1. Караван. Странник. Где дом моего сына

 Я ненавидел дождь. Ползущие за шиворот струйки дождя напоминали извивающихся холодных змей. А змей я ненавидел больше чем дождь, с тех пор, как оказался в змеином логове, где они укладывались спать на зимовку. Это был один из дней, когда я уходил на юг от людей Серого Лорда. Они сужали кольцо, и выскользнуть из него я уже не мог. Вот и спрыгнул в мерзкую яму, спрятался под слоем шевелящихся клубком гадов, надеясь, что яд змей этого мира не сильнее того, к которому меня приучали с рождения. Оказывается, местные змеи перед спячкой не кусаются – мне повезло.

Леса я тоже боялся. Мне суждено было родиться среди песков, и я привык к бескрайним открытым пространствам. Как оказалось теперь, я любил жару. Но в этом мире зима длилась десять месяцев, а тёплая, привычная для меня погода устанавливалась на месяц. Солнце выныривало из-за туч на несколько часов и посылало на землю голубой холодный свет. Я кутался в тёплую одежду и постоянно мёрз, поэтому все угадывали во мне чужеземца. Впрочем, цвет кожи, глаз и волосы тоже выдавали во мне чужую кровь.

Дома солнце согревало настоящим жёлтым светом, оно висело на небе двадцать часов, а потом закатывалось за дюны, открывая врата чёрной звёздной ночи.
В новом мире звёзды появлялись на небе редко, а вот туман и сырость постоянно висели в воздухе. Возникало ощущение, что тучи легли отдохнуть на зелёную траву и от усталости заснули навсегда. Сырость откладывалась в горле болью и сиплостью.

Виновником пребывания в мокром мире стал Компас Первого Эмира – старинная реликвия правящего клана. Кто назвал ржавый вечный маятник со стрелкой из голубого сапфира компасом, осталось загадкой. Но именно магический механизм выбирал мир, в который отправлялся юноша перед вступлением во взрослую жизнь.

Удивительно, но в этом мире было много детей, и большинство из них всегда голодали и носили ветхие одежды. У меня дома детей оберегали, о них заботились, поскольку ребятишки рождались редко. Особенно девочки.
Обряд посвящения в воина принимали далеко не все. Из чужих миров возвращались единицы. Но именно такие мужчины способны были иметь потомство. Меня призвали исполнить ритуал ещё и потому, что я наследовал трон. К тому же у отца родился сын от второй жены.

Сначала я не знал, что маятник перемещает только живые существа, причём в одну сторону. Оказывается, путь домой нужно было отыскать самому, собственно в этом и заключалось испытание.

Очутившись в лесу с высокими деревьями голым, без оружия, без денег, я впервые затосковал по своему дому.

Местные суровые жители отличались равнодушием и жестокостью. О чём я узнал спустя некоторое время.

Выходит мне повезло, первой я встретил старушку. Вернее, она меня нашла. Её светлые лучистые глаза и весёлый нрав уверили меня в том, что не всё ещё потерянно. Она не верила, что обязательно заплачу за одежду, еду и беспокойство, мол, люди королевских кровей легко забывают обещания. Это обидело меня, ведь слово людей правящего клана в моём мире не подвергалось сомнению. Выполнить обещание – дело чести. И никто его ещё ни разу из моих родных не нарушил данное слово.

Старушка догадалась о моём высоком происхождении:

- Это доставит тебе неприятности - заверила меня бабушка.

-Наверное, вы преувеличиваете, - засомневался я.

- Серый Лорд – самозванец, захвативший трон правителя. Потому всю знать записал в предателей. Всех тех, кто не успел сбежать на окраины мира, он казнил. Даже младенцев, - скороговоркой произнесла старушка и оглянулась, словно в окошко хижины кто-то подсматривал.

- К нему за помощью лучше не суйся. Вздернет и имени предков не спросит, - сказала она уверенно.

Каким дураком я был, что не послушал её! Пришёл к городским воротам, потребовал аудиенции и назвал свой титул. В том, что меня не казнили, помогла необычная внешность. Люди со смуглой кожей и карими глазами здесь не встречались.
Я увидел Серого Лорда. Он действительно оказался серым: белая, с синим отливом кожа, седые волосы, серые, блёклые глаза и бескровные губы. Несмотря на кажущееся нездоровье, он оказался крепким, сильным мужчиной с каменными мускулами и пальцами со смертельной хваткой. В чём я убедился, спустя непродолжительное время после знакомства.

Надо же такому было случиться, что в южных провинциях, где как раз и укрылся сын свергнутого короля, (по описаниям, как раз черноволосого), зрел серьёзный заговор.

Меня поместили в сырой и холодный каземат, со сбегающими по стенам струйками воды.

Там же оказались люди с не менее светлой кожей, чем у Лорда, но действительно кареглазые с тёмными волосами. Они говорили бегло, глотая окончания, немного картавя. Поэтому мой «натянутый плюсик» по знанию основ междумирных языков, как мне казалось устаревших, сразу стал большим минусом в налаживании отношений. Меня посчитали соглядатаем Серого Лорда. И точно бы «начистили рожу», как сказал один недовольных соседей в каземате, если бы не мой рост и сила.

Всех нас собирались показательно и назидательно казнить, потому не кормили. Сидя на мокрой земле, практически в луже, я вспоминал горячие пески своего мира. Вспомнилось, как раскинул шатёр на пятачке полусухих трав. Пахло шалтеем и бримом, травами, которыми в детстве поила меня мать. Вокруг, до самого горизонта, кроме жёлтых раскалённых дюн ничего не было. В небе кружили чёрные птицы. Они жаждали нашей плоти, вернее сказать влаги.

Слуги, а по сути, друзья углубляли в центре пятачка обложенный камнем и занесённый песками колодец. Я не гнушался простой, тяжёлой работы, поэтому вскоре сменил самого молодого, ещё мальчишку, и тоже старательно вычищал колодец вместе с другими. Когда вода появилась, я радовался тёплой жиже, и как же ненавидел воду сейчас!

Сидя в грязной яме, с инородцами, которые питали вражду ко мне здесь, так же как и за крепкими засовами с другой стороны, я начинал понимать, почему соплеменники, прошедшие обряд так ценят наш мир, любят пески и солнце. Они любят родину. Как бы я хотел оказаться Дома, возле скромного фонтанчика, неглубоко водоёма с красными рыбками.

Видимо я задремал, поскольку проснулся от толчка и окрика:

 - Ты с нами?

