Возможен ли христианский социализм в светском госу
Приходится исследовать то, что имеем без углубления в теорию вопроса.
При таком поверхностном, журналистском, его рассмотрении взгляд естественно обращается на Германию. Там у власти значительное время находится блок двух христианских партий. Одна из них так и называется: Христианский социалистический союз. Вот, казалось бы, смотри, учись, перенимай опыт и бери пример.
Но попытка что-нибудь поизучать приводит к глубокому разочарованию. Теоретических работ, за исключением нескольких в русле унии с рыночным демократизмом диссертаций, у идеологов этих партий нет. Немного обидно за нацию, которая подарила миру Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Маркса, Энгельса, Юнге и т. д. И являющуюся родоначальницей единственной на земном шаре классической философии...
А какова теория, такова и практика. Германия на сегодняшний день – государство «чисто» рыночного демократизма с идеологией самодовлеющего до абсурда морального плюрализма. Наиболее наглядно, до аллергии всё более многочисленных немецких мусульман, вызывающе попирается заповедь: «Не прелюбодействуй». Успешная политическая борьба прелюбодеев всех мастей привела к законодательным закреплением их прав на содомию. На подходе законодательная победа в борьбе за свои "права" педофилов. Интересно, с какого возраста разрешат "любить" детей этим выродкам и открытым сатанистам? Господа, а чем хуже, в таком случае, зоофилы и каннибалы? Или признание и их прав - дело недалёкого будущего?
Такой международный размах и политический успех ветхозаветным Содому и Гоморре и не снились. Как плод насаждения агрессивного либерализма и плюрализма прямо антагонистичного христианству Германия, как пример построения государства с идеологией христианского социализма, увы, отпадает. Это яркий отрицательный пример подмены понятий. Разбор причин этой подмены - хорошая тема для самостоятельной и не малой по объёму статьи, или диссертации.
Если начинать изучать теорию зарождения христианской государственности с истока, то до вознесения Христа мы видим пример авторитаризма, присущего и нынешним индийским ашрамам. Их социальное устройство основано на полной и безраздельной власти духовного лидера. Сила и непоколебимость такой власти в том, что она основана не на внешних установлениях и принуждении их соблюдения, а на любви адептов к гуру и безраздельном ему доверии. Вход в ашрамы свободен, а выход ещё свободнее. Не любишь, или не согласен, иди и ищи своего гуру, или сам им становись.
Мало кто со мной согласится, но что-то отдалённо похожее наблюдается и в России в отношении народа к Путину. Врагов тайных и явных, внутри и снаружи, ошибок под их влиянием в политике больше, чем хотелось бы, но непоколебимое доверие россиян своему гуру почти мистическое…
После вознесения Иисуса Христа община первоапостолов являла собой пример не социализма, допускающего личную собственность и запрещающего лишь государственно узаконенный грабёж граждан одним человеком, а истинного коммунизма. Такого полного отказа от собственности, как у апостолов, у основоположников научного коммунизма нет. Ими была выкристаллизована идеальная, на первый взгляд, формула бытия: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Предполагалось, что воспитание человека облагороженного образа приведёт эти потребности к преобладанию над материальными жажды духовных ценностей.
Жизнь показала, что жажда безграничного личного обогащения именно материальными ценностями с исторической усмешкой переродила самих высокопоставленных идеологов коммунизма. Почему это произошло, для христиан не вопрос: если в сердце нет Христа, там неминуемо поселяется то, что собирательно называется «золотой телец».
Неофиты, входящие в общину первоапостолов, должны были сдать специально поставленным для управления коллективным имуществом пресвитерам всё до последней тех времён копейки. Муж с женой, попытавшиеся припрятать часть имущества на «чёрный день», показательно погибли оба от разрыва сердца на пороге храма.
Но и сама иерусалимская община две тысячи лет назад в окружении непримиримо враждебного рабовладельческого строя была обречена на гибель. Её идею коллективного хозяйства сохранили и донесли до наших дней монастыри со строгим уставом общежития. Однако прямым образцом для подражания в социальном устройстве государства они служить не могут из-за крайнего аскетизма безбрачия. Да и задачи такой они перед собой никогда не ставили. Наоборот, их (и в них) привлекала во все времена идея полного ухода от мирских забот и утех в сосредоточенную молитву Богу.
Для тех, кто ясно осознаёт их подвиг и вклад в сохранение государства – это воины Господни на самой передней линии противостояния врагам рода человеческого. И не только бесплотным. Представьте себе, до какого зубовного скрежета антагонистичен православный мужской монастырь половому плюрализму либералов. А они до сих пор есть у власти и у нас. (Я не про ЛДПР).
Теократическое (формально христианское) государство Ватикан тоже не может служить моделью государства с христианской идеологией. Это вызывающий у большинства европейцев снисходительную улыбку анахронизм. Это феодальная монархия, где роль государя и двора, не без попыток демагогии, но по исторической инерции обречённо играют папа и его кардиналы. Кто даже из современных католиков искренне верит, что папа – это прямое проявление воли Иисуса Христа на Земле? Я думаю, что и сами папы в узком кругу насмехаются над этим краеугольным постулатом католицизма, но, будучи заложниками основы основ, обречённо дуют в ту же волынку.
