К бегству от информационной предвзятости

       Признаюсь нескромно, что недавно одна эмоциональная особа положила на меня глаз, да и посмеялась надо мною так, что обрушила во мне тщательно пестуемую сдержанность и скромность. Несмотря на прилагаемые усилия, сдержаться удаётся мне далеко не всегда, а уж про скромность вообще умолчу. Тот случай имел место вот только что в самой своей не лестной форме.

        Интересен состав конфликта? Извольте!

        Как-то в разговоре с одним категоричным автором на темы, обычные для отечественных кухонных посиделок  - которые из своего интимного состояния  выплёскиваются теперь во множестве даже и на просторы электронно структурированного эфира - посетовал я на то  что, к сожалению, мы лишены и теперь возможности объективно судить о действительном состоянии актуальных международных отношений. Да и не только международных, а и вообще любых: от устройства мироздания, до рецептов приготовления борща - сейчас бы добавил я.

- Не смешите людей! - (столь категорична была эта, обращённая ко мне, реакция взыскательной особы, вмешавшейся в наш с автором сложный диалог) -  иль интернетом не умеете пользоваться, в поиске информации? Или черпаете инфу с источников типа "Эхо Москвы"(эти-то чем провинились? –  встрепенулся было я, да сумел сдержаться), ну и флаг Вам в руки, Жовто блакитный (а почему не серобуромалиновый с пр..ю?) Но как свежа да глубоко содержательна и эта  её метафора!).  А вы несёте чушь. Ха-ха.

- Ха – ещё добавил бы я для приведения к совершенству ритмический размер выражения, избранный этой особой. Но не решился на такой бестактный поступок. И вовсе не потому что считаю себя образцовым практиком политеса.

         В глубокую задумчивость погрузился я на несколько дней, элементарно рассчитывая, что инцидент этот рассосётся сам по себе, не оставив и следа в моих размышлениях.
         Но то, чем думаю я - самый мой недисциплинированный орган. Порой кажется, что он существует автономно от прочих анатомических узлов и деталей моего организма. Да, в добавок ко всему, нет-нет да и начнёт командовать мной, как дрессированной болонкой. А болонка тем временем бегством по клавиатуре, уносит свой необузданный  интерес на просторы того самого, бездонного интернета.

         Там да сям побывал я в этих своих недавних скитаниях и как-то ровнёшенько так припарковался на сайте, где публикуются статьи из журнала В мире науки.
         А там - пожалуйста! – в номере за январь, февраль 2021 года выложен перевод статьи двух авторов:
-  Filippo Menczer — почетного профессора информатики и компьютерных наук, директора Обсерватории социальных медиа (OSoMe) Индианского университета в Блумингтоне:
- и Thomas Hills — профессора психологии и директора магистерской программы по науке о данных и поведении в Уорикском университете в Великобритании.
И вот на что обратил я внимание при прочтении их работы.

(Далее мне приходиться использовать, преимущественно буквально, слова этих исследователей, чтобы выразить и своё ощущение от такой опасности нашего восприятия — как когнитивные искажения.)

        Мы предпочитаем – говорится в статье - информацию, полученную непосредственно от тех, кому доверяем, от людей, принадлежащих к «нашей группе». Кроме того, мы обращаем больше внимания на информацию, связанную с рисками, и, соответственно, охотнее ею делимся. Мы ищем и запоминаем то, что хорошо согласуется с уже имеющимися у нас убеждениями и информацией.
         Все эти искажения ( отражения действительной реальности – уточняю я для себя)— продукт нашего эволюционного прошлого, десятки тысяч лет они служили нам верой и правдой. Люди, которые согласовывали с ними свое поведение, имели больше шансов выжить. Вот только современные технологии пагубно усиливают эти предубеждения. Поисковые системы направляют нас на сайты, поддерживающие и разжигающие наши подозрения, а социальные сети связывают с единомышленниками, подпитывая наши страхи. Что еще хуже, боты (автоматические программы в социальных сетях, выдающие себя за реальных людей) позволяют третьим, чаще всего злонамеренным лицам, воспользоваться чужими данными.

(Ну да с этим не стоит и бороться ввиду самой невозможности найти способ защиты авторских прав вспухающего числа творцов артефактов. Остаётся только научиться жить с этим явлением –  ещё думаю я).

         Эта проблема усугубляется возможностью широчайшего распространения информации при помощи интернета. Просмотр единиц информации стали настолько дешевыми и простыми, что рынок информации переполнен. Не имея возможности обработать весь этот массив данных, мы позволяем своим предубеждениям одерживать верх и решать, на что следует обратить внимание, а на что нет. Наши внутренние стереотипные ярлыки оказывают сильное и часто вредное воздействие на способность осознавать информацию.

          Со временем люди склонны все больше искажать культурно незнакомые, непонятные или чуждые представления. Сегодня мы знаем, что наш разум делает это постоянно: он корректирует наше восприятие новой информации так, чтобы оно соответствовало тому, что мы уже знаем. Одним из последствий так называемой предвзятости подтверждения становится то, что люди часто ищут, вспоминают или воспринимают только ту информацию, которая лучше всего подтверждает уже имеющиеся у них убеждения. Исправить это очень сложно.

          Но этот нерадостный вывод уважаемые учёные получают ценой глубоких исследований и системного взгляда на результат обработки множества фактов, порой крайне противоречивых. За это им глубокое моё уважение.

          А я же подключаю и свои на этот счёт соображения о том, что подобным наслоением на предвзятость ещё  множества искажённо препарированной информации мы входим в резонансно возросшие заблуждения, настолько устойчивые, что  -  вместо творческой дружелюбной личности – мы получаем стойкого своей закостенелостью бойца за правое дело, в котором право, из регулятора общественных отношений, превращается в непоколебимую убеждённость отдельного человека в непогрешимость, свою, личную – совершенно ничем не защищённую от бацилл заблуждения – ещё предполагаю я. Вот видите - вовсе не обязательно быть профессором, чтобы и самому выстроить подобную систему взглядов на актуальную действительность.

          Ну и что тогда делать? Куда бежать-то от предчувствий разрастания конфликтных состояний, проистекающих  из ложных представлений о реальности?  Посоветовал бы кто-нибудь!

19.03.2021 16:19


Рецензии
Информация она ведь разная.
Вот и Ротшильда обманывали когда он давал деньги опекунам чтобы помогали евреям строить свой дом. Обман раскрылся. Ротшильд отказался финансировать.
Но через годы его всё-таки уговорили давать деньги.
Так что Ротшильд и сам не знает о чём говорит...

Надежда Кедрина   04.04.2021 09:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.