коллективные натюрморты, созданные в народной изос

1. Купеческий  Тяжельников, елькин, Глухов 1994 х.м. 100 на 80 Гиптвель
2. Крестьянский Тяжельников, Глухов, Елькин 1994 100 на 80
3. Время истекло» 2016 Фонарева, Елькин, Тяжельников х.м. 110 на 120
В год юбилея студии   (а 35 лет упорной, творческой, преданной работы нашего Мастера, народного художника УР Валерия Елькина создали уникальный  коллектив), хотелось бы привлечь внимание  любителей живописи к  одному из  замечательных, уникальных в истории изобразительного искусства Удмуртии  проектов, осуществленных в стенах студии, -  создание трех коллективно написанных натюрмортов: «Крестьянский» (1994), «Купеческий  1994),  «Время истекло» (2016).  Писали эти натюрморты Валерий Елькин, Павел Тяжельников, Иван Глухов, Людмила Фонарева.
Быть может, мои читатели готовы  привести примеры, которые подсказала им память, о том, что  иногда в работе  художника над картиной ему помогал еще один живописец. Да, подобные примеры есть, и они нередки.  Все слышали историю про медвежат на картине «Утро в сосновом лесу», которых на полотно добавил Константин Савицкий. Шишкин - царь леса, равных ему в изображении лесных пейзажей я не знаю. Но вот с медведями не задалось, благо коллега помог.За это Савицкий удостоился своей подписи на картине, правда, купивший ее Третьяков не оценил его вклад и приказал стереть фамилию с полотна. 
Карл Брюллов так долго писал портрет Крылова, что баснописец шутил, мол до готового портрета не доживет. Так и вышло.Художник попросил сделать посмертный слепок с левой руки, чтобы закончить уже картину. Но в итоге бросил, и дописывал ее уже Фаддей Горецкий. 
 Картина Василия Перова «Охотники на привале» тоже не была создана одним художником. Здесь приложил свою руку Алексей Саврасов, к которому Перов обратился за помощью с пейзажем.
И это не единственная помощь от пейзажиста. В картине «Птицелов» все того же Перова все тот же Саврасов снова писал пейзаж!

Левитан любил Сокольники и часто пропадал там днями. К отчетной выставке нужно было срочно писать работу, там он написал картину, а примерно через