Это спрашивал седовласый мужчина с безобразным шрамом на щеке. Его остановили:

- Он не пойдёт, он служит Лорду.

Но я пошёл через подкоп, который сделали друзья узников чудесным способом, в одночасье. Умирать в застенках мне не хотелось.
Совершать перемещение неорганической субстанции я тоже обучался, но почему-то не подумал об этом раньше. Слишком неожиданным оказался новый мир.
Седой мужчина отставал, его нога оказалась странно вывернутой. Я взвалил его на плечи и пошел вслед за другими, которые быстро удалялись, растворяясь между деревьев. Мой спутник шептал мне в ухо, что если бы Серый Лорд не вытащил жилы из ноги, допрашивая его с пристрастием, а личный маг Лорда не расстроил все жилы души, то он смог сам руководить побегом.

Слова мужчины о маге меня заинтриговали. Я ссадил его на пенёк, возле избушки знакомой мне бабушки, сел рядом передохнуть и попросил рассказать про колдуна более подробно

Старушка из леса почтительно кланялась даже просто при упоминании о маге. Но я понимал, что магии как таковой нет, а есть знания, которые используют для поддержания порядка у простых соплеменников. Не скрою, в нашем мире Магов тоже боялись и почитали.

Слушая седовласого мужчину, ругал себя – зачем отказался обучаться в высшей школе, где как раз и давали знания о живых существах. В тот момент меня увлекли военные сборы, обучение рукопашному бою и владению мечом. Мастером акциденционной* гильдии (МАГом) я становиться не хотел, не видел в том смысла. К тому же отец тоже был против.

А вот теперь осознал, как бы вся «чепуха» мне пригодилась сейчас. Раз-два и… я Дома. А вот теперь ищи знающего человека в этом диком мире! Ясно, что местный маг владеет знаниями. Он служит Серому Лорду, и поэтому возвращаться в замок придётся, чтобы отыскать чародея и заставить отправить меня домой. Или попросить.

Или заплатить… правда не знаю чем.

Это, конечно же, оказалось второй моей ошибкой.

Мага я подкараулил в одном из переходов дворца, а потом заставил вернуться в его каморку. Старик меня испугался и моих мизерных знаний. Оказалось, что в магии я понимаю столько же, а возможно и больше. Чародей Серого Лорда был мне не помощником.  Единственно полезное, что мне удалось вытрясти из орущего старика до того, как люди Лорда забарабанили в дверь, так сообщение о волшебнике, вроде бы живущем в южных бунтующих областях. По его ревнивым откликам стало понятно, что южный маг сильнее возмущённого волшебника.

Я схватил одну из склянок мага, кинул её в стену, сделал дыру, через которую и удрал в лес. И почему «волшебные» зелья в наших мирах имеют один цвет и густоту?
Конечно, я понимал, что бежавший лазутчик и волшебник весомая причина, чтобы теперь поймать и допросить меня. Но в сырой каземат я не хотел. Воспоминание о нём не доставляло приятных ощущений.

Выходит, что назидания детям «Учитесь – знания пригодятся» - правильное.  Некоторые предметы китаба* раньше я считал вовсе не нужными. А теперь, оказывается, расстояние до моего Дома равносильно глубине усвоенных при обучении знаний.

Путь до южных окраин королевства представлялся игрой в пятнашки: меня догоняют, а я убегаю. Я продирался напрямую через лес на юг. А всадники по известным им дорогам и тропам всегда оказывались у меня на хвосте, а пару раз вообще впереди. Мне просто везло заметить их первым.

Не знаю почему, но три дня я практически не чувствовал усталости, и останавливался только у ручьёв, чтобы попить, да залечь на пару часов ночью в какой-нибудь ложбине под листьями.
 
К утру пятого дня я выдохся. Наткнулся на деревянный сарай, стоящий на пёстрой из-за ярких цветов поляне, зарылся в сено и провалился в сон. Усталость оказалась сильнее, чем нежелание попасть в каземат. Меня усыпил дурманящий запах свежескошенного сена. Наши травы, даже в оазисах, всё равно пахли слабо и отдавали пылью. Хотя… В этом мире всего чересчур: запахов, воды, ненависти.
 Мне опять приснилась пустыня. Ветер сметал с дюн песок и гнал его к горизонту. Огромные клубки сухих трав катились вслед за песчинками. Во сне я был ребёнком, и шёл в сторону ярко-оранжевого солнца. На мне был застиранный дишдаш* неопределённого цвета без украшений.
Странно.

Я привык к длинным кистям и вышивке, что говорило о принадлежности меня к правящему клану.
 
Интересно, а смог бы я стать вот таким, если бы не родился сыном эмира? Скорей всего нет.

Но сейчас я бы многое отдал за то, чтобы сидеть в своём мире даже в рваном дидаше.

А вот дети действительно были, их оказалось двое. Мальчик и девочка играли в прятки, без шума и смеха, переговариваясь шёпотом. Странная особенность людей этого мира, они постоянно опасаются неприятностей. Даже дети.

Их игру прервали воины Серого Лорда во главе со стариком магом. Дети опустились на колени и сжались, стараясь, стать невидимыми. Мне тоже захотелось слиться с сеном, в которое зарылся несколько часов назад. Сюда же в сарай притащили и женщину – мать детей.

Преследователей интересовал один вопрос – где я? Ни дети, ни женщина меня не видели, но им пришлось принять наказание за своё незнание. Всех троих отхлестали кнутом, но кроме стонов и криков добиться ничего не смогли. Я мучился, сгорая от стыда: невинные существа страдают из-за меня. Но их всё равно бы убили, если бы я вышел, и даже если бы меня не было в сарае совсем. Воины оставили нас внутри, заперев выход. Вскоре запахло палёным - сарай подожгли. Старик-волшебник, видимо, чувствовал, что я рядом.

Огонь распространялся быстро, несмотря на ливень – негаснущий огонь работа мага. Как делать несгораемые вещества я тоже знал. Такие уроки мне нравились, однажды я напугал гарем отца, забросив кувшин с хитрой смесью, которая доставила много хлопот.

Дети рыдали над матерью. Смотреть на горе детей оказалось слишком тяжело. Я окликнул их. Они не испугались, а девочка сквозь слёзы сказала:

- Мы видели тебя…

- Твои сапоги… и закидали сеном, - уточнил старший брат.

- Почему вы не отдали меня солдатам?