Теоретические ростки настоящего (светского и государственного) христианского социализма зарождались в Российской империи накануне её глобальных потрясений и гибели.
Горький парадокс нашей российской истории в том, что основным и упорным противником первых русских теоретиков ХС была РПЦ в лице её иерархов. Намертво прикипевшая даже не к монархизму, а к династии Романовых, она была на грани патриаршества откровенного хлыста Распутина. И иного не только социального строя, но и рода во главе России не мыслила. Что неминуемо привело к непримиримому противостоянию с собственной паствой. Паства, естественно, пошла за тогда ещё искренне провозглашающими лозунги свободы, равенства и братства социалистами всех мастей. И в том, что народ, отвернувшись от церкви Христовой пошёл за «волками в овечьей шкуре» вина иерархов РПЦ того времени огромна. Вначале именно они, а уже затем революции, войны и большевики втоптали в небытие христианский социализм в России. Эта ошибка не должна ни в коем случае повториться в наши дни.
Ибо в результате той роковой ошибки РПЦ мы имели почти век неудачного социального и принципиально антирелигиозного эксперимента большевиков. Современное слепое следование за Западом по пути тоже, по сути, антихристианского рыночного демократизма, слава Богу, в проповедях рядовых священников встречает всё более горячее осуждение. У «тела» РПЦ западный и прозападный либерализм вызывает явную аллергию.
А теория государственного Христианского социализма, в результате исторической и социальной слепоты и глухоты той РПЦ так и осталась в зачаточном состоянии рассуждений о нём соловьёвцев Булгакова, Бердяева, Трубецкого и иже с ними.
Необходимо твёрдо отметить, что современная Русская Православная церковь, ни на йоту не нарушая обрядовую, вертикальную составляющую таинств Богослужения, радикально изменила отношение к социальным проблемам и социальному устройству государства и в лице высших иерархов. Но лидерами внешнего проявления политической активности являются не священнослужители, которым это не рекомендуется уставом РПЦ, а её прихожане. В том числе и действующий президент России. И не вина его, а беда, что до сих пор нет глубоко проработанной теории построения Христианского социализма. А нет теории, буксует и практики. Всё, повторюсь, держится на слепом доверии духовному лидеру.
В этой статье я только анализирую современное положение вещей с теорией и практикой Христианского социализма. Моя задача разбудить (а ля Герцен) и вызвать на дискуссию существующих ныне в России гениев социологии. Возможно, есть у нас и христианские философы. Ау, братья!
Роль «дневального по роте», призывающего к подъёму, взвалил уже на себя Захар Прилепин. Я лишь посильно присоединяюсь к его голосу: молчаливое большинство, подъём!
При построении Христианского социализма в России нет никакой необходимости в коренной ломке существующего строя и глобальном изменении действующей Конституции. Даже больше. Пока робко и с вынужденной верой в хозяйственную без альтернативность рыночного демократизма Владимир Владимирович всё же медленно, но неуклонно поворачивает Россию кормой к Западу и лицом не только к Си Цзиньпину, но и с помощью РПЦ к Христу.
Во всяком случае, он осторожно, постепенно, без резких телодвижений и высказываний, но неуклонно даёт понять всем и внутри, и снаружи России, что эпоха неограниченного моральными устоями экономического, политического и культурного либерализма у нас заканчивается. И не думаю, что будь на его месте, к примеру, Зюганов, этот процесс шёл бы намного быстрее и эффективнее. Пустые полки магазинов, или их альтернативу – гиперинфляцию мы уже, слава Богу, пережили. А гражданской войны с нас хватит и на Донбассе.
Пока мы такие, какие есть, резко ничего не изменишь. «Своя рубаха ближе к телу». И самые прекрасные, светлые до слёз и эйфории лозунги даже за почти век не смогли заставить трудиться на общественное благо с той самоотдачей, с какой мы это делаем, если требуется, 24 часа в сутки на себя любимого. В этом «страшная буржуинская тайна» экономического успеха капитализма. Других нет. Ленин это понял, разработал и ввёл в стране НЕП.
Сталину, типичному восточному деспоту, нужна была деспотия, он её и создал. Такой единоличной абсолютной власти не было на Земле со времён Чингизхана. Строй честнее всего, учитывая размеры Гулага и режим внутри его, было бы определить, как рабовладельческий. Или даже хуже. У рабов, всё-таки, какие-то права были. А у «врагов народа» их не могло быть по определению. Впадая в старческий маразм, Сталин врагами народа стал объявлять по профессиям. И целые народы. Причём тут Маркс, Энгельс и Ленин вполне понятно. Спросили бы у Робеспьера, он бы доходчиво объяснил, куда ведут безбожные благие намерения.
