Мой египетский сад. Содомское яблоко
«Я уронила голову на руки и так и сидела в тени густого куста, сплошь покрытого красивыми фиолетовыми цветами. Но попробуй сломать такой цветок или ветку, и из них начнет капать молочно-белый, ядовитый сок» – в романе Э. Херинг описан, и не раз калотропис высокий, и он действительно украсил бы собой сад фараона или был бы высажен у любого здания дворцового ансамбля по обе стороны врат в знак магической защиты. У него сочный ствол с пробковой корой, высотой бывающий до 6 м., листья почти как у эластики, но не тёмные и глянцевые, а бледно-зелёные или голубоватые и бархатистые, а розетки лиловых, бордовых или фиолетовых цветов напоминают звёздочки хойи, с которой он в одном семействе. С мая по декабрь они источают сладкий запах обильного нектара. Из них развиваются ровные ряды вначала зелёных, а затем жёлтых «яблок Содома», проклятого города из библейского предания – лакомые с виду, но на деле без мякоти, а туго набиты пухом, в котором рассеяны семена. В апогее зрелости они звучно трескаются.
Ареал калотрописов простирается от Африки (к северу от экватора) и, через вереницы арабских стран до Индии, Южного Китая, Центральной Америки и Мексики. В ходе изучения египетской флоры о типичном для неё калотрописе высоком не забыл упомянуть учёный и врач П. Альпини (1553 – 1617 гг.). И. Розелини нашёл остатки этого растения в одной из фиванских гробниц, а исследователь пустыни Сахара Рольфс в 1874 г. извлёк его горькие стебли из одной древней скальной могилы в оазисе Дахла. У калотрописа очень экзотический вид, но он не менее опасен, чем его элегантный и коварный родич олеандр. Его далеко не райские яблоки никого не соблазнят, но при сборе цветов для гирлянд и других частей растения для лекарств, нужно беречь кожу, и особенно глаза, иначе можно ослепнуть. Как известно, калотропис – излюбленный «дом» для гусениц ярких бабочек-данаид (африканских монархов), к которым древние египтяне питали особый пиетет. И связано это не только с тем, что в Египте до сих пор тьма данаид, но и с тем, что источающий белый сок калотропис ассоциировался с богиней Хатхор и её молоком.
Яд, который на стадии личинки ест бабочка, защищает её всю жизнь, и её неуязвимость в природе была для всех и очевидна, и невероятна. В разных гробничных сценах эта бабочка являет собой символ победы гармонии над хаосом и возрождения. У ряда африканских племён яд калотрописа (его сок или толчёный корень) до сих пор входит в зелье для стрел и копий. В 1850 г. экспедиция А. Брема и барона Мюллера в горах Таггали (Дарфур) была атакована арабами баггара, чьи копья были отравлены соком содомского яблока. Из двоих раненых ими слуг один умер в судорогах и с пеной у рта. Но охотники и воины редко верят в неотвратимую силу яда калотрописа, и, в зависимости от региона, к нему могут быть добавлены сок или веточки суданского молочая, семена видов строфанта, ягоды седого паслёна и костянки зизифуса мавританского, толчёные жуки-нарывники, головы ядовитых змей (обычно эф) и другие тайные и всем известные ингредиенты. У.Б. Эмери указывает, что в эпоху архаики у двух типов египетских стрел из пяти наконечники были окрашены в алый цвет – видимо, они были отравлены. У стрел третьего типа наконечник был ещё и вырезан из челюсти рыбы и зазубрен – такой трудно извлечь из раны!
В мире до сих пор есть народы, ведущие первобытный образ жизни и не одержимых целью создания великой цивилизации, и для них умение готовить охотничий яд – вопрос жизни и смерти. У каждого племени в этом вопросе свой неповторимый опыт. Так, у охотников острова Мадагаскар при варке яда «в дело» уходят все части растения калотропис, а не только сок, а эфиопы заметили, что сок содомского яблока, брошенный в воду, действует, как рыбный яд, при котором не нужны ни сети, ни крючки, ни остроги, и с которым так удобно добывать улов из мутного летнего потока. Так как египтяне слыли знатоками ядов, едва ли они забыли о действии калотрописа с той поры, как охота из основы существования их народа стала забавой царя и знати. У тех, кто собирал цветы калотрописа в дар умершему, должно было быть и знание о том, как они при всей их прелести коварны. Но в египетское средство для эпиляции при этом входил липкий млечный сок (по одной версии от содомского яблока, а по другой всё же от сикоморы, тоже связанной с богиней Хатхор, но но по крайности не ядовитой).
