением ждал этого дня. Накануне вечером, непременно вечером, когда темнело и на небе появлялись первые звезды, я выходил на улицу, садился на скамейку около дома, и войдя в образ, начинал тихо петь свою любимую песню:

"Сотня юных бойцов из буденовских войск на разведку в поля поскакала"..

В голове рождались образы темной украинской ночи, широкой степи, и я в буденовке скачу вперед во главе конного отряда юных  бойцов. В эти моменты я был то внутри этих образов, то смотрел за происходящим со стороны.

В моем воображении перед нами неожиданно появлялись белогвардейские цепи, штыки их блестели.

Короткий бой и бесстрашный молодой боец склонял голову, и с разбитым, горячим, комсомольским сердцем падал с коня. Я очень грустил в такие моменты, видя, как верный вороной конь не убежал прочь, а склонил голову над своим убитым боевым товарищем…

Мне исполнилось в это время 11 лет. Наступал сложный переходный возраст, и очень хотелось походить на героев.

Поучаствовав мысленно в боях, я героем возвращался в дом, и в приподнятом настроении укладывался спать. Завтра наступало 23 февраля.

Накануне праздника девочки, как правило, «выгоняли» нас из класса, и тянули жребий, кто кому будет дарить подарки. Это делалось для того, чтобы ни один мальчик не остался без внимания. Приветствовались также дополнительные подарки по желанию. Вот эти подарки были для нас самыми дорогими и ценными. Каждый мальчик желал получить подарок от девочки, которая ему нравилась.

23 февраля девочки приходили в класс пораньше и, по возможности скрытно, прятали свои подарки в ящички под откидные крышки парт, и только потом, рассевшись по своим местам, впускали нас в класс.

Мы поднимали крышки, кто-то ликовал, а кто-то огорчался. Подарки были самые разные, но самыми ценными считались книги, которые в то время были в большом дефиците.

Мне дарили две, три, а иногда и четыре девочки. Одна дарила по жребию, остальные по желанию. "Королева класса" - Рая всегда дарила мне книги. Одну из таких книг "Дети капитана Гранта", я, как добрую память, до сих пор храню в своей личной библиотеке.

Это была одна из самых дорогих и любимых ею книг, но она без сожаления рассталась с ней, чтобы порадовать друга в его "мужской" праздник.

На обложках книг, она, как автор, писала поздравление и пожелания, указывав свое  имя, фамилию и дату торжества. Личную подпись в 11 лет она не выработала и, поэтому книги были без автографов. Мне всегда было очень приятно читать написанное.

На 8-е марта мальчики проделывали все то же самое. Каждый мальчик обязательно дарил подарки тем девочкам, которые дарили ему на 23 февраля, и дополнительно другим - по желанию.

Безусловно, девочки учитывали это и на следующий год дарили обязательно подарки тому мальчику, от которого хотели получить подарок в ответ.  Так по подаркам мы определяли кто к кому неравнодушен и кто популярен. Подарки были у нас, как признание.

Рая всегда была завалена подарками.

Так наш 5-й сборный ни шатко ни валко, чередуя праздники и будни, постепенно дополз до 8-го класса. Приближался выпускной вечер.

На вечере восьмиклассников наш класс сделали дежурным. На сцене ученики других классов пели, танцевали, показывали подготовленные заранее номера, а мы шатались по залу и следили за порядком. Наступило время танцев. Было весело, и немного грустно. Мы расставались с частью ребят.

Некоторые ребята, подражая взрослым, уединялись и незаметно для учителей прикладываясь к бутылочке, степенно закуривали. Рассуждали о жизни, о будущем. Они действительно уже уходили во взрослую жизнь, чтобы помогать родителям материально.

Играла музыка. “Кавалеры” приглашали “дам” на танец. Мальчики были внимательны и галантны настолько, насколько им позволяло их воспитание. 

Мы же по деловому ходили по залу, и все продолжали наблюдать за порядком.

Я не умел  танцевать, поэтому боялся приглашать кого-либо из девчонок, не хотелось выглядеть смешным и неуклюжим.

Конечно, я знал, что некоторые из них ждали приглашения. Все бы так и закончилось, но к концу вечера объявили белый танец и тут...

Рая решительно сняла повязку дежурного и подошла ко мне. Играл незамысловатый танец "Ай люли":

"Ай люли, ай люли – это модный танец, ай люли, ай люли – он не иностранец", - неслось из динамиков.

Передо мной в тот момент стояла не подросток в школьной форме, а со вкусом одетая восточная красавица с прической - как у Наташи Ростовой. Её миндалевидные черные глаза излучали радость и смущение одновременно. От неё исходил легкий аромат дорогих духов, в которых впрочем я не разбирался вовсе.

Как же я ликовал в тот момент, и от того что Рая решилась пригласить меня на танец, и главное от того, что белый танец был не вальс. А топтаться на месте под эту  модную и бессмысленную песенку я мог и без обучения.

От волнения мы сразу не попали в такт, но это было уже не так важно, нам было интересно и волнительно вдвоем.

Скажу сразу, это был первый и последний  наш танец.

Класс, как бесперспективный, расформировали вновь, и мы попали в разные классы. Нас ждали новые встречи, новые друзья и новые волнения...


                * * * * * * * * *
 
Лето 1965 года, наступившее после окончания восьмого класса, было жарким. На экранах кинотеатров с ошеломительным успехом шел художественный фильм "Человек-амфибия". Мы много раз повторно ходили смотреть этот фильм, и всякий раз влюблялись в Гуттиэре. Она в те моменты занимала все наши мысли и волновала наши души.

Из окон домов, распахнутых настежь, доносилась песня:

"Нам бы, нам бы, нам бы всем на дно,
Там бы, там бы, там бы пить вино.
Там под океаном, трезвым или пьяным
Не видно всё равно.

Эй, моряк, ты слишком долго плавал,
Я тебя успела разлюбить,
Мне теперь другой по нраву - дьявол,
Его хочу любить"..


Просто к тому времени мы выросли из детства.

А над южным, летним городком, затягивая нас в свои любовные сети, словно ураган, проносилась любимая всеми нами песня "Каникулы любви":

"А над морем, над ласковым морем
Мчатся чайки дорогой прямою.
И сладким кажется на берегу
Поцелуй соленых губ"..

Но, как же светло и радостно было у нас на душе в эти моменты...


Николай Гущин, 17 декабря 2020 года, ред. 20.03.2021


Рецензии