Никогда не говорите никогда

По – летнему было жарко, солнце залило лучами театральную площадь, от асфальта исходил пар. Проходя мимо кинотеатра «Целинный» с намерением зайти в магазин «Тысяча мелочей», невольно она обратила внимание на мужчину в белой рубашке хоть и с короткими рукавами, но в черных брюках. «Сразу видно не местный... Турист или приехал кому-нибудь в гости - заключила - свои городские летом в темные тона не одеваются» И к своему удивлению, взглянув на «приезжего» увидела знакомое лицо. «Да. Точно. Это же Юрий Иванович! Преподаватель философии из медучилища!». Она так обрадовалась тому, что увидела знакомого человека из почти родного города, как-никак там прожила три года.
- Здравствуйте, Юрий Иванович! – широко улыбнулась. Мужчина резко остановился, так как он не ожидал, что кто – то его окликнет и еще по имени – отчеству.
- Здравствуйте. Вы меня знаете? – несколько удивленно, слегка наклонившись вперед. Конечно, это был он преподаватель из медучилища, заметно изменившийся – располневший, сразу бросилось в глаза отсутствие передних зубов.
- Да, Юрий Иванович. Вы нам преподавали философию... – с радостью выпалила.
- А... значит вы моя студентка ... Акушеры? После восьмого класса?
- Нет... фельдшера, после десятого...
- А... – возможно, вспоминая лицо... – кто был куратором?
- Галина Николаевна Деревяненко...
- А! Теперь припоминаю... приятно встретить земляков... Живете сами в Байете или в Экибастузском? – все ассоциируя ее с селом - Вы в здесь гостях или по путевке... Я приехал на учебу – повышение квалификации.
- Нет. Я живу здесь, работаю...
- Да... – и как - то еще больше оживился – узнав, что она работает в столице – а у вас есть знакомый стоматолог? - едва заметно смутившись - Видите, я без зубов... У вас очаровательные зубы!
- Да. Юрий Иванович. В нашей поликлинике есть стоматолог – могу вас проводить к нему...
- Как хорошо! Протезист?
- К сожалению, у нас только обычные стоматологи.
- Как жаль. Мне надо к протезисту – как будто огорчился.
На этом земляки попрощались. Она тоже пожалела о том, что не смогла помочь преподавателю несмотря, что в училище он с пренебрежением относился к не русскоязычным студентам. Ей всегда занижал оценки, никогда не превышал балл выше «4», хоть и отвечала на «отлично».
«Юрий Иванович, Юрий Иванович, жизнь сложная штука с разными неизвестными заранее поворотами... Было обидно, когда чтобы не ставить «отлично» прерывали меня - «достаточно... дальше не надо... «Хорошо», не давали возможно давать полный ответ... Но все же сколько бы вы не дооценивали меня философию на госэкзаменах сдала на «отлично» и в дипломе же стоит «отлично. Юрий Иванович, как вы скоро сдали – прошло то всего три года, вы ведь не старый, нет шестидесяти...».
По ходу мысли вспомнила и других преподавателей, в частности Лидию Борисовну, преподавателя фармакологии. Небольшого, можно даже сказать маленького роста еврейка 50 – 55 лет, с рыжими возможно крашенными пышными волосами в короткой стрижке, густые брови, ресницы тоже рыжие, круглые зеленые глаза с прищуренным взглядом. Строгая и очень любила свой предмет. Гоняла студентов по знаниям фармакологии. Ее лекции старались не пропускать, посещение почти стопроцентное. Те, кто пропускал лекцию, знали, что сдать тему будет очень сложно.
Если заглянуть в кабинет фармакологии, где идет лекция, приоткрыв дверь, то можно подумать в кабинете нет никого кроме преподавателя. Парты пустые. Но это ошибочно – пустые только первые ряды. Все студенты сбегали на самые последние парты. Для этого самые ушлые приходили заранее занимать места. Даже отличники уходили подальше от преподавателя. Тут наша рассказчица улыбнулась – только не она. Она всегда сидела прямо перед Лидией Борисовны. Ее стол замыкал первую парту.
Когда Лидия Борисовна окидывала взглядом класс – все как можно ниже опускали головы и пряталась за спинами других. Как только она отводила взгляд свободно выдыхали, но не теряли бдительности, следили как водит ручкой по классному журналу – где на каком уровне алфавита задержится ручка. Когда рука преподавателя миновала начало списка – одни расслаблялись, как остальные напрягались.