- Отец сказал, что ты друг, и обязательно придёшь сюда, Фряг*. А ещё он сказал, что ты помог ему…

Я так удивился, что не сразу нашёл слова, чтобы ответить. К тому же я не понимал, о ком говорит мальчик да и времени разбираться совсем не оставалось. Я попросил мальчишку посмотреть, ушли ли солдаты. Он залез ко мне на плечи и встал, затем забрался на перекладину возле потолка и прильнул к крохотному окошку на крыше.

- Солдаты уходят, но Маг постоянно оборачивается.

Я решил подождать ещё немного. Присел возле женщины, и стал приводить её в чувство. Ей было действительно плохо. Огромной силы стражник ударил женщину в грудь, и видимо что-то повредил внутри – изо рта бедной женщины вытекала кровь. Я смотрел на несчастную и вновь жалел, что не стал обучаться на мага, сейчас знания высшей школы пригодились бы.

Дышать становилось всё трудней и трудней. Глаза слезились, но жара я не ощущал. Это означало одно – колдун применил весь свой магический арсенал, и я стал опасаться, что моей силы не хватит преодолеть созданный барьер. И тут мать детей пришла в себя, я понимал, что это последнее кратковременное облегчение, последние секунды. Так и вышло, но она потянула сына за рукав, что-то ему прошептала на ухо и, тяжело вздохнув, умерла.

Медлить было нельзя, я подхватил девочку, потянул за собой мальчишку, и подошёл к стене, где более всего ощущал жар, здесь явно чары были слабее.

- Мне нужен нож или гвоздь, чтобы проткнуть руку, - сказал я мальчишке, поскольку после каземата в моих карманах ничего не осталось. Он вытащил из кармана нож и протянул его мне.

Я пустил кровь, начертил на стене линию, собрал в одно целое своё желание-силу и послал её в нарисованную дверь. Очерченная часть стены вылетела как ядро из катапульты, и я понял, что перестарался. Надо будет на практике всё же соизмерять то, о чём писано в учебниках и реальность.
 
- Быстро в лаз, и не задерживаться! – скомандовал я, сомневаясь немного, протиснусь ли сам в дыру.

Дети сразу рванулись в проход, я - за ними, но сразу выскочить не удалось. Протискиваясь, задержался, потерял часть волос надо лбом и брови. Их опалил самый настоящий огонь. Выбравшись, побежал к ближайшим деревьям. Но меня окликнул мальчишка:

- Фряг, нам не в ту сторону! Мы пойдём через болото.

Мальчик заскочил в дом и вернулся с двумя баулами, которые с трудом тащил по земле.

- Помоги, - попросил он. Я поднял сумки, и мы пошли. Когда под ногами зачавкала жижа, то увидели двух лошадей. Они паслись на длинных привязях. На поваленном стволе дерева лежали сёдла.

- Сможешь оседлать? - поинтересовался мой новый знакомый, - Иначе придётся ехать так… Я обещался перегнать лошадей, когда дождусь тебя.

Я оседлал лошадей. Всё было знакомо, хотя и несколько отличалась от того, к чему я привык с детства.

Раскрыв один из баулов, он вытащил тёплую мужскую куртку, штаны на меху и что-то напоминающие сапоги:

- Отец оставил тебе, - сказал он мне, подавая одежду, - когда войдём в Земли дракона, станет холодно.

-Драконов не существует, – буркнул я.

- Скажешь это дракону, - хмуро ответил мальчик.
 
Я помог привязать сумки с запасами, мальчишка сказал:

- Если хочешь, можешь взять Лолин с собой. Я не буду с ней возиться.
 
Я не мог оставить девчушку одну в лесу, посадил её на шею, и пошёл вслед за мальчиком, которому вынужден был подчиняться, поскольку он обладал большими знаниями, нужными здесь. Я же, как ни старался, словно мошка в паутине, метался, наматывая на свои лапы всю отвратительную липкость чужого мира. Я нуждался в помощи мальчика так же, как и он в сильном спутнике.

- И куда мы направляемся?

- К Эльде и правителю Калдену.

Меня осенила догадка:

-Эльда – колдунья?

- Да. Могучая колдунья, - подтвердил мальчишка, и я согласился, что нам теперь в одну сторону.

***

Путь через болото запомнится мне надолго. Это ярче, чем зыбучие пески. Я видел однажды, как в песках гибнет человек, как просит о помощи, как песок забивает его глаза, рот и уши, как его макушка уходит в глубину. Однажды я подарил пескам злодея. А теперь в болоте я утопил лошадь! Это вышло до безобразия глупо.

В своё время, отец детей проложил дорогу из брёвен – гать, как назвал её мальчишка. Опасный участок был небольшим, но чужой бы здесь не прошёл. Мальчик уверенно вёл нас по одним знакомым ему приметам. К тому же на другой дороге нас могли поджидать люди Серого Лорда. Парнишка уверял, что дорога через болото укорачивает наш путь почти на двое суток.

Я шёл осторожно - след в след, но тот, кто рождён в песках, не может ступать уверенно по скользким брёвнам. Лошади фыркали и упирались, когда мы их вели за поводья по залитой водой тропе. Уже близились скалы, уже кочки зелёной травы сливались в один сплошной ковёр, уже косоглазый зверь проскакал, пересекая нам путь, когда я поскользнулся, не удержался на ногах и бухнулся в противную жижу. Да ладно бы упал один, Лолин тоже слетела в воду.

Её я достал, сумел дотянуться рукой и передать брату. Он подсадил сестрёнку на свою лошадь. Я решил выбираться, но не тут-то было. Ноги провалились, миг - и я уже стоял по пояс в ледяном крошеве. Ещё один рывок, и я опустился по грудь.
Увидел грустный взгляд мальчишки и ужас в глазах Лолин. Детские глаза сообщили мне, что мои дела совсем плохи.

- Сними пояс и привяжи его к поводьям, - крикнул я мальчишке. Он подчинился, но задумка не совсем удалась. Я надеялся, что лошадь подастся назад, когда почувствует мой вес, но она пошла вперёд и провалилась рядом со мной, едва не придавив и меня.

Лошадь всё равно было не спасти, поэтому хватаясь за выступающие части сбруи и седла, забрался ей на круп, а с него на деревянную тропу.

Теперь уже я, покрикивая, приказывал детям двигаться вперёд быстрее. Мне было тяжело смотреть на погибающее животное, к тому же очень хотелось почувствовать твёрдую землю.