Не пропадал даром и пух из «яблок» калотрописа – он ничем не хуже капока из плодов баобаба или «ваты» из коробочек хлопчатика. У Плиния было упомянуто растение, из которого в Египте делали особенной белизны ткани для риз жрецов («ваточник»), и если даже это не более чем разновидность африканского хлопка, ничто не мешало египтянам разводить также и калотропис. Да он и до сих пор известен, как «растительный шёлк». То есть, вполне реально, что египтяне умели делать из него нити, или просто набивали нежным пухом валики и подушки. Из пуха, при отсутствии под рукой иных материалов (вроде льняной ветоши) можно также было скрутить фитиль для светильника. За это калотропис и прозвали в старину «фитиль пустыни». В Индии ещё в XIX-м веке была своего рода эпидемия убийств и суицидов, совершённых при помощи яда из калотрописа, но «растительной ртутью» это растение назвали по иной причине – оно было сильным средством от венерических болезней. И вообще, спектр целебных свойств грозного содомского яблока широк. Им лечат и проказу, и другие кожные заболевания в той же Эфиопии.
И южные египтяне, и нубийцы осторожно наносят каплю сока из содомского яблока на больной зуб или в уже образовавшееся в нём «дупло». В египетских оазисах Дахла и Харга листья его курят с помощью трубки – от кашля. В южной части Сомали лечат насморк, заложив в ноздри турундочки, пропитанные экстрактом из листьев калотрописа, а из сухих цветов варят микстуру от импотенции, размолов свежие коренья, готовят настои от паразитов. В Йемене сок и листья используют как природный антисептик и болеутоляющее местного действия. В Нигерии калотрописом лечат ревматизм, а в Саудовской Аравии бронхит, слоновую болезнь, дизентерию и другие недуги. В Сенегале племена фула и малинке очищают воду с помощью листьев содомского яблока, и их же закладывают в матрацы, отпугивая несносных насекомых, которыми кишит тропическая природа. Там же в старину сок калотрописа использовали на ордалиях – яд якобы не мог убить невиновного. В начале XX-го века египетские селяне ещё пекли хлеб из зизифуса в земляных печах, и при этом они накрывали жерло этих печей как раз широкими «лопухами» с диких калотрописов. Хлеб выпекался в течение ночи на углях в сосудах из тыкв, и в них не мог проникнуть яд листьев.
Источники:
Нойвингер Ханс Дитер. Африканская этноботаника: яды и наркотики: химия, фармакология, токсикология/Neuwinger Hans Dieter. African Ethnobotany: Poisons and Drugs : Chemistry, Pharmacology, Toxicology. CRC Press, 1996
Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. Травы Древнего Египта/An Ancient Egyptian Herbal Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche. Рецепт кифи основа на интерпретации, предпринятой в труде В. Лоре (Victor Loret “Le kyphi, parfum sacre des anciens egyptiens”, 1887 г.). А последнее издание от 2006 г. (Published December 31st 2006 by British Museum Press) дополнено результатами исследований специалистов Лувра и лаборатории L’Oreal.
Черезов Е.В. Техника сельского хозяйства в Древнем Египте, г. Черновцы 1969 г.
Назари Вазрик, Эванс Линда. Бабочки Древнего Египта. Научная статья в журнале «Общество лепидоптеристов»./Butterflies of ancient Egypt, Journal of the Lepidopterists’ Society 69.4 (2015), 242-267 by Vazrick Nazari and Linda Evans
Бугаёв И.В. Б 90 Научные и народные названия растений и грибов: Научно-популярное издание. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2010.
Путинцева Т.А. Следы ведут в пески Аравии. — 2-е изд. — М.: ГРВЛ "Наука", 1986. — 286 с. с ил. (стр. 168.)
Опарин А. А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие. — Харьков: Факт, 2001. 2-изд. Нижний Новгород, 2003. 3-изд. Харьков, 2003. Гл. 15, Проклятые города.
Статья "Содомское яблоко: мифы и реальность" Copyright Доктор Берта Лерман (Хайфа) март, 2014 г. - великолепный материал с сайта www.rehers.org
Херинг Элизабет. Служанка фараонов. Издательство: Наука Серия: По следам исчезнувших культур Востока. Год издания: 1971
Эмери У.Б. Архаический Египет./пер. с англ. Н.Н. Каменской и А.С. Четверухина (серия: Александрийская библиотека») СПб: журнал «Нева», изд. «Летний сад», 2001
Габор Такач - этимологический словарь египетского языка. Том второй: b-, p-, f-, Leiden-Boston-K;ln, Brill, 2001/G;bor Tak;cs - Etymological Dictionary of Egyptian. Volume Two: b-, p-, f-, Leiden-Boston-K;ln, Brill, 2001
Назари Вазрик, Эванс Линда. Бабочки Древнего Египта. Научная статья в журнале «Общество лепидоптеристов»./Butterflies of ancient Egypt, Journal of the Lepidopterists’ Society 69.4 (2015), 242-267 by Vazrick Nazari and Linda Evans
Свидетельство о публикации №221032002173