Когда какой-нибудь студент не мог ответить на поставленный вопрос Лидии Борисовны и класс весь безмолвствовал, то Лидия Борисовна спрашивала:
- А Альфия что скажет?
- Правильно! – и обращаясь тому студенту:
- Ты теперь повтори.
Это были мои восьмидесятые.

Прошел с тех пор целый век. Уже в другой стране в одном из крупных городов Альфия шла по одному из старинных улиц. К своему удивлению, узнала в идущем навстречу мужчине своего преподавателя из института. В таком много миллионом городе встретить знакомого человека – это равносильно находке иглы в стоге сена. От переполненной радости решила поздороваться.
- Здравствуйте, Вениамин Андреевич!
Седоволосый мужчина среднего роста с портфелем в руке остановился, сказал:
- Здравствуйте. – дополнительно сопровождая кивком головы.
- Вениамин Андреевич, я вас узнала – вы нам читали общую психологию... После этих слов доцент психологии молниеносно бросив взгляд тут же круто развернулся и зашагал быстро, перебирая ногами – как черт от ладана. Альфие оставалось пожать плечами и продолжила свой путь. «Да, уважаемый Вениамин Андреевич, это значит вы меня тоже узнали... Да, помню вам не нравилось – когда я четверку пересдавала на пятерку... Вы тоже мне снижали баллы...»

Хочу рассказать, дорогой читатель – надеюсь ты у меня есть читатель вот о чем.
Маленький город, много общих знакомых. Одна семья средних лет муж и жена были приглашены на званый ужин. Заходят в лифт и только хотели нажать на кнопку лифта, как залетают тоже молодые мужчина и женщина в очках.
- Нам 8 этаж – говорят последние.
- И нам – с удивлением отвечает женщина из первой пары – такому совпадению.
- Думаю нам с вами в одну и ту же квартиру – интуитивно предположил муж первой женщины.
- Не может быть! – женщина в очках возмутилась – с чего бы?! – вскинула голову назад, бросив пренебрежительно оценивающий взгляд, закатила глаза, аж зрачки завалились за верхние веки.
- Конешно, дорогая! Этого быть не может! – поддержал жену муж.
Этот взгляд и тон красноречиво выражал «посмотри нас и на себя, кто вы – кто мы?».
Наступила неловкая пауза, но в это время двери лифта распахнулись.
Женщина в очках с мужчиной направились к нужной им квартире. К дверям этой же квартиры подошла и другая пара. Мужчина из первой семьи улыбнулся и моргнул жене - «я же говорил, что идем в одну квартиру», заметив у какой квартиры остановились те двое. Жена ответила соответствующей тому моменту тоже улыбкой – «ты как всегда прав... и ну – да... строили из себя...» Какое ошеломление ощутила женщина в очках, когда хозяева встретили восторженно с распростертыми руками первую семью. Позже обе приглашенные семьи будут сидеть за одним столом и пить одно вино. Так что никогда не говорите «никогда» или «не может быть». Женщина в очках работала в коммерческом банке и считала себя выше первой семьи, относила себя к сливкам общества – банкиров, бизнесменов, коммерсантов, к людям из деловых кругов. Волей случая ужинала с простолюдинами. Мужчина первой пары был автослесарем и не раз ремонтировал автомобиль хозяина квартиры тоже из местной элиты.

20. 03. 2021г.


Рецензии