Где найдёшь, где потеряешь... Гл. 8

                Мамины советы.
   
      … Если вы до сих пор не в сказке, значит с вами не тот
             волшебник….
   
    Ната, как воспитанная девушка, так её дома называли папа и мама, всегда придерживалась пяти «золотых правил достойной женщины», которым научила её мать, и которых, на её взгляд, должны придерживаться все современные девушки. Она много раз повторяла ей:
 - Доченька, если хочешь быть в глазах мужчины, достойной женщиной, то всегда держи при себе критику, обвинения и колкие замечания в адрес мужчины. Таких дам парни эмоционально отвергают. Даже если вы будете продолжать быть вместе, он не будет тебя принимать до тех пор, пока ты не научишься принимать мужчину со всеми его минусами и плюсами.
 Второе. Он - мужчина, он добивается тебя, а не ты его. Если уходит, отпусти, это его решение, то, что твоё не уйдет.
   Истинные девушки ценят настойчивость, настоящий мужчина никому не отдаст девушку, к которой испытывает не только поверхностный интерес.
Третье правило. Умей принимать комплименты и сюрпризы, но тактично отказывайся от крупных подарков от малознакомых мужчин.
  Это не говорит о низкой самооценке, это профилактика рыночных отношений, что очень важно на сегодняшний день. За любое ухаживание ты ничего не должна мужчине! Это естественно, что мужчина проявляет себя.
Четвёртое. Всегда ухаживай за собой, заботься о себе и люби себя! Если ты не будешь этого делать, то мужчины тоже не полюбят тебя. Как ты себя чувствуешь, ведёшь, так к тебе и относятся - важно запомнить это правило!
 И самое главное правило. Если выбрала спутника жизни, оставайся верной ему! Это так просто запомнить, но так сложно реализовать многим женщинам сегодня.
   Тяга урвать куш побольше свойственна многим девушкам современности. Не нужно начинать новые отношения, если не закончились предыдущие.
   Не следует быть рядом с человеком, если он тебе кажется чужим и приносит только выгоду. Важно быть честной, прежде всего, перед самой собой! Если отношения не сложились, отпусти ситуацию, они были нужны, чтобы поднять тебя на более высокую ступень отношений.
 Однажды Наташа поинтересовалась у матери, откуда в их семье и машина, и новая квартира, папа скромный бухгалтер в строительном тресте, пусть даже главный, а мама всю жизнь проработала кассиром в кассах аэрофлота.
   Нина Кондратьевна, внимательно выслушала дочь, которая вопреки её и отца желанию поступить в торговый техникум, пошла в педагогическое училище а потом в педагогический институт, и одновременно стала работать воспитательницей в детском саду, немного помолчала, а потом сказала:
  Это всё нам дала советская власть, эти деньги, на которые мы всё это приобрели, - она обвела руками красиво обставленную комнату.
  - Я начала зарабатывать ещё до того, как вышла замуж за твоего папу. Мне было, как и тебе восемнадцать лет, я только что окончила торговый техникум, была активной комсомолкой и даже секретарём комсомольской организации курса.
 Перед получением диплома об окончании техникума, меня вызвали в райком комсомола, поговорили со мной, и предложили пойти работать кассиром в агентство аэрофлота. Я, конечно, сначала возмутилась, как это я, уже дипломированный товаровед, и вдруг простым кассиром!?
  Но второй секретарь райкома, начал убеждать меня, что партия выдвинула лозунг «комсомольцы в торговлю», потому что начинается борьба со спекулянтами по всем направлениям, и потому сейчас многие выпускники не только техникумов, но даже и институтов будут как сознательные комсомольцы направлены в сферу торговли.
   Потом он сказал мне, что там с моим образованием, тоже есть рост, и если я себя хорошо покажу, то могу вырасти даже до начальника смены. Но самое главное, что меня убило, это оклад кассира, который этот комсомольский деятель мне озвучил: он составлял 90 рублей в месяц.