Вечером я пожалел о поклаже, что утонула вместе с лошадью. Я винил себя, что с испугу не подумал снять баул, пока лошадь ещё барахталась на поверхности. Там были припасы. А есть очень хотелось.
 
Мы просто обсушились у костра и двинулись вперёд. Шли медленно. Только Лолин ехала верхом. Дети не говорили о еде. Либо были приучены терпеть голод, либо умели не просить. Два дня пейзаж не менялся, а пища оставляла желать лучшего: ягоды, орехи и какие-то грибы, которые ели дети, но не решился я.

Когда в очередной раз сгустились сумерки, я посадил мальчишку тоже в седло, он стал всё чаще спотыкаться. Сам же ухватился за упряжь и шёл рядом в полусне. Очнулся от ржания нашей лошади. Она откликнулась на призыв коня, который находился где-то в сгустившемся вечернем тумане.

Чужая лошадь скорее испугала, чем обрадовала, и всё же пошёл на звук. Внимательно рассматривал дорогу под ногами, опасаясь наткнуться на препятствие, и споткнулся о труп человека - тело было всё в крови, лежащие широко раскинув руки. Обычно так падают смертельно раненые всадники.
 
Я тихо окликнул мальчишку. Тот встрепенулся и спрыгнул на землю. Принюхался и тут же исчез в тумане. Вернулся вскоре, я так и не понял, каким образом он ориентируется в темноте и в тумане, и заявил:

- Это люди правителя Калдена. Они сражались с драконом. Дракон убил всех.

Я не стал спорить, вовсе не потому, что верил, скорее из-за непривычной для меня обстановки, нагоняющей ужас. Глаза едва видели круп нашей лошади. В песчаную бурю, когда песчинки застилают пространство, тоже не сладко. И всё же дома по-другому, там нет этого густого холодного молока, залившего всю окрестность.

- Фряг, пойдем, там конь. Хороший, боевой. Его поводья зажаты в руке мертвого воина.

Двинувшись, буквально на ощупь, мы через несколько минут добрались до коня и его хозяина. Мальчишка не обманул. Хозяин и после смерти не отпускал любимца.
Разжать пальцы мне тоже не удалось, и я отрубил их боевым ножом бывшего хозяина. Конь всё время перебирал ногами и норовил вырваться, он действительно оказался красавцем. Я любил и понимал лошадей, вырос среди них и на них, и животные чувствовали мою волю.
 
- Тут рядом меч, - сообщил мальчишка.

Я подобрал меч. Он оказался неудобным, непривычным и слишком тяжелым для моей руки. Сразу понял, что сталь низкого качества, но уж лучше такой, чем никакого, где рядом бродит смерть.

Вскоре мы вновь двинулись в путь, хотя мне это казалось полным безумством, но мой юный друг уверял, что дракон обычно приходит доедать трупы. Наверное, он просто трусил и хотел оказаться подальше от поля боя.

Лолин я сразу забрал к себе, и она посапывала, уткнувшись мне в живот.
Придерживая её рукой, удивлялся новому ощущению. Я никогда не держал ни одного ребёнка на руках. Даже брата. Новорожденного мне бы никто и не дал, да и в отцов гарем мне уже не было ходу – я стал достаточно взрослым.

- Эй, - окликнул я мальчишку, - как твоё имя?

- Не знаю, - буркнул он в ответ.

- Такого не может быть, - не поверял я ему.

- Наверное… - согласился он.

Я помолчал и спросил вновь:

- Как тебя звала мама?

- Сынок. Или Воробышек. А когда злилась, то детёнышем дракона. Лолин зовет меня братиком.

- А как зовёт тебя отец?

- Я вижу его редко. Но он признаёт меня и называет Сын! - произнёс он гордо.

Мне хотелось уточнить и расспросить немного об отце, но нас окликнули. За деревьями я не видел людей. Переговоры вел мальчишка, упоминая какие-то имена. Нас пропустили, даже не обыскав. Воробышек встрепенулся и пришпорил свою лошадь, оглянувшись весело сообщил, что нам осталось совсем немного:

- Здесь прямая дорога до главного лагеря Калдена, и люди Серого Лорда нам не страшны.
 
Одно хорошо, подумалось мне, уже не будет каземата замка.

***

Мы ехали по дороге, которая всё больше и больше становилась наезженной. Меня удивляла беспечность подчинённых Калдена. Ну ладно дети, но я – чужестранец, не привлёк их внимания, не насторожил, почему?

Возле очередной развилки нас перехватил всадник и велел ехать за ним. Мы прибыли в полевой стан Калдена. Мой маленький спутник не спустился, а слетел с лошади и понёсся к седовласому мужчине с безобразным шрамом на щеке. Тот радостно открыл объятья, потом подхватил мальчишку под мышки, подбросил вверх с радостным воплем: «Сын!». В его отце я узнал мужчину, которого вынес из каземата. Он приветливо помахал мне рукой, я ответил ему так же. Его нога уже выглядела нормально, хотя и была перемотана тканью. Он опирался на посох и указывал на него. Я догадался, что ему трудно ходить. Но подойти к костру, где сидели и другие мужчины, я, как ни странно, стеснялся. Опасался расспросов, недоверия, да к тому же я сильно устал.

Спустился на землю, стреножил лошадь и пустил её на выпас. Сам сел возле огромного дерева, привалившись спиной к стволу. Лолин примостилась у меня на ноге. Её губы посинели от холода, ведь во время путешествия она грелась под моей курткой. Девочка всегда казалась мне крохотным волшебным созданием, она никак не вписывалась в тот мир, в котором я сейчас обитал. Я посмотрел на неё, слегка подтолкнул и велел бежать к отцу. Она отошла на несколько шагов, присела на корточки, обхватила колени и замерла в таком положении.

Честно говоря, я не знал, что предпринять сейчас так же, как не понимал, что с ней делать потом, когда Воробышек принёс ломоть хлеба и кружку молока. Пока Лолин ела, я пытался принять верное решение: надо ли переговорить здесь с кем-нибудь или стоит прорваться к Калдену. Мальчишка вновь появился рядом, выхватил у Лолин молоко и хлеб и объяснил мне, что еда всегда предназначена мужчине-воину, и лишь потом женщинам, а тем более девчонкам. Он вновь сунул мне в руку еду. А я опять передал её малышке. Принесённая порция была настолько мало, что только бы раззадорила аппетит. Голод же за три дня усмирился и прилег где-то внизу живота.
 
