Секреты парфюмерии острова Минотавра

Информация к размышлению. Извлечено из разных источников

Секреты парфюмерии острова Минотавра

«В Греции раскопки выявили остатки первых парфюмерных мастерских в минойском дворце Закроса на Крите (XV-й век до н.э.) и во дворце микенской эпохи в г. Пилос. В распоряжении пилосского горожанина времён позднего бронзового века были различные травы, специи и цветы. В особенности была развита индустрия парфюмерии во дворце царя Нестора в Пилосе (XIII-й век до н.э.), как на то указывают соответствующие документы из архива. В минойской и микенской цивилизациях должно было быть очень много «мерипсей» – т.е. заведений, где производились косметические средства, бальзамы и духи. Кроме того, в Чамалеври (Западный Крит) и Аподулу были найдены доказательства проведения дистилляции и производства ароматических веществ. Нужно отметить, что парфюмерное дело было налажено в Чамалеври ещё до 2000 г. до н.э. Там были найдены остатки таких важных ингредиентов, как анис, гвоздика, пчелиный воск, мёд, оливковое масло, смолы (если точнее – смола фисташковых деревьев) и масло из ириса. Керамика (флаконы и кувшины) была расписана цветами ириса – геральдическим растением богини Юноны (Геры).

Минойцы использовали богатство критской флоры при изготовлении своих духов. По данным археологических находок можно перечислить ряд видов: это «коммеорритини» (натуральная камедесмола), семена и ароматические масла, полученные из таких растений, как кориандр посевной (Coriandrum sativum L), сыть круглая или ореховая осока (Cyperus rotundus L), шалфей, критмум морской (Crithmum maritimum L), мастиковое дерево (Pistacia lentiscus L variation chia), теревинф (Pistacia terebinthus L) и фенхель (Foeniculum vulgare Mill). Самым же важным из растений острова был ладанник критский (Cistus creticus L), смола которого использовалась для воскурений, в целебных бальзамах и в качестве красного красителя в парфюмерии. Не менее известной была душица критская, диктамус (Theangelis – Origanum dictamnus L) – типичное для Диктейских гор растение, дающее масло с тонизирующим и бодрящим свойствами. К прочим видам сырья относятся крокус, лилия, ирис, мирт, майоран, цветы и плоды айвы (Cydonia oblonga Mill.), фенхель, укроп, кориандр, а также камедь дикой айвы, смолы кедра, кипариса и сосны алеппской (Pinus halepensis Miller).

Археологические находки по всему миру демонстрируют использование различных ингредиентов растительного, животного и минерального происхождения для создания духов, очищающих средств и косметики для кожи на теле и на голове. Использование ароматических масел в производстве парфюмерии было широко известно ещё в древние времена и упоминалось в поэмах Гомера и в Библии. Другие данные раскопок содержаться в найденных обожженных глиняных табличках, описывающих процессы обработки, хранения и распределения по назначению оливкового масла в контексте изготовления парфюмерии. В Пилосе и Микенах сырьё, используемое в изготовлении духов, было похоже на то, которое применяли минойцы, в то же время наиболее ценные микенские духи получали из шалфея, роз, ореховой сыти и красителя «эртис». Микенцы использовали розовое масло, чтобы подчеркнуть свой статус в обществе и просто для ароматизации тела в повседневной жизни. Из-за отсутствия археоботанических данных можно лишь предполагать, что за виды роз легли в основу их духов. У греческих видов, таких как шиповник (R. canina L.), роза французская (R. gallica L.), роза красная (R.rubra), роза белая (A. alba L.) и роза столепестковая или столистная (R. centifolia L.,), ареал южноевропейский, и они, предположительно, были источником сырья, как утверждает Кайлер со ссылкой на Гоора.

Ароматические масла и кремы приносились в жертву богам и использовались в проведении погребальных церемоний. Информация о микенских средствах по уходу за собой, о сырье для них, об их производстве и хранении, о торговле ими и об их использовании взята из текстов линейного письма В (XV— XII вв. до н. э.). Во время раскопок дворца в Закросе на Крите Р.Б. Коэл (1981 г.) обнаружил много сосудов со следами духов, доказывающих, что минойцы развивали науку и искусство парфюмерии, придавая ему особое значение. В этой «мерипсейе» были многочисленные сосуды, чашки, миски, сообщающиеся сосуды, остроконечные сосуды, широкогорлые бочкообразные сосуды, а также целый ряд жаровен, курильниц, например, на перфорированной подставке и с отверстием для размещения древесного угля, печек, крышек от горшков, фильтров (ситечек), трёхногих горшков, глиняная стойка – словом, вся та утварь, что нужна для приготовления ароматических экстрактов из растений.