Но это не значит, что воспетый Марксом общественный труд обречён на неэффективность. Наоборот, его гораздо легче планировать, корректировать, интегрировать и модернизировать. А чтобы разбудить трудовой энтузиазм, надо делом доказать, что благо всех – это не лозунг для выкриков платных демагогов с трибун во время демонстраций, как это было перед крахом «развитого социализма», а кропотливая реальная работа руководителей страны и предпринимателей. Тех самых «цивилизованных кооператоров» Владимира Ильича.
Так что и с КПРФ строителям Христианского социализма почти по пути, кроме их упрямо узколобого и насквозь демагогического лозунга: «Отнять и поделить». Нашим должен быть: « Создать и поделить». А создать общее благоденствие можно и нужно наиболее эффективным на сей день методом. Пока это, увы, частная собственность на средства производства.
Но само благоденствие, как самоцель, – ценность очень сомнительная. Гораздо более с христианской моралью совместима разумная достаточность. Её, кстати, с трибун декларировали и глашатаи КПСС, под трибунами жадно глотая огромные куски «социалистической собственности». И стали, кто не подавился привкусом свинца, первыми российскими миллиардерами.
Двойная мораль (чего, вообще-то не может быть, по крайней мере, по филологии) так глубоко дала раковые метастазы на теле КПСС, что не стала аллергеном и для КПРФ. Изменились лишь объекты и акценты её приложения.
Это к тому, почему многие бывшие «наивные», с одной моралью, члены КПСС, вроде меня, на дух не принявшие «ценностей» либерализма, не пошли и в КПРФ. Тошнит от так и не выветрившегося душка «двойной морали». Сурово нахмуренные брови плохо гармонируют со следами несварения желудков на сытых лицах. И в сетования о тяжёлой доле простых людей веришь уже через раз, как в непогрешимость римского папы.
В США, в целом успешно решивших проблему всеобщей сытости, столкнулись с явлением, названным американскими социологами «Синдромом Цирцеи». Оказалось, что люди, не обладающие духовными запросами и ограничениями (не имеющие представления хотя бы о том, что чревоугодие – это грех) и питающиеся чрезмерно обильно, в почти прямом смысле слова превращаются в свиней. Следовательно, и на грабли «всеобщего благоденствия» человечество уже наступило, но выводов из этого теоретики либерализма ещё не сделали. Да и не в состоянии их сделать, ибо для этого надо выйти за пределы догм либерального мировоззрения.
Их проблема в том, что чтобы осознать и тем более объяснить суть происходящих в мире глобальных исторических процессов надо подняться в духовном развитии до ясного осознания жёсткой привязки их к процессам метаисторическим.
Это удалось ещё не понятому и не принятому общественным сознанием России философу, богослову и поэту Даниилу Андрееву. Его главный труд «Роза Мира» не бесспорен с православной богословской позиции, но в нём он впервые убедительно привязал знаменитых «всадников Апокалипсиса» к глобальным идеологическим доктринам. С привязкой их, не имея перед глазами нынешнего рыночного демократизма, на мой взгляд, ошибся. В то время, как Иоанн, получивший Откровение от Самого Иисуса Христа, ошибиться в чередовании всадников не мог. Да и девиз, данный всаднику на вороном коне, однозначно указывает на ныне ещё господствующую социальную доминанту. Прочитайте, сопоставьте, и вопрос о несомненном соответствии будет снят.
Даже ортодоксальные философы-материалисты, и не пытающиеся высунуть нос наружу из клетки материалистических догм, признают, что история глобального соперничества «измов» исчерпала себя и упёрлась в идеологический тупик. По Откровению же мы вплотную подошли к последней альтернативе христианству: владычеству всадника на бледном коне. Антихрист или уже среди нас, или на подходе.
Чтобы Россия не попала под его власть, надо создать условия для возвращения к нам господства идеологии всадника на белом коне: христианства.
Процесс этот, повторюсь, уже идёт. Надо лишь сделать его осмысленным, планомерным и необратимым. Понятным и принятым к руководству народами не только России, но и всей многострадальной матушки Земли.
Задача уменьшения духовных и физических жертв «всадника на бледном коне», а она стояла перед РПЦ всегда, должна стать и государственной.
Но хватит о негативе бытия. Правда, позитив Христианского социализма столь необъятен, что разговор о нём может и должен быть бесконечен.
Здесь я хочу лишь вернуться к замечательной без кавычек формуле коммунизма: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Но для Христианского социализма это не цель, а средство для достижения истинного назначения России, завещанного ей Серафимом Саровским: «Стяжание Святого Духа». Удастся, Святая Русь будет не сладким сном праведников, а реальным земным государством с Новым Иерусалимом в качестве Столицы…
2020 - 2021 Челябинск Н. Бондарев
Свидетельство о публикации №221032000661
Юрий Васильев 06.08.2022 08:44 Заявить о нарушении
Николай Бондарев-Нижегородцев 13.08.2022 13:45 Заявить о нарушении