Лолин справилась быстро, видимо опасаясь, что еду вновь отберут. Я распахнул куртку, предлагая забраться под неё, что она тут же сделала. Повертевшись немного притихла, я тоже задремал.

Меня окликнул звонкий женский голос:

- Так ты ищешь меня, Фряг?

- Если ты колдунья Эльда, то – да, - ответил я, всё ещё не открывая глаза.

- И чего же ты хочешь, странник?

- В вашем краю все такие негостеприимные? – ответил я вопросом на вопрос и посмотрел на колдунью, - Может, пригласишь в свой дом, накормишь, обогреешь… а там и поговорим.

Женщина, вернее ещё девушка хмыкнула. Я казался ей наглецом, но её любопытство пересилило. Ей точно рассказали обо мне. Немного поразмышляв, покрутив на пальце завиток длинных волос, она решилась:

- Хорошо, идём.

Через несколько минут мы оказались в переносном шатре. Внутри было тепло. Там стояла небольшая раскалённая печь. Я расстегнул куртку, достал Лолин и посадил её у печи. Но девочка тут же подошла ко мне и вцепилась в штанину. Я спросил:

- Чего ты боишься?

- Меня, - ответила Эльда, - она знает, что на ужин я ем маленьких детей.

- И не стыдно тебе пугать ребёнка? – укоризненно произнес я в ответ.

- А откуда ты знаешь, что это неправда? Ты вообще обо мне что знаешь? – последнюю фразу она произнесла угрожающе.

Эльда пыталась запугать и меня. Я почувствовал настойчивое подавление моей воли, словно она начала выпивать мой разум. С таким приёмом я тоже был знаком. Секрет подобного воздействия передавался от правящего эмира к наследнику престола, как только мальчик в первый раз садился на коня. И сразу же учили защищаться от подобных чар. Я овладел подобным умением в совершенстве, и не раз пользовался дома, но тут же впадал в бешенство, как только начинал ощущать подобное воздействие на себе.

К тому же, я вырос в мире, где женщины не кричат на мужчин, тем более на наследника престола. А погоня, болото, туман вымотали меня, и я, потеряв выдержку, развернул её лицом к себе, вцепился в волосы и утвердительно, разделяя слова, стараясь подавить её волю, произнёс:

- Ты глупая, самовлюблённая женщина вертишь хвостом возле мужиков, выискивая очередного дурака, который подчиниться тебе. Все россказни о твоих возможностях - глупые выдумки.

На меня посыпались проклятья. Эльда выкрикивала слова, шипела как змея, плевалась, целясь в лицо. Вскоре терпение иссякло, и я встряхнул её несколько раз. Она вскрикнула, замолчала, а потом попросила:
- Отпусти. Больно.

Я отшвырнул её на подушки и тут же понял, что зря искал южного мага. Она лишь чуть-чуть сильнее колдуна Серого Лорда, и не сможет вернуть меня домой. Нет, в ней оставалось что-то такое, о чём стоило подумать, но не сейчас.

- Собери что-нибудь поесть и уложи девочку спать, - приказал я ей, ещё сомневаясь немного в соотношении наших сил. Она не спорила больше. Закутала Лолин в одеяло, положила, и малышка тут же заснула. Затем сняла с печи горшок и поставила на стол.
 
Я присел на подушки, взял ложку… и не смог проглотить ни кусочка – шатёр, подушки, низкий стол напомнили мне о доме. Защемило за грудиной и свело болью сердце, наполнив его тоской.

А ведь всё выглядит замечательно: уставший мужчина после долгого пути, женщина подающая еду и маленький ребёнок спокойно сопящий рядом. Только жить мне в этом мире совсем не хотелось.

- Ешь, остынет. Или ты желаешь чего-то более изысканного? - с издёвкой спросила Эльда.

- Подели пополам, ты наверняка голодна, - сказал я ей, - И попридержи свой яд, с меня хватит споров.

Но она не послушала, еле заметным движением выхватила склянку и плеснула в меня ярко-малиновую жидкость.

Я выставил ладонь, и жидкость, не успев её коснуться, слилась на пол:

- Оставь баловство, лучше давай есть. Сама говорила, что остынет.

- Ты и вправду колдун!

- Я не колдун! Устал повторять. И давай уже подкрепимся, - протянул Эльде ложку, поднялся и взял вторую. Она лежала в сундуке, я заметил, откуда колдунья брала посуду.

Эльда сняла крышку и начала есть. Я подождал некоторое время, с колдуньей ничего не происходило. Не хватать первым еду меня научили ещё в детстве. Злоумышленников много, а людей, владеющих магией хоть и меньше, но и вреда от них побольше.

- Так что же ты хотел от меня? – вновь спросила Эльда, когда пила чай, от которого я отказался. Там явно было что-то добавлено из колдовского арсенала: яд, к которому волшебница приучена с детства, масло, отбивающее память у недруга или эликсир, придающий силы. Спрашивать я не решился, а рисковать не хотел.

- Что ты знаешь о других мирах, женщина? – вновь вопросом на вопрос ответил я.
Она подумала, допила чай, открыла шкатулку и показала мне женское украшение. Оно напомнило мне такое же, которое носила моя покойная мать.

- У нас такое не делают, - сказала она и спрятала ожерелье.

- Так может в северных широтах…

Я не закончил, она перебила меня:

- На севере кроме жалких бус ничего точить не умеют! И у нас это не сделают.
Она ещё помолчала и рассказала всё, о чём знала. И выходило, мужчина подобный мне уже появлялся в этих краях. От него пошёл род правителя Калдена. Итак, Компас Первого Эмира, уже отправлял человека из нашего мира сюда. Знать бы наверняка, вернулся ли тот странник домой, или так и завис в этом мокром мире:

- А где же могила вашего прародителя? – поинтересовался я.

- Её нет.

- Обычно такие места делают священными, - меня раздирало любопытство.

- Говорят, что предок вышел рано утром к озеру, и его больше никто не видел. Возможно, его съел дракон, - Эльда очаровательно пожала плечами и выжидательно посмотрела на меня, как я отреагирую на слова о драконах.
 
- Бред, как мне надоели ваши сказки, - ответил я Эльде и улегся рядом с Лолин.
 
Спать хотелось ужасно, но не стоило забывать о том, что хозяйка шатра обладает знаниями мага. Она так себе колдунья, но неприятности доставить сможет. Я немного поразмышлял, можно ли остаться тут в тепле или стоит уйти к мужчинам на холод, но… проснулся утром. Сон оказался сильнее.