В большинстве случаев в состав оборудования, с помощью которого производили косметику и парфюмерию, входили ступки и пестики для дробления или помола плодов и других ингредиентов, таких, как неорганические материалы для красок с сыпучей структурой, резервуары для производства вина или масла, «асаминтос», т.е. ванна для замачивания цветов в воде, масле или жире для экстракции их аромата, котлы, в которых кипятили масло для духов, флаконы для благовоний, сосуды, в которые запечатывали готовый продукт и которые имели несколько форм, названий и видов декора, курильницы, они же жаровни и печки. У большинства парфюмерных флаконов есть ряд некоторых особенностей: например, узкие или наоборот, широкие горлышко и отверстие. Большинство их довольно маленькие. По словам А. Вербанк-Пьерард и Н. Массар, ссылающихся на Расмуссен, декоративные изображения, избранные для украшения ваз, указывают на экзотическую природу их содержимого. Орнамент в восточном стиле на прото-коринфских вазах может говорить о реальном или предполагаемом ближневосточном происхождении хранимого в них продукта».

Извлечено из статьи:
Вудури Димитра и Тессероматис Кристина. «Парфюмерия: от мифа до античности»/Международный журнал медицины и фармацевтики. Декабрь 2015 г. Том 2, № 2, стр. 41 – 55/Dimitra Voudouri and Christine Tesseromatis. International Journal of Medicine and Pharmacy. December 2015, Vol. 3, No. 2, pp. 41-55. Perfumery from Myth to Antiquity.


Минойская цивилизация: в мастерской парфюмера

Раз, два, три, горшочек, вари!

«Как много сведений об индустрии парфюмерии в Греции микенской эпохи и на Крите мы можем найти в письменных источниках, так мало мы узнаем, если обратимся к данным археологии. Было высказано мнение, что в состав утвари парфюмеров входили бронзовые и керамические сосуды различных видов и каменные орудия. Она также включала бы инструменты для измельчения и помола трав и ароматических веществ, большие ёмкости для замачивания сырья в масле, котлы и горшки для его кипячения. Смесь мисок, ваз-кратеров и сосудов для хранения масла и готовой парфюмерии также была бы кстати, и то же самое можно сказать о ковшах, ситах и небольших чашках для ингредиентов. Из этого очень лаконичного списка ясно видно, что ни один из видов этого оборудования не был бы изготовлен нарочно для парфюмерной мастерской. «В самой обычной кухне будут нужны точно такие же сосуды и утварь» (Шелмердин, 1985, 47). В самом деле, до недавнего времени не было обозначено в контексте микенской Греции и Крита ни одного цеха по производству благовоний. Чтобы «набрести» на эгейскую парфюмерную мастерскую, нам нужно вернуться назад во времени в минойскую эпоху и посетить дворец Закрос на восточном побережье Крита.

Минойская технология изготовления благовоний

К югу от Центральной площади здесь был комплекс зданий и кладовых, идентифицированный как ремесленный. В большом помещении под номером 47 и близлежащей кладовой под номером 48 была найдена керамика, которая могла быть использована в парфюмерном деле: она включала в себя стойку, малые сосуды, горшки, жаровни, широкогорлые сосуды, сита и бронзовый котёл. Гипотеза о том, что это именно парфюмерная мастерская основана на том, что там были выявлены особой формы сосуды, обычно называемые «топками», которые могли быть связаны с парфюмерной индустрией.
«Топки» – это типичные для минойцев глиняные сосуды, по виду представляющие собой полый купол, расположенный на дне чаши-контейнера. В нижней части купола по центру проделано крупное отверстие, вокруг которого рассеяны маленькие. У всех «топок» неизменно был одинаковым этот признак: пронзённый отверстиями и характерно расположенный купол, но, тем не менее, было выделено три их разновидности: первая и самая простая похожа на плошку, она лишена какой-либо подпорки и предназначена для установки на подставку, второй приделаны три ножки, а третья, похоже, типичная для восточного Крита, имеет цилиндрическую форму и вертикально закреплённую ручку. У них то же устройство, что и у минойской кухонной утвари, которое предполагает, что ими пользовались в связи с применением огня. Было высказано мнение, что эти сосуды узкоспециализированного назначения использовались для сухой перегонки – метод, описанный Теофрастом в его трактате «О запахах» (Том 22), в ходе которого некое данное вещество видоизменяется при испарении от медленного нагревания.

В качестве доказательства этой гипотезы можно указать на то, что в «топке» из Малии (Крит) были обнаружены остатки ягод можжевельника, семян кориандра и ферульника узловатого (Ferulago nodosa), а купола некоторых «топок» из поселения Агия Ирини (Айя Ирини) на о-ве Кее (антич. Кеос) оказались забиты обугленными листьями и смолой: было очевидно, что купол играл роль изолятора, в котором поддерживалась постоянная температура. Во время процедуры дистилляции ароматическое вещество размещали по периметру ободка чаши, и устанавливали сосуд-«топку» над огнём, или же ставили его в сосуд с кипящей водой, а перфорированный купол был нужен для регуляции теплообмена и вентиляции внутри этой конструкции и позволял избегать прямого контакта ароматической субстанции с огнём. Данные из Закроса не уникальны. В некоторых других местах раскопок минойских поселений также бывали случаи находок «топок», которые могли быть связаны с деятельностью парфюмерных мастерских. В частности, среди них я бы хотела обратить внимание на три участка в Малии и Агиа Триаде (Айя Триас), где были обнаружены «топки» в сочетании с двумя особыми видами ваз: цилиндрическим сосудом с двумя ручками, под которыми было три отверстия и своеобразная амфора с парой удвоенных ручек. Кажется, трудно установить назначение столь необычной посуды. Однако, совпадение диаметра ободка вазы-цилиндра с диаметром «топок» простейшей конструкции позволяет предположить, что амфоры такого типа служили подставками для «топок». Другими словами, «топку» ставили на горлышко сосуда, который, вероятно, был заполнен водой и, вдобавок, поставлен на огонь.

