Ашина
Х. В. Хауссиг считает, что термин Ашина имел древнеперсидское происхождение. С. Г. Кляшторный, в свою очередь, опровергает эту версию и предполагает сакскую этимологию слова Ашина — «синий»/«небесный», отсюда и позднее второе название тюрков Ашина как гёк-тюрки (синие, небесные тюрки).
В качестве одного из гипотетических прототипов имени Ашина С. Г. Кляшторный также выделил сакское asana — «достойный, благородный». Но эти авторы ,как грицца, чувствовали ,но доказать не смогли....
Почему АШИНА привлекает столь большое внимание? Во первых, клан восточных потомков АШИНА возглавил тюркский каганат,клан западных потомков АШИНА ту же Хазарию, а производство железа,которое освоили АШИНА и его люди- подняли на высшую ступень племя,которое называлось ТУГЮ ,и от названия которого якобы пошло название " тюрки"!
А теперь всем ПРИВЕТ!))
Я уже говорила,что родство,кровь- самая главная ценность для древних кочевников. Что такое ТУГЮ? Это и есть кровь с осетинского( Скифо- Аланского) языка : ТУГ- кровь, У - быть, состоять!
Это слово ТУГ/ТОГ, где " тог" тоже кровь с другого диалекта языка, мы находим везде: в именах средневековых монголов:
( Тогай- Тимур, Туган- сын Хубилая; МУТУГЭН,сын Чагатая,и др.),
в названиях их династий. Например, ТОГМАК ( наша кровь). Личное владение у монголов - нуТУГ( наша кровь) и т.д.
Важным является и тотем племени АШИНА - волк!
Волк — животное выносливое, сильное, способное долго выслеживать добычу и загонять ее. Строгая иерархия в волчьей стае, поддержка друг друга, в особенности молодняка, издавна вызывали интерес человека, такое "кровное родство" должно было сделать и человеческий коллектив цельным,организованным,монолитным.
Присутствие волка в различных легендах, мифах, эпосе делают его одним из самых востребованных персонажей не только у кочевников, но и у оседлых народов.
Согласно эпосу осетин, нарты вели свое про-
исхождение от старика Уархага (уарка — «волк»), который имел двух сыновей-близнецов, Хсара и Хсартага. Хсартаг убил Хсара и от отчаяния покончил с собой. ( Здесь не лишним было бы напомнить,что родного брата Чингис- хана звали Джочи- Хасар)
«Волчью» линию Уархага продолжил только его
младший сын, да и то считать ее устойчивой вряд ли возможно. Очевидно, гибель сыновей главного прародителя нартов Уархага стала причиной табуирования имени и замены обозначения волка у осетин с «уарка» на «бирагъ».
В искусстве ранних алан известны изображения волка, но современные осетины сохраняют в качестве тотемов совсем других животных.
Возможно, со временем могли появиться разные предпочтения, старый тотем исчез вместе с частью его носителей, хотя в эпосе много мотивов, посвященных волку.
Это сила, благодаря волчьему молоку,
шуба из волчьих шкур, храбрость и достоинство волка. Правнук волка-Уархага Батраз закален небесным кузнецом и становится стальным.
Считается, что прототипом, двойником Батраза в эпосе выступает Айсана , тоже правнук Уархага.
Обращает на себя внимание сходство имени
Айсана и предводителя тугю Ашина. Получается, что имя Ашина может быть связано с железом через имя нартского героя Айсана, прообразом
которого является закаленный в горне стальной Батраз.
Тогда и афсан — «железо», «железный» — наилучшим образом объясняет происхождение имени Ашина. По-видимому, когда-то легенды об Айсана бытовали у тугю, а в эпосе осетин остались лишь предания.
Если принять эту версию, то получится, что в честь героя эпоса Айсана, стального правнука волка — Уархага, прозвали реального человека Ашина, занимавшегося производством железа. Члены его племени считали себя потомками волка и изображали его на знаменах!
Пост составлен по статье " Жертвенные и тотемные животные .." ВИ, N1, 2020г
Свидетельство о публикации №221032000668