Эльды не было. Лолин терпеливо ожидала моего пробуждения. Она как ангел-хранитель сидела у моей головы. Это так было мило. Я погладил её по голове, и мы пошли умываться.

Лолин указала мне, где искать озеро. Вода в нём на удивление оказалась тёплой, словно на дне били горячие ключи. Меня все эти дни не покидало ощущение слизи и липкости после змеиной ямы. Я разделся, плюхнулся в воду и стремительно поплыл подальше от берега. Плавать меня научил отец. Он возился со мной несколько месяцев, каждое утро, насильно утаскивая к озеру возле дворца. Помню, как меня это раздражало. Среди моих знакомых и родных почти никто не плавал, но не считал неумение преступлением.

Я услышал визг Лолин и взволнованные голоса мужчин, осмотрелся и увидел, что недалеко от меня переливаясь и изменяя цвет, начинает подниматься из воды голова чудовища, невообразимых размеров. Слегка шевеля руками и ногами, я зачарованно смотрел на ужасающую красоту, но только до того мгновения, пока не увидел открытую пасть и огромные зубы. Защищаясь, я послал в сторону монстра такой поток силы, что она всколыхнула поверхность воды, образовала волну и захлестнула и пасть, и глаза, и всего чудовища разом с головой. Наверное, это озадачило его настолько же сильно, насколько меня само его появление. Я же, не теряя времени, со всей силы погрёб к берегу.

Выбравшись, ожидал услышать насмешки, однако увидел восхищение в глазах людей, стоящих на берегу. Они прикатили орудие для метания ядер, и Эльда стала обливать снаряды дурно пахнущей жидкостью. Воины обнажили мечи, готовясь к обороне. Но водный змей уплыл.

- Однако, это глупый поступок, купаться в Озере дракона, - сказал мне крупный мужчина, явно высокого ранга.

- Он не верил в дракона, - ответила за меня колдунья.

- Так это ты необычный странник из чужого мира, который искал нашу Эльду? – опять спросил меня человек.

- Наверное – да, уважаемый Калден, - решил проверить свою догадку я, назвав имя правителя.

Это был он, свергнутый Серым Лордом сын короля. Но ничего, кроме толстой золотой цепи на шее с массивным амулетом, не отличало его от остальных. Видимо, так устроены все миры: чем хуже положение правителя в данный момент, тем ближе он к народу.

***

Наш разговор прервал парнишка верхом на белом жеребце, который принёс сообщение о том, что Серый Лорд со своим войском пересёк границу временного перемирия и направляется дальше, сметая всё и всех на своём пути.

Калдену стало не до меня, он быстро удалился, а по лесу заметались пешие и конные, зазвучали команды, забряцало оружие. Такие знакомые звуки вызвали в душе щемящее чувство боли об утраченном: первом настоящем бое, в котором я принимал участие, как простой воин, и первом сражении, где мне доверили командование. Там я был свой, нужный, там знали о моих способностях и возможностях. Там я был наследником престола. А тут я был странником, которого не видят в упор, который мешается под ногами. Осознание того, что я и есть пустое место здесь, доставляло особую боль и унижение.
 
Стариков, женщин и детей, вместе с обозом отправили в горы. С ними собралась уходить и Эльда, срочно собирающая свой шатер и грузя скарб на повозку.

- Ну, что стоишь истуканом? Помоги что ли, - велела она, и я поспешил на помощь, обрадованный тем, что моя сила понадобилась хотя бы кому-то.

- Как ты сделал такую высокую волну? – поинтересовалась волшебница, и я постарался ей объяснить. Но видимо для неё это оказалось сложным, поскольку она вдруг спросила:

- А сколько тебе лет?

Лгать не стал, хотя очень хотелось выглядеть опыным воином, поэтому опять ответил вопросом на вопрос:

- Зачем тебе это?

- Твои поступки напоминают мне поведение нашего подростка, который находится в неопределённом возрасте между щенком и взрослым псом. Только у нас они обычно тощие заморыши со впалой грудью, даже у знатных людей. А ты рослый, крупный, мускулистый…но дурак дураком.

Мне стало обидно, зачем она так? Я не знаю, что делать, как вернуться домой, ищу расположение чужеземцев, но сталкиваюсь только с недоверием.

Плюнув под ноги с досады, отправился искать своего коня. Я нашёл его на той же поляне, где и отпустил. Конь был встревожен сборами. Успокоив его и усевшись верхом, я вдруг услышал всхлипы и мольбу. Голова Лолин торчала из высокой травы, и я не заметил её сразу.

Да, задачка, отчего о ней не побеспокоился папаша?

Мне опять пришлось посадить её перед собой, и она опять доверчиво залезла мне под куртку.

- Брось её здесь, Фряг, - со мной поравнялась повозка, которой управляла Эльда, - Она семя врага, её удел - смерть.

Я поехал рядом с повозкой:

- Она – ребёнок. Крохотная девочка. За что её ненавидеть?

- Её зачал прислужник Серого Лорда.

- Могу предположить, что произошло это не по воле бедной женщины, - разговор меня всё больше и больше бесил.

- Разницы нет.

Я не стал больше спорить, моральные устои этого мира не укладывались в голове. Дома за малыша, а тем более девочку ухватилась бы любая семья. Многие умирали, так и не став родителями. Да и калым, который заплатили бы за невесту, дал бы возможность родителям жить в достатке до конца их дней.

- Мы воюем третье столетие, - почувствовав моё настроение, заговорила Эльда, - мужчин всё меньше, поэтому все ждут мальчишек. Девочка лишний рот, а в бедной семье и до самой её смерти. Без денег выйти замуж не получится. Случается, что их душат при рождении, обычно матери мужей.

- Дикари! – у меня просто не было слов.

Я надолго задумался, поскольку только сейчас оценил усилия отца по сохранению мира. К военному решению конфликта он прибегал крайне редко, стараясь идти на различные, порой не самые выгодные уступки. Теперь я понимал, почему отец называл своего брата, желающего развязать войну глупцом - войны вырождают народ. А северяне… я помню, как увидел впервые светлокожего пленного. Он казался странным, чужим, нереальным. Северяне совершали набеги на наши мирные села, сжигали их, забирали и так малочисленных женщин. Потому мне пришлось их убивать. Отец посылал меня «подучиться» к наместнику северных провинций.

После возвращения бессонница мучила меня долгих полгода. Но только сейчас я по-настоящему понял, почему отец это сделал – мне необходимо было осознать, что убивать не так уж приятно.