Подтверждением этой гипотезы могут служить отверстия под ручками: их можно было использовать как клапаны для выпуска пара или наоборот, для его накопления – в этом случае отверстия закупоривали и ваза нагревалась. У амфор с петлеобразными ручками, похоже, не было иного предназначения, кроме как резервуаров, которые можно брать, не касаясь их стенок. Если это так, то эти вазы, похоже, нагревали, возможно, что в ванне с горячей водой, и они вполне могли использоваться в парфюмерной мастерской. Широкое распространение «топок» и их примечательное сходство между собой сами по себе являются достаточными доказательствами того, что минойцами была разработана технология обработки ароматических растений, и что это мастерство процветало на Крите минойской эпохи.
Даже в том случае, когда «топки» всё же находят в слоях позднеминойского периода (после периода LM I), очевидно, что они стали редкостью на Крите в XIV веке до н.э., а затем и вовсе исчезли. Это хорошо согласуется с тем фактом, что в микенской Греции сосудов такой конструкции не было вовсе. Парфюмерная индустрия микенской эпохи уже не использует эти устаревшие «агрегаты», и это свидетельствует о том, что её технологии претерпели изменения после XV-го века до н.э., и что эти изменения коснулись и Крита, если только на этом острове и вправду существовала традиция мастерства в этой области».

Извлечено из:
Аванзини Алессандра. Благовония Аравии: материалы конференций/Alessandra Avanzini. Profumi d'Arabia: atti del convegno. L'ERMA di BRETSCHNEIDER, 1997


Рецензии
Автор, Вы - пытливый искатель. О том, что "первыми парфюмерами" были древние греки, свидетельствуют приспособления в их парфюмерных мастерских. А о том, что они пришли в Грецию с территории нынешней России (г. Верея Московской области)могли бы рассказать артефакты из песчаных карьеров. Однако, они оказались недоступны ни Министерству культуры Московской области, с которым строители и собственники не советовались при добыче песка, ни археологам, которых не заинтересовали найденные случайно журналистом в песке самые настоящие каменные помазки, вероятно, использованные для нанесения различных паст на поверхность кожи. Камень не впитывает, и хорошо очищается от загрязнений, а его шлифованная сторона очень плавно скользит по поверхности кожи. Любовь к камню характерна для древних греков (дорийцев).

Лариса Студеникина   10.04.2021 13:34     Заявить о нарушении
Я имею сведения, что первыми парфюмерами были шумеры (4000 г. до н.э.), я уж не говорю о колоссальном опыте древних египетских парфюмеров. А таблички на эту тему из Мари (Сирия) датированы 18 веком до н.э. Расцвет парфюмерии на Крите начался ещё до вторжения греков-ахейцев. Минойская цивилизация - догреческая, хотя рассматривается, конечно, как часть Эгейской. Только один нюанс не даёт учёным покоя - дистилляция. Её знали в Месопотамии, её применяли на Крите и Кипре. Тому порукой находки оборудования в парфюмерных мастерских. Но собственно египетские источники (тексты, изображения) описывают только прессование, анфлераж, мацерацию... А. Лукас перечисляет находки египетских парфюмерных сосудов эпохи Среднего царства и из гробницы Тутанхамона, в которых были остатки щепы душистых деревьев или ароматических трав, когда-то залитые маслом либо жиром. И просто море информации можно почерпнуть на эту тему из диссертации Шейлы Бил и работ Лайзы Маннихе. Торговые и культурные связи Египта со странами Средиземноморья предполагают самый активный обмен опытом, в том числе и в области парфюмерии. Но до сих пор не доказано, что египтяне тоже использовали дистилляцию в процессе изготовления своих благовоний. Диоскорид утверждает, что египетские притирания и "духи" (тогда их делали без спирта, поэтому беру слово в кавычки) славились на весь мир, но сам тоже, описывая подробно метод их производства, не упоминает дистилляцию. Цветы, плоды, смолы, травы просто варили в масле и жире или настаивали в нём.

Екатерина Боталова   10.04.2021 15:22   Заявить о нарушении
А то, что эти же древние шумеры, или греки, умели растворять кремний плавиковой кислотой, производя таким образом отверстия в камне, значит, что где-то поблизости от них находились сернокислые (вулканические) озёра.

Лариса Студеникина   10.04.2021 15:49   Заявить о нарушении