Внучка загадочной Натали

Мало кто знает, что в усадьбе Чашниково на Петербургском тракте (43  км Ленинград-ского шоссе) жила Александра Сергеевна Спечинская, урождённая княгиня Голицына (1877-1970), внучка Наталии Фёдоровны Ивановой (1813-1875). Наталия Фёдоровна была дочерью известного драматурга и поэта Фёдора Фёдоровича Иванова. Когда Наталии было три года, а её младшей сестре год, отец умер, и мать Екатерина Ивановна, урождённая Кошелева, вышла замуж за полковника Михаила Николаевича Чарторыжского.

В 1830 году в Москве шестнадцатилетний Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) по-знакомился с красавицей Наталией Фёдоровной Ивановой. С 1830 по 1831 год влюб-лённый поэт посвятил девушке целый цикл стихотворений, скрывая её под инициалами Н.Ф.И. Наталия Фёдоровна отвечала  поэту взаимностью, но в первых числах июня 1831 года Михаил Юрьевич узнал, что она его больше не любит. В драме Лермонтова «Странный человек» изображены подлинные события того периода, и нетрудно узнать в поэте Арбенине самого Лермонтова, а в Загорскиной – Н.Ф. Иванову. Потрясённый случившимся, Лермонтов писал:

         Я не унижусь пред тобою;
         Ни твой привет, ни твой укор
         Не властны над моей душою.

Через несколько лет неожиданно для всех Наталия Фёдоровна  вышла замуж за Николая Михайловича Обрескова (1802-1866), имевшего дурную репутацию в обществе, но до-вольно обеспеченного. Н.М. Обресков родился в Петербурге, его отцом был сенатор Михаил Алексеевич Обресков, а матерью — Екатерина Александровна Талызина, дочь екатерининского вельможи А.Ф. Талызина. После окончания Пажеского корпуса в 1819 году он поступил корнетом в лейб-кирасирский её Величества полк, из которого через два года был переведён в Арзамасский конно-егерский полк. В 1826 году за «постыдный офицерскому званию поступок» - кражу драгоценностей  у жены воронежского губернатора Николая Ивановича Кривцова, Елизаветы Фёдоровны, урождённой Вадковской,  поручик Николай Михайлович Обресков был судим, лишён дворянского звания  и разжалован в рядовые.  Н.М. Обресков участвовал в Русско-турецкой войне, за личное мужество на поле боя был награждён Георгиевским крестом — высшей наградой для солдат; в 1833 году получил  «высочайшее прощение» и  был уволен с чином коллежского регистратора.

Вскоре после свадьбы Обресковы поселились в Курске, где Николай Михайлович слу-жил в канцелярии курского губернатора, позже они жили в Харькове. В 1846 году Н.М. Обрескову было возвращено право потомственного дворянства, в 1857 году он получил чин надворного советника; незадолго до смерти, наступившей в Боровичах, служил предводителем дворянства Демянского уезда Новгородской губернии.

В 1841 году, в год, когда М.Ю. Лермонтов погиб на дуэли, у Обресковых родился сын Дмитрий, ставший впоследствии штабс-капитаном; через год - Пётр, проживший только 10 лет, в 1848 году родилась дочь Наталия, а через год — Екатерина. Дочь Наталия Николаевна Обрескова (1848-1924) в 1870 году вышла замуж за князя Сергея Владимировича Голицына (1823-1879), который был коллежским секретарём, писателем и музыкальным критиком. Его отец, князь Владимир Сергеевич Голицын (1794-1861), женатый на Прасковье Николаевне Матюниной (1798-1884), был тайным советником, генерал-майором, участником Наполеоновских и Кавказских походов, знакомым А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, известным меломаном и музыкантом.

У Голицыных  был сын Владимир (1873-1879) и три дочери, одна из которых, княгиня Александра Сергеевна Голицына (1877-1970), в  1901 году вышла замуж за Сергея Викторовича Спечинского (1877-1963), ротмистра лейб-гвардии Конного полка, который после смерти отца, генерал-майора Виктора Александровича Спечинского (1844-1902), стал   одним из владельцев усадьбы Чашниково. В гербе дворян Спечинских присутствует подкова, её изображение характерно для большинства дворянских родов, ведущих своё начало из Польши и Литвы, она также отражает и род деятельности, которой занимались представители данной династии. Спечинские славились разведением перво-классных лошадей, которых поставляли даже к царскому двору. 