Обоз двигался дальше к перевалу, а я остановился у края скалы, откуда хорошо была видна картина сражения. Я любил военные науки, тактику и стратегию проведения боев. Со мной занимались отдельно, как с наследником престола. Отец тратил на это значительные средства, и поэтому я видел, что Калден проигрывает. Проигрывает глупо, делая ошибку за ошибкой. Сейчас самое время поступить по-другому. Я точно знал, что и куда надо переместить и где нанести удар. Но что я мог сделать?

- Калден проиграл? – я услышал голос Эльды.

- Да, - последовал мой ответ.

- И ничего нельзя сделать? – голос Эльды дрогнул.

- Можно. Но кто меня послушает…

- Пойди и скажи ему! – закричала на меня колдунья. И уже тише, увидев, что я поморщился от крика, добавила: - Ты должен помочь, ведь Лорд не помилует тебя.

Я расстегнул куртку и передал Лолин волшебнице:

- Ты сохранишь её в целости и сохранности до моего возвращения, - приказал я Эльде, досадуя на то, что поехал с обозом в горы, а не примкнул к воинам сразу, и стал спускаться в долину. Я решил ввязаться в бой не потому, что послушал приказ женщины – смешно бы было, а потому, что это могло оказаться единственной возможностью заставить мокрый мир и его жителей взглянуть на меня серьезно.
 
***

Бой я выиграл.

Серый Лорд оказался умным, сильным противником. Но у меня были свои преимущества. Он брал количеством и той легендой, которая бежала впереди него. А я видел местность и расстановку сил сверху. Поэтому я ворвался на поле боя и пробился к Калдену. Мне пришлось сразиться с несколькими воинами Лорда, но та магическая сила, которая появилась у меня в мокром мире, позволяла понять и опередить противников.
 
Я видел всё словно в медленно проявляющемся мираже. Поэтому и успел подставить свой меч, под меч огромного, серого воина, который наносил удар Калдену. Правитель, разгорячённый боем, не увидел врага, и обернулся только на лязгающий звук возле своего затылка. Но мой меч сломался, сталь подвела, Калден был ранен, однако силу удара я успел ослабить, да и получился он скользящим.

Правитель удивился моему появлению, а я стал быстро объяснять, что увидел с высоты и где слабое место противника. Я настаивал на переброски части отряда к флангу и отступлении в центре.

Сава богам, правитель оказался умным человеком, к тому же кровь из раны застилала ему глаза, он слабел. Уже теряя сознание, Калден прошептал помощнику:

- Он знает… что делать.
 
Помощник, не доверявший мне вначале, но понявший суть задумки, не стал спорить…
Серое воинство бежало, границы мы восстановили к закату следующего дня, а мой учитель мог бы мной гордиться.

В сумерках я вновь сидел под деревом, а на поляне гулял мой жеребец. Там же меня нашёл и Калден, которому не лежалось. Впрочем, после волшебных снадобий Эльды, он чувствовал себя гораздо лучше.

- Ты спас мой народ, Фряг. Если бы мы не устояли сегодня, то завтра бы нас не стало. У меня мало воинов. А дальше только селения со стариками, детьми и женщинами. Ты можешь просить награду.

Я не думал о награде, не хотел денег. Зачем они мне здесь. Мне надо вернуться домой. Я хотел потрогать стены из теплого ракушечника, посмотреть на цветущий сад – редкость среди песков, хотел просто поваляться на своем ложе и увидеть знакомые узоры на потолке.

- Позволь мне встретиться со стариками, самыми пожилыми из вашего народа, - попросил я, надеясь на то, что в воспоминаниях и легендах найду ключ к разгадке. Правитель пообещал организовать такую встречу.

Как только Калден ушёл, трава зашелестела, и из неё выпорхнула Лолин, и по привычке стала забираться под куртку. Но испугалась и отпрянула:

- Кровь!? – и тут же унеслась в шатёр к Эльде.

Конечно же, вскоре появилась колдунья и потребовала показать рану. Я стыдился своего пореза, поскольку получил его не в бою, а когда спускался к подножью - поскользнулся на влажной траве и наткнулся на сук. Но для Эльды история моей болячки не имела значения. Она потянула меня в шатер, заставила раздеться и начала обрабатывать рану своими снадобьями. Всё моё внимание сосредоточилось на том, чтобы не застонать – я же воин, и пропустил момент, когда в меня влили любовное зелье.

Понял я это утром, и рассердился:

- Это нечестно, женщина. Я выпорю тебя.

Эльда рассмеялась:

- Новая кровь нашему народу не помешает.

Всё просто и банально, и никакой романтики, любви или привязанности. Но это для неё, а я не имел права растрачивать семя наследника на случайные связи, тем более оставлять ребёнка в чужом мире.

***

К обеду стали подвозить стариков, и я опрашивал их, стараясь выведать всё о своём предшественнике. Но, к сожалению, не узнал ничего нового. Никакого намёка на портал, на зачарованное место, на действия сильного мага. Все повторяли одно и то же, практически слово в слово, что раньше я узнал от Эльды. И тут я понял, что либо они больше ничего не знают, либо им приказали молчать. А это означало, что мне придётся опять самому искать ответ.

Наступил вечер, и я был готов к очередным проискам колдуньи, поэтому не собирался заходить в шатёр. Однако опять проснулся в её объятиях, а из всех событий вечера помнил только кувшин с молоком, который принесла Лолин. Н-да, обмануть малышку ничего не стоило. Но я болван, должен был предвидеть и такой поворот.

Выходка Эльды меня взбесила, и я не дожидаясь её пробуждения, схватил за загривок и потряс. Она испугалась, что доставило мне удовольствие, но ненадолго. Как только она высвободилась, то стала издеваться надо мной, подбирая самые обидные слова. Мне запомнилось главное - её насмешка над моим домом. Она уверяла, что не такой уж мой мир и идеальный. И что я должен, как сын правителя знать о заговорах, обманах, попытках захвата трона, наконец, об отравлениях и смертях.
 
Я всё время сдерживал свою ярость, чтобы не отрубить её дурную голову, и не впихнуть глупые слова назад. Но когда она спросила:

- Кому выгодно, чтобы ты здесь погиб? – задумался.