   Ну да, тогда поездка на метро стоила 5 копеек, на трамвае 3 копейки, на троллейбусе – 4, эскимо на палочке 11 копеек, хлеб 15-20, килограмм мяса рубль восемьдесят, колбаса 2.20, билет в кино 25 копеек…
 Но всё равно это очень мало. Однако, отказаться я не могла, и пошла устраиваться на работу кассиром. Со мной вместе, пошли ещё три наши девочки из техникума.
   Приняли нас молодых девчонок хорошо, тут же переодели нас в красивую униформу: белая кофточка, тёмно-синяя юбка, такой же жакет, и пилотка. В общем форма, как у стюардесс, которая, кстати мне очень шла, и на которую сразу «клюнул» твой папа, когда пришёл покупать билет до Самары, где жила его мама. Он тогда заканчивал институт народного хозяйства в нашем городе.
  Увидел меня в форме, такую красивую, и сразу влюбился, как он мне потом сказал.
   В то время существовало обязательное распределение молодых специалистов после окончания техникумов и институтов в разные районы Советского союза, и твой будущий папа через год, уехал по распределению, работать в Ташкент, на завод «Ташсельмаш», как я помню, и проработал там ровно пять лет.
 Все эти годы мы с ним переписывались, созванивались, проводили вместе отпуска, но замуж я пока не собиралась, потому что уже хорошо зарабатывала, красиво одевалась, и очень любила свободу.
  Саша вернулся в наш город летом 1974 года, сразу устроился на работу бухгалтером в строительный трест, и стал ещё более активно ухаживать за мной и предлагать выйти за него замуж.
  Но я не соглашалась, потому что не у меня, ни у Саши не было квартиры, где мы могли бы с ним жить и воспитывать детей, а жить с его или с моими родителями я не хотела. У меня была цель накопить деньги на кооперативную квартиру, и я копила…
  - Мам, это со скромной то кассирской зарплаты, ещё и копила? – засмеялась Наташа, внимательно слушая мать.
 -Да. Но я к тому времени была уже опытной кассиршей, многое знала, умела ловчить, и бывало так, что я за месяц зарабатывала по три-четыре сотни рублей, а в летние дни, и того больше. Правда рисковала, как и все мои коллеги по работе, но ни разу не попалась.
  Наталья удивлённо посмотрела на мать, которая никогда раньше, ей о своей работе не рассказывала.
 - Ты что, мам, воровала, что ли?
 - Нет, в этом я честна перед собой. Люди мне сами деньги давали, «за услугу». И часто это были суммы, равные стоимости билетов.
Период летних отпусков с начала июня, по середину сентября, мы, кассирши, называли в шутку «сенокосом», потому что мы все в это время зарабатывали дополнительно к своей зарплате, ещё хорошие деньги.
 - Мам, ну как может простая кассирша в авиационной кассе, пусть даже в центральной, заработать. Ну, сунет ей, какой-нибудь пассажир пятёрку, другую в качестве благодарности, и всё, - наивно поинтересовалась Наталья, слушая мать.
  Та, в ответ громко рассмеялась.
- Я тоже сначала так думала, доченька. А потом…
Понимаешь, конец шестидесятых годов, середина семидесятых, были у нас в стране временем, когда, купить какую-нибудь красивую вещь, одежду, обувь, кофточку, сумку, импортные духи для женщин было особенной проблемой.
 Всё приходилось не покупать, а «доставать». Причём самыми уважаемыми людьми в нашей стране, по словам советского юмориста Аркадия Райкина, были работники торговли: заведующий базой, товаровед, продавец и кассир.
  Тогда все девушки и парни, гонялись за импортными шмотками, но их в магазины привозили мало, и они тут же расходились по родным, знакомым, друзьям продавцов. Потом, эти шмотки продавались из-под полы, но уже с надбавкой, иногда даже вдвое дороже.
 А люди, которые этим занимались, назывались спекулянтами, с которыми боролись, или делали вид что боролись и милиция- отдел борьбы с хищениями социалистической собственности, по-простому - ОБХСС, и дружинники, и народный контроль. Но спекуляция цвела, как цветы на клумбе, и главное, все об этом знали.
 А теперь представь себе наше агентство «Аэрофлота» на Ленинском проспекте, где сейчас расположен торговый центр «Пятёрочка».