В первой четверти ХIХ века на территории усадьбы Чашниково неизвестным зодчим был построен конный двор – краснокирпичное рустованное здание с белокаменной отделкой в стиле ампир, которое по композиции напоминало императорские конюшни в Санкт-Петербурге, построенные архитектором В.П. Стасовым в 1810-1820-е годы. Высота конного двора значительно превышала деревянный усадебный дом, построенный в 1840-х годах, декоративная обработка фасадов которого имитировала стиль барокко. Здание столовой, расположенное поблизости, было двухэтажным. 

У сестры Александры Сергеевны, Кристины Сергеевны Арсеньевой (1871-1932), храни-лись портреты Наталии Фёдоровны Ивановой и её мужа Николая Михайловича Обрескова, работы В.Ф. Бинемана, нарисованные карандашом. После смерти К.С. Арсеньевой портреты перешли к её сестре, Наталии Сергеевне Маклаковой (1876-1956), жившей в Москве на Зубовском бульваре. Именно у неё в 1935 году их впервые увидел литературовед, исследователь творчества М.Ю. Лермонтова Ираклий Луарсабович Андроников, разгадавший тайну загадочной Н.Ф.И. (Наталии Фёдоровны Ивановой), которая была первой любовью юного поэта Михаила Лермонтова. Кроме того, у дочери Наталии Сергеевны Маклаковой, Наталии Алексеевны, жившей отдельно от матери, хранились акварельные портреты Наталии Фёдоровны Ивановой и её сестры Дарьи,  в замужестве Островской, написанные в 1834 году М.А. Кашинцевым. В 1957 году после смерти матери Наталия Алексеевна продала эти портреты, и они ныне находятся в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске. Следует добавить, что Наталия Фёдоровна Обрескова, урождённая Иванова, похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище. В 1980-е годы мне удалось найти её могилу.

У Сергея Викторовича Спечинского и его жены Александры Сергеевны было трое сы-новей: Сергей (1906-1960), Виктор (1909-1999) и Лев (1912-1978).   Виктора и Льва  крестили в Чашниково в храме во имя Николая Чудотворца, который был построен в 1807 году в стиле ампир с двумя колокольнями. В архиве г. Солнечногорска мне уда-лось найти «Метрические книги Николаевской села Чашниково церкви Московского уезда». В них было записано, что у поручика запаса Гвардейской Кавалерии Сергея Викторовича Спечинского и его жены Александры Сергеевны родился сын Виктор - 1 сентября (по старому стилю) 1909 года и Лев - 4 сентября (по старому стилю) 1912 года. Их крестил приходской священник Иоанн Орлов с псаломщиком Феодором Смирно-вым: Виктора - 22 сентября (по старому стилю) 1909 года, Льва – 14 сентября (по старому стилю) 1912 года. «Восприемниками» (крёстными) у Виктора были: князь Лев Сергеевич Голицын, корнет 1-го Гусарского Сумского полка Александр Викторович Спечинский и княгиня вдова Наталия Николаевна Голицына, а у Льва: поручик запаса Армейской кавалерии Александр Викторович Спечинский, действительный статский советник Владимир Иванович Якобсон и княгиня Александра Александровна Голицына. Имена двум первым сыновьям были выбраны неслучайно, в роду Спечинских мальчиков традиционно называли либо Сергей, либо Виктор.

Крёстный отец Виктора Сергеевича Спечинского, князь Лев Сергеевич Голицын (1845-1915) часто останавливался в Чашниково, он приходился троюродным братом Александре Сергеевне Спечинской, урождённой княгине Голицыной. Лев Сергеевич был выпускником Сорбонны и Московского университета, основоположником русского виноделия в Крыму и промышленного производства шампанских вин в Российской империи. По его инициативе была основана знаменитая винодельня Абрау-Дюрсо в Краснодарском крае.

В Чашниково Спечинские, Сергей Викторович и его братья, Александр и Виктор, занимались сельским хозяйством, применяя передовые методы его ведения, осушали болота, создавали на своих полях уникальную луговую культуру, разводили охотничьих собак, содержали небольшой конный завод. Помимо усадьбы Чашниково Спечинским принадлежал также дом № 48 на Офицерской улице в Санкт-Петербурге (ныне улица Декабристов).

В 1919 году семья Спечинских, состоящая из девяти человек, была выселена из Чашниково. Ещё раньше Сергей Викторович Спечинский и его братья Виктор и Александр были арестованы, содержались в Ивановской тюрьме, затем попали в концентрационный лагерь в Саратове. В 1920 году, благодаря Александре Сергеевне Спечинской, которая поехала в Саратов и договорилась с начальником лагеря, её мужу, Сергею Викторовичу, и двум его братьям устроили побег. Александра Сергеевна устроила своих сыновей: Сергея, Виктора и Льва в детскую колонию 1-й и 2-й ступени № 485 «Подснежник» на станции «Голицыно» (Белорусского направления МЖД) и там же стала работать под фамилией Сергиевская, по поддельным документам жил также и ее муж. Ирония судьбы - Александра Ивановна Спечинская, урождённая княжна Голицына, оказалась в Голицыно, земли которого принадлежали некогда её роду. К 1922 году почти все Спечинские обосновались за границей, им удалось бежать из страны через Финский залив по льду на санях.