В этот день я никуда не пошёл, а отсыпался в шатре Эльды, всё равно она не отстанет, и проведёт третью ночь со мной. Так почему бы не стать активным участником событий? Конечно же, мне опять снился дом. И Лолин на лавочке под кустом белых роз. Она выглядела как принцесса. Проснувшись, я решил забрать Лолин с собой, если найду способ вернуться. Воспитаннице наследника будет предоставлен особый уход, да и со временем жениха подберут достойного. А в этом мире её ожидает нищета или смерть.

К вечеру я проснулся и направился к озеру, хотелось освежиться. Мне плевать было на дракона, тем более, что это был вовсе не дракон. Огромная водная рептилия проживала и в нашем мире. Я видел её издали, когда был в походе на севере. Не спорю, страшная гадина, но старейшины уверяли, что есть и у неё уязвимые места. Да к тому же, не будет же эта тварь всё время ожидать меня у берега. Безрассудство? Может быть, но, когда овладевает отчаяние, странно было бы поступать логично.

Я разделся, не стал заходить далеко, раскинул руки и лег спиной на воду. Лежал и смотрел на звёзды, которые на удивление ярко мерцали в эту ночь на небосводе. Продолжалось это недолго – я почувствовал змея. Именно почувствовал, а не услышал или увидел. Направился к берегу, взял свой меч. Новый меч я раздобыл на поле боя, и сделали его правильно. Я хотел сразиться с достойным противником. А если он меня сожрёт, так уж тому и быть – лучше смерть, чем навсегда застрять в этом диком и мокром мире.

Чудовище приближалось, а я уже стоял на берегу лицом к опасности и ждал его, когда к моей ноге прикоснулась детская ладошка – Лолин. Я забеспокоился о малышке, и приказал:

- Быстро к Эльде!

- Она тебя зовёт.

- Скажи, что не приду, - я развернул девочку и подтолкнул к лесу. Но Лолин вывернулась и опять оказалась рядом. Я на мгновение перевёл взгляд на неё, и прозевал нападение змея.

Он оттолкнул меня и схватил Лолин. Промедления, пока я поднимался с земли, хватило змею, чтобы развернуться и направиться в глубину. Моё решение сразиться оставалось твёрдым, и я прыгнул на спину, ухватившись за костяной нарост. Старейшины говорили, что сразу за черепом во впадине есть место, не защищённое панцирем. Там проходит жизненно важная артерия. И если её повредить, то змей сдохнет. К тому же оставалась надежда спасти Лолин. Призрачная…

***

Бой я выиграл. Наверное. Поскольку остался жив.

Я лежал на горячем песке, рядом шумел прибой. Приподнялся, сел и потряс головой, стараясь вспомнить мгновения последнего сражения. Я помнил, как мной владела одна мысль – добраться и воткнуть меч. Я карабкался по его туловищу, цепляясь за наросты, выступы, пласты чешуи, обдирал руки, колени и добрался-таки до цели. Мне удалось всадить клинок в заветную ямку, но змей ушёл под воду, а с ним и я. Помню ощущение, когда легкие разрывались от недостатка воздуха, а потом…

Потом вот этот горячий песок.

Горячий.

Песок.

Я дома!

Поднявшись, я осмотрелся, невдалеке лежала Лолин. Мне пришлось потрудиться, чтобы привести её в чувство. И как же я был рад, когда она задышала.
 
Север уже не бунтовал. Поездка во дворец к отцу хотя и была долгой, но вполне сносной. Я всё ещё оставался наследником, и мне были оказаны соответствующие почести. К тому же я перешёл в новый ранг, поскольку вернулся из странствий.

Прошло несколько лет. Я МАГ, обучение далось с трудом. Я лишился привилегий, хлебнул с избытком бедности и насмешек, поскольку отказался от престола в пользу младшего брата. У нас так: либо – МАГ, либо - правитель. Отец разозлился за мое решение учиться на МАГа не на шутку и больше не давал денег.

Я обожаю закаты в пустыне, хожу на дюны и смотрю, как багряное солнце опускается в пески. Люблю звёздное небо и сухой ветер в лицо…

И всё же я тоскую о дожде. О настоящем проливном дожде.

И о мелком, нудном, долгом.

И о туманах, словно разлитое молоко.

Самое неприятное в моей жизни дома - знать, что Эльда оказалась права: наш мир не такой уж идеальный. И что я должен был, как сын правителя, знать о заговорах, обманах, попытках захвата трона, наконец, об отравлениях и смертях, но не хотел. Увлекался походами и военным искусством.
 
Думаю, что отец спас меня, когда отправил странствовать – его вторая жена, родив сына, мечтала уничтожить меня. И рано или поздно добилась бы своего, поскольку я не желал знать ничего о дворцовых интригах, часто пренебрегал простейшими законами безопасности.

А заняв трон отца, если бы выжил, конечно, должен бы был его удержать и научиться принимать жесткие, а порой и жестокие решения. Но тогда я был не готов к такой жизни.

Покопавшись в залежах свитков и трактатов, я многое узнал и постиг. Наверное, повзрослел.

Теперь я умею обращаться и с живой материей, умею перемещать её в необходимое место. Учителя мною довольны. Они уверяют, что во мне от рождения спала сила, свойственная МАГам, а иначе бы я не смог ею воспользоваться во время странствий.

Лолин подросла, и скоро начнёт носить длинные платья. О ней навсегда забудут в её мире, впрочем, наверное, и не помнили. Мой отец лично нашёл ей достойную партию. Лолин часто навещает меня, но теперь я не солнце её мира. И это радует…

Мне осталось немного разузнать. Всего-то, как попасть на озеро в час и день, когда почувствовал змея. Мне хочется встретиться с Эльдой. Интересно, заметит ли она изменения в моём возрасте?

И ещё, иногда ночами я ощущаю себя правителем мокрого мира. Мне снятся переходы и коридоры замка Серого Лорда. В мире Эльды не действует закон «Либо Маг, либо правитель», так почему бы не занять достойное моему воспитанию и происхождению место?

----------

Акциденционизм (теолог.) — это случайное и/или временное, преходящее, несущественное, изменчивое свойство предмета (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения сущности предмета.

Китаб (араб.)- школы начального обучения, образование включает не только чтение, письмо и счет, но также грамматику и литературу и дополняется изучением истории, приучением к хорошим манерам, физическими и воинскими упражнениями.

Дишдаш - длинная, до пят, свободная хлопчатобумажная рубаха жителей пустынь.

Фряг - представитель какой-либо из южных стран.


© Copyright: Мария Шпинель, 2021
Свидетельство о публикации №221030701720

http://proza.ru/comments.html?2021/03/07/1720


Рецензии