  Он занимал весь первый этаж пятиэтажного дома, в котором работало десять касс, по предварительной продаже от одного до сорока пяти суток авиационных билетов и одна касса, по продаже железнодорожных билетов.
  В зале наверху, в своих отгороженных стеклянных кабинках сидели мы, одиннадцать кассиров в красивой форме, а отдельно в начале зала старший кассир, тогда это была Вера Гречихина, дородная, сорокалетняя дама, с пышными формами, красивым лицом, и бюстом шестого размера, на который все мужчины обращали внимание.
  А внизу в полуподвале, находилась «комплектовка», в которой работало шесть женщин.
  В нашем аэропорту тогда летало несколько сво-их самолётов, и десяток прилетающих. Самолёты Ил-62, Ту-154, Ту-134, Ил-18, летающие в Моск-ву, Киев, Минск, Ташкент, Хабаровск, Новосибирск, Алма-Ату, и самолёты Ан-24, Як-40 для местных авиалиний.
  Так вот, в «комплектовке» в специальной книге, на каждые сорок пять дней, начиная с сегодняшнего числа были изображены все места на самолёты, которые мы должны были продавать за сорок пять суток до вылета.
  Мы все конечно знали друг друга: девочек из «комплектовки», а они всех кассирш из агентства. Но звонили в «комплектовку» о наличии мест и кассиры из касс на железнодорожном вокзале, и из двух гостиниц «Луч» и «Россия», там тоже могли заранее купить билеты на самолёт.
 Работали мы через день, с 8.00 до 20.00 с часовым перерывом на обед, без выходных и праздничных дней.
  Ровно в 7.45, все были на своих рабочих местах, и тут же записывали в денежную ведомость свои личные деньги, которые приносили для того, чтобы пообедать в кафе за углом. Кстати, больше десяти рублей, своих денег, иметь не разрешалось.
  Старший кассир выдавала нам опечатанный мешочек с мелкими купюрами в сумме 50 рублей, для того чтобы, мы могли дать сдачу. Эта сумма тоже заносилась в специальную ведомость.
 - А зачем это? – снова, наивно поинтересовалась Наташа, слушая мать.
 - Для контроля. Чтобы при проверке кассы, у тебя лишних, не записанных в ведомости денег не оказалось. Короче, ровно в 8.00. открывались двери, и толпы людей, особенно в летние месяцы рвались к кассам, становились в очередь, и мы начинали работать.
   Конечно, особенно дефицитными были направления на Адлер, Симферополь, Мин-Воды, Киев, Львов, Ригу, Краснодар, Минск, и, конечно, в Москву и Ленинград. Тогда он так назывался.
 Вот подходит ко мне первый клиент, протягивает два паспорта и просит два билета в Адлер, на рейс, следующий туда через десять дней.
   Я тут же снимаю трубку, набираю номер девушки- оператора из «комплектовки» сидящей на сочинском направлении. Когда она отвечает, я называю свой номер 26, и говорю:
 -Мне два билета на Адлер, называю число и номер рейса.
 Она отвечает:
 - Двадцать шестая, Вам места 6А,6Б 6В,6Г, рейс 2312, 15 июля. И тут же вычёркивает эти места, как уже проданные в своей книге.
  Всё дело в том, что я уже успела заранее позвонить ей, и договориться о том, что она для личных нужд даст мне ещё два места, и она их тоже вычеркнет из книги, как проданные.
  Если бы клиент захотел купить четыре билета на всю семью, то она бы дала мне уже шесть мест.
 А я не одна такая умная, и зачастую, бывало, так, что на курортных направлениях, билетов в кассе,  даже за сорок пять дней, уже не было через полчаса после открытия.
  То есть места были, но они хранились в нашей голове. Когда подходил второй или третий, или десятый наш клиент, и просил продать два места на тот же день, и тот же рейс в Адлер, я при нём звонила по телефону в «комплектовку», но там на этот день и рейс, мест естественно уже не было.
  Я тут же сообщала об этом желающему, он с недоумением смотрел на меня и говорил:
 - Девушка, как же так. Я очередь выстоял, хотел заранее купить себе билет на море, а вы говорите, что уже мест нет. Я буду жаловаться, - и тут же бежал к начальнику смены, который естественно, ничем ему помочь не мог, потому что в «комплектовке» на этот день и рейс, уже мест действительно не было.
