Балтийск-2 очерк

   
  Почтальон тетя Маша, вручая мне корреспонденцию, приговаривает:
- Николаевна, и что же пишут тебе ученики? В селе никто столько писем не получает. Вот из Балтийска. Интересно, где это?
- В Калининградской области, теть Маша, там Саша Ткаченко служит.
- Ну, ну, хорошие, видать, пацаны, раз не забывают учительницу.

  Пацанов этих мне дали, когда им было тринадцать-четырнадцать лет и от них отказалась классная. Никто не соглашался на руководство коллективом, в котором из двадцати девяти учащихся только десять девочек.
Теперь мои мальчики служат в армии и присылают мне весточки. Кто-то пишет кратко и по-деловому, кто-то обстоятельно описывает местность, сослуживцев, погоду, настроение, кто-то - открытки к празднику. Но никто не жалуется на тяготы службы. Ребята  с нетерпением ждут моего ответа с новостями из жизни школы, села, одноклассников. Вот фрагмент  письма Володи: "Здравствуйте, Татьяна Николаевна. Спасибо за поздравление с Новым годом. Когда сержант узнал, что меня поздравил классный руководитель, был настолько удивлен, что приказал немедленно дать ответ. Это первый случай в его жизни."

  Далекие 1986-1987 годы. В разных уголках большой многонациональной  страны служили мои мальчики: Иркутск, Хабаровск, Одесса, Львов, Севастополь, Москва. А еще в Германии и Афганистане. Саша Ткаченко, высокий стройный юноша с карими глазами, тихим голосом, доброй улыбкой, служил в воинской части 62432 города Балтийск-2. У меня до сих пор хранятся все письма моих учеников.
Я достала из пакета увесистую стопку пожелтевших конвертов с круглыми и треугольными штемпелями, неспешно перечитала, всплакнула, улыбнулась, вспомнив проделки моих пацанов, из-за которых мне приходилось краснеть на педсоветах.  Далее привожу выбранные места из переписки.

  "Здравствуйте, уважаемая Татьяна Николаевна! Пишет вам ваш ученик, а сейчас матрос ВМФ Ткаченко Александр. Служба моя идет нормально, езжу на спецмашине, обслуживаю самолеты. Меня назначили командиром отделения, избрали в комсомольское бюро роты. Все это, наверное, благодаря положительной характеристики из учебки. Ребята здесь хорошие, появилось много друзей. Погода нормальная для этих мест. Ветер холодный, морозец небольшой, снега нет.    09.12.1986г.
  Вы спрашиваете об увольнительных.  У нас же не настоящий город. Один магазин, работающий с десяти до двадцати часов. Выходной - воскресенье. Один клуб, не помню, когда кино смотрел. Мы выезжаем рано утром и возвращаемся ночью. Кругом вода, чтобы попасть в настоящий Балтийск, надо переправляться с нашей косы на пароме. Гитара в роте есть, но без струн. Целый месяц я пытался достать их, но пока безрезультатно. Начались сильные морозы, очень холодный ветер. Говорят, давно не было такой зимы. Солярка замерзает, приходится мешать с керосином. Масло застывает, приходится долго возиться с двигателем. Нам выдали валенки.  16.01.1987г.
  Мое отделение признано  лучшим в роте, а я - лучший водитель. Наконец-то починил гитару. Немного играем после отбоя. Служба идет по-прежнему 12.02.1987г.
  Этот месяц  особенно насыщен: строевой смотр и смотр машин, комиссии, проверки. Сейчас идут учения, уже вторые за весну. Собираются меня послать учиться на водителя автобуса, откроют категорию, буду возить летчиков. Из развлечений только гитара, беру с собой на полеты. Вы спрашиваете, чем отличается Балтийское море от нашего, Черного. Вода в Балтийском менее соленая, оно холодное, говорят, даже летом не прогревается до девятнадцати градусов. Не то, что у нас в Феодосии вода, как парное молоко.  Здесь  постоянно дует сырой, холодный ветер.   10.04.1987г. "

  Вот так я впервые узнала о Балтийске из писем моего ученика.
- Саша, я хочу написать о тебе очерк, о службе в армии.
- Служба как служба, тогда все через армию прошли. Да, приобрел навыки вождения, стал лучше разбираться в машинах, открыл категорию на автобус. Встретил  друга, до сих пор связь поддерживаем. Он из Джанкоя. Приятные воспоминания остались  о годах, проведенных в Балтийске. С удовольствием бы поcетил те места. Как-то смотрел в интернете видео о самом западном городе России, крупном морском порте. До 1946 года Балтийск  назывался Пиллау. Когда-то бывал там Петр 1. В честь трехсотлетия Балтийского флота установили на площади памятник императору. Татьяна Николаевна, не стоит обо мне писать, ничего я в жизни не достиг.
- Саша, ты построил дом, создал семью, растишь сына, посадил не дерево, а целый сад. Заботишься о маме, ты хороший брат, верный друг. У тебя душа музыканта, ты по-прежнему находишь время для гитары. Думаю, что осуществится твоя мечта побывать в Балтийске. Главное - двигаться к цели.
       2020 г


Рецензии
Уважаемая Татьяна Николаевна, с интересом прочла Ваше произведение и, ясное дело, с удовольствием. Хороших учеников воспитали ВЫ, равно, как и они не забыли учительницу свою, ДОРОГОГО ЭТО СТОИТ! Зелёная кнопочка, на которой плюсы местечко себе нашли +++++++. С Теплом

Галина Балдина   21.11.2023 13:10     Заявить о нарушении
Спасибо большое, уважаемая Галина,за тёплые слова и оценку.

Татьяна Шахлевич   22.11.2023 12:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.