В 1950-х годах Сергей Викторович Спечинский, написал об истории семьи Спечинских и усадьбе Чашниково  «Семейные были». В частности, там упоминается, что когда Спечинские были вынуждены навсегда покинуть Россию, он зарыл сундук со столовым серебром, орденами и документами в лесу, но годы спустя попытки найти его не имели успеха.

Сын Сергея Викторовича Спечинского, Виктор Сергеевич Спечинский,  впервые прие-хал в Советский Союз в 1963 году, встретился со своей двоюродной сестрой Наталией Алексеевной Маклаковой, живущей в Москве, о судьбе которой не знал до этого времени. До революции Наталия Алексеевна или Туся, как ее звали в то время родные и знакомые, часто гостила в Чашниково. Она была дочерью Наталии Сергеевны Маклаковой, урождённой Голицыной, и известного офтальмолога Алексея Алексеевича Маклакова (1872-1918). На протяжении двадцати лет В.С. Спечинский неоднократно бывал в Чашниково, и всё время тайно, поскольку в те годы иностранцев не пускали ни в город Зеленоград - центр электронной промышленности нашей страны, ни в его окрестности (Чашниково все-го в 2 км от Зеленограда). Сначала он приезжал один, потом с женой или с кем-нибудь из своих детей или внуков.

В начале 1990-х годов в Чашниково из Бельгии приезжал его сын Сергей Викторович Спечинский. Он познакомился с Людмилой Павловной Гурьевой, Галиной Николаевной Ивлевой и её мужем, проживавшими на территории бывшей усадьбы, в которой с 1949 года стала размещаться Агробиостанция МГУ имени М.В. Ломоносова. После его отъезда между Спечинскими и Г.Н. Ивлевой завязалась переписка, и вскоре отец Сергея Викторовича, Виктор Сергеевич Спечинский, тоже посетил Чашниково, нашёл женщину, служившую у них когда-то в имении, Анну Зырянову.

По словам Виктора Сергеевича Спечинского, Чашниково, где прошло его детство, на всю жизнь оставалось для него райским уголком. Он вспоминал местные названия: Подвальцы - один из прудов, Ольгин пруд, Десятина (ныне территория лаборатории прикладной экологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова) и дру-гие, составил план усадьбы. Любовь к Чашниково передалась его детям и внукам. Особенно часто здесь бывает его сын Сергей Викторович Спечинский, который составил генеалогическое древо дворян Спечинских и князей Голицыных, передал Государственному Зеленоградскому историко-краеведческому музею из личного архива документы и любительские фотографии, сделанные некогда камерой «Kodak», которые знакомят с усадьбой Чашниково и их владельцами. В 1998 году музею был также подарен альбом «История лейб-гвардии Конного полка 1730-1930 гг.» (Париж, 1961).

Я познакомилась с Сергеем Викторовичем Спечинском в  2008 году у Г.Н. Ивлевой в Чашниково. Как то он сказал: «Меня интересует история усадьбы, меня очень интересует то, что сегодня происходит – это вообще великолепно – целый век прошёл, и здесь еще какой-то дух сохранился». До наших дней в усадьбе Чашниково, которая  является памятником истории и культуры федерального значения, сохранились: конный двор,  флигель, перестроенное здание столовой и обширный пейзажный парк с прудами.  В настоящее время планируют восстановить в Чашниково храм во имя Николая Чудотворца, разрушенный в годы Великой Отечественной войны.


Рецензии
Все больше погружаюсь в историю - хочется переместить во времени, окунуться в прошлые века, увидеть лица прекрасных женщин, воспетых Лермонтовым, прикоснуться к деревьям и увидеть каскадные пруды в парках. Ощущение, что все это видела, знала о людях. Конечно, прерасно помню, кто такая загадочная Н.Ф.И, её имя тесно связано с именем пож-та, так любимого мною в юности. А само название "Чашниково" так уютно и говорит много интересного о прежних владельцах и обитателях дворянских поместий... Ах, как хорошо читать обо всем этом!

Лариса Гогуева   02.07.2021 03:33     Заявить о нарушении