Кризис цен нарастает

Причина тотального подорожания в том, что меры, предпринимаемые правительством, не имеют отношения к интересам рядового потребителя.
Виновато руководство страны, которое проводит ту социально-экономическую политику, которую мы с вами имеем. Рост цен на продукты питания начался не в 2020 году, когда случилась пандемия коронавируса, и не в 2018-м, и не в 2014-м. Как только в России происходит шоковая девальвация рубля и он дешевеет к доллару и евро, так сразу происходит скачкообразный рост цен на продовольствие, медикаменты, одежду, технику, электронику, машины, станки, оборудование и т. д.

Даже Росстат вынужден был признать, что в феврале потребительские цены выросли на 5,7%, а продовольственные товары — на 6,7% (к февралю прошлого года). Плодоовощная продукция подорожала вообще на 16,5%, крупы — на 21%, макароны — на 13%. Куры охлажденные — на 12-15%, рыба мороженая — на 10%, масло подсолнечное — на 26%, яйцо — на 28%, сахар — на 63%. За февраль по отношению к январю на 18% подорожали овощи-фрукты.

И получается, что в РФ продуктовая инфляция в восемь раз выше, чем в Европе, где она около 1,1%. За период с 2014 года продукты питания подорожали в лучшем случае на 70-80%, а что-то и в 2-3 раза. А всего за 12 лет с 2008 года наша экономика выросла на 8,5%. А мировая экономика — на 36%, а КНР — в 2,1 раза! Индия — на 75%, Вьетнам и Таиланд — на 50-60%. Будь у нас такие темпы развития, так и 2020 год можно было бы относительно легко пережить.
У нашего государства нет разумной экономической политики, у него в принципе нет целеполагания по повышению доступности продовольствия. (И по качеству, в том числе: в 2020 году нами побит рекорд по импорту пальмового масла — 1,1 млн тонн).

Растущие издержки производства: по-прежнему растут налоги, акцизы, пошлины, ставка НДС, вводятся разные квазиналоговые платежи (тот же «Платон»). Растут тарифы монополий, прочие издержки, которые ложатся на плечи потребителя. А с другой стороны, у нас экономика вроде как «борется с Америкой и Европой», а на самом деле — абсолютно открыта настежь с точки зрения тарифного регулирования и отсутствия какой бы то ни было продуманной внешнеэкономической деятельности.

Это политика в интересах крупного бизнеса, экспортеров сырья, тех, кто связан с государством через систему госзакупок. Никакого отношения к интересам рядового потребителя и товаропроизводителя это все не имеет.
Власти как повышали налоги, так и повышают (а рост НДС — это удар по всем звеньям производства). Повышают цены на бензин и дизельное топливо. Даже при падающей нефти бензин дорожает — потому что выгоднее вывозить за рубеж. Внутренние цены на удобрения взлетели за год на 20-40%. И все это не пересматривается.

Удастся ли заморозкой цен решить проблему? Нет. Попытка контролировать розничную цену обречена на провал, если вы не контролируете ситуацию во всей товаропроводящей цепочке. Может быть, заморозка цен на сахар и подсолнечное масло к какому-то результату и приведет — но розница неизбежно станет повышать цены на все смежные товары: хлеб, молоко, крупы, кур и т. д. Теперь нам сказали, что станут контролировать еще и кур с яйцами. И уже все товарные группы будут находиться под мониторингом.

Между тем отпускная цена у фермеров того же молока, яиц и овощей за последние два-три года не выросла, а по каким-то видам товаров могла и сократиться. А налоги и издержки выросли, упал курс рубля. Односторонняя заморозка розничной цены без развития кооперативной торговли, без снижения налогов на реальное производство, на фермеров, на ГСМ и т. д. обречена на провал и массовое банкротство мелких и средних товаропроизводителей. Будут массово умирать и банкротиться мелкие и средние компании — производители сырья. Больше, вероятно, будут производить всякие «холдинги», а крестьянские и личные подсобные хозяйства будут потихонечку загибаться.


Рецензии