Винегретик

        Фото автора               
        Паша, ну сколько можно уже пыркать эту несчастную продавщицу. Она не виновата, что год неурожайный и бурячок ми купим на базаре, – говорил дедушка уже в двери, отправляясь в магазин.
        - Когда такое било, чтоби… – бабушка замолчала.
        Потом продолжила, словно умыла лицо:
        – Ми готовим, а значит у нас на языке и в мислях только радость! Сегодня будит что-то безумно вкусненькое! - Вот, дедышка купил тебе сегодня фонарик на батарейка и ти знаешь, что это фонарик и передвигаешь кнопочке, чтоби горел. А дай тебе дедышка этот же фонарик, когда тебе годик – ти би в рот потащил. Как все маленькие дети… Ми будим готовить сегодня такое, что каждий, кто увидит – как маленький ребенок потащит в рот.
        - Паша, - дедушка вернулся из магазина, - горчицы не било. Я купил порошок.
        - Тогда все меняется. Ми сначала горчичку приготовим.
        И бабушка высыпала порошок в мисочку, добавила чайную ложку соли и столовую ложку сахару и начала тщательно это перемешивать.
        - Тут примерно полкило порошка. Ми перемешаим и нальем тепленькой водичке, и снова будим перемешать, пока как сметанка у нас получится. А теперь ми сверху нальем кипяточек и поставим постоять минут десять. А пока ми картошечку и морковочку почистим.
        Бабушка поставила на огонь две маленькие кастрюльки и налила в каждую немного воды. Сыпанула соль и сахар.
        - Когда овощи варятся в сладко соленой водичке, они очень лучше получаются.
        Дедушка сел читать газету, но было видно, что сегодня ему не читается. Он снимал очки и включал свой приёмник, который ему вручили вместе с медалью к дате освобождения Родины от немецко-фашистских захватчиков. По доле миллиметра передвигал колёсико, прислушиваясь через все помехи, чтобы услышать голос Израиля, искал передачу на идиш. Но именно сегодня помехи были особенно сильными… Дедушка, как ребенок, пожал плечами.
        - Сашенька, вот ти мне скажьи, ти уже пошёл в школа. Что ви учите сегодня?
        - Абраша, еще несколько подобних вопросов и ребёнок потребует билет в Америка!
        - Сашенька, вот смотри, тетя Бетя всё варит в мундире и потом мучается чистить, витирая руки об свое кухонное полотенице, что его потом крахмалить не нужно. Ми же почистим картошечку и морковочке, нарежьим кубиками и сварим. А чтоби картошечка бистро не разварилась, ми дадим чуточку уксуса, когда закипит. Вот! Три минуты и картошечка готова! Ми сбросим её на дуршлаг и промоим водичкой.
        Ещё пару минут и кубики моркови тоже вылились в дуршлаг с картошкой и промылись холодной водой.
        - Деда, а почему ты спросил про школу?
        - Вижу, как бистро меняится мир. Ми учим тебе тому, что учили нас – любить и заботиться. А в школа сегодня учат запоминать и использовать…
        - Дедышка правильно говорит. Но такой сегодня мир и ти обязан учиться. Ещё совсем немного и, если ти сам за себе не позаботишься, ти и другим помочь не сможьишь. А ми пока вильим кипяточек с горчички и нальем в неё стопочку рассольчика от огурчиков и снова перемешаим. Теперь накроим и пусть совсем остынет.
        - Вот ти, Сашенька любишь задавать много вопросов. И чем больше ти получаешь ответ, тем больше вопросов у тебе появляются… – дедушка засмеялся, – зато у кого вопросов мало, ти всегда знаишь, что ответить!
        Бабушка почистила два соленых огурца и нарезала их кубиками.
        - Еще ми кислую капусточке сюда дадим и зелёний горошек. И обязательно зелений лучок!
        Бабушка, нарезая всё по очереди, не забывала прикусывать нижнюю губу, а дедушка, почёсывая ранение на руке, то пытался всё же поймать станцию в приёмнике, то почитать газету.
        - Бивают дни, когда-то, что тебе хочется – не получается, – произнёс деда, – тогда самое правильное – это что-то делать для других. Бери ножьик, будим вдвоем картошку чистить. И не торопись! Тут бистро не нужно, тут нужно с удовольствием для гостей!
        - Теперь, когда картошичка с морковочкой остили – ми всё можьим положьить в одну мисочку побольше. Кроме бурячка. А вот бурячок ми заранее сварили, – и бабушка ловко пальчиками сняла кожуру и нарезала три буряка кубиками, - Теперь ми обязательно вильем на бурячок подсолнечное масло и перемешаем, чтоби он не красил нам весь салат.
        Бабушка налила в кружку немного уксуса, побольше подсолнечного масла, сыпанула, не жалея, соли и немного сахару. Чуть добавила белого острого перца.
        - А теперь маленький секретик! Уксус и масло ти никогда не перемешаешь, если не добавишь горчички!
         У бабушки было столько радости и счастья на лице! Такое запоминается навсегда.
        - Теперь ми висипим сверху буряк и зальём заправкой. Осталось только перемешать… Бесшумно открылась дверь и вошли тетя Люба и дядя Изя. И тетя Бетя с дядей Рахмилем пришли, и мои родители со старшим моим братом и совсем маленькой сестричкой. Над праздничным столом витал пар от пюре, блестела под маслом селедка с нарезанными сверху кружочками лука, сверкал всеми красками винегрет. Дедушка первый поднял стопку водки:
        - Слушайте, что я вам скажу: вот когда я вас всех вижу – это праздник. А то, что в календаре, так там всегда исправить есть кому!
        Все засмеялись и началась праздничная трапеза.

        Приятного аппетита, ребята!


Рецензии