  Что оставалось делать бедному клиенту, мечтающему провести свой отпуск на море? Покупать билет на те рейсы, на которые ещё есть места. Или…
 Или обращаться к кассирше, как можно вежливее, просить помочь, и намекать о том, что её услуга будет вознаграждена.
   Зная прекрасно, что на каждый рейс бронируются места обкомом КПСС, облисполкомом, военными, командиром лётного отряда, я говорила про эту броню такому мужчине или женщине:
  - Знаете, что, подходите к кассе, часов в восемнадцать вечера, могут броню снять, или кто-то билеты сдаст, подойдёте ко мне, и я постараюсь вам помочь.
 Счастливый клиент уходил домой, потом приходил вечером уже с определённым размером вознаграждения.
  Протягивал паспорт, и я «достав из головы» те места, делала вид, что звонила по телефону, а сама просто улыбаясь, сообщала, что два места ему нашлись. И получала к стоимости билетов, определённую сумму. Деньги за билеты с комиссионным сбором, я бросала в сейф, а свой навар прятала…
  - Куда? Ты же говорила, что ни на форменной юбке, ни на кофте, ни на жакете, карманов не было?
 -Да, там не было, приходилось изобретать. Одну секунду, - Нина Кондратьевна быстро вышла из гостиной, прошла в спальню, побыла там несколько минут, потом вернулась держа в руках чёрные женские трусики.
  Вот смотри, куда мы деньги левые прятали, - и она, улыбаясь, показала Наташе на небольшой кармашек на трусиках, совсем другого цвета, явно пришитый самой владелицей.
- Короче, открывался замочек на боку юбки, купюра, 25 или пятьдесят рублей сворачивалась, и аккуратно определялась в этот кармашек. Однажды я так двести рублей домой принесла.
 В кассе деньги хранить было нельзя: очень часто   наши же, аэрофлотовские ревизоры налетали как ястребы, снимали остатки денег в кассе, сверяли корешки билетов, и если находили расхождения, то можно было легко вылететь с работы.
 Да, ну и, конечно, в конце месяца, каждая из нас, где-то в городе, чаще на рынке, встречалась со старшим кассиром, и отдавала ей определённую сумму. А та, я думаю, делилась с начальником смены. Небольшую сумму, мы также выделяли и девочкам из «комплектовки». В общем, все были довольны.
  Потом, когда мы поженились с папой, он работал недалеко от агентства, я шла на обед в кафе, и там, за столом, незаметно передавала ему деньги.
   Вот так мы работали дочь, и таких как я были миллионы. Наше государство делало вид, что платит нам нормальную зарплату, ну а мы, делали вид, что честно работаем за эти деньги.
   Когда мы с твоим папой поженились, он получал, чуть больше, чем я, и совсем не умел «ловчить». Но, иметь отдельную квартиру хотел, и я за четыре года, заработала на эту квартиру. Пусть на однокомнатную, кооперативную, но свою.
 Там и ты родилась. Потом Саша пошёл на повышение, мы «упёрлись рогом», накопили денег, продали свою однушку, и купили уже эту, трёхкомнатную.
  Когда мне исполнилось пятьдесят пять лет, я оформила пенсию, но ещё пять лет работала старшим кассиром. Однако, начались заказы билетов через интернет, с помощью специальной техники, и я ушла, и не жалею. Вот такие дела.
 Отсюда и весь наш достаток в квартире, и шмотки, и мебель, и автомобиль, и золото в ушах и на руках, но в этом уже твой папа помог.
  Я никогда, никому об этом не рассказывала, тебе первой, и думаю ты меня не осудишь сильно.
  Время тогда было такое, все тащили, может, это и была одна из причин, из-за которой Советский Союз развалился.
 Я, во всяком случае, о том, что он развалился не жалею. Сейчас, вам молодёжи жить проще, хотя бы не нужно за модными шмотками, чтобы хорошо выглядеть, гоняться, всё в магазинах есть. Но мы тоже тогда хорошо жить хотели, вот и крутились как могли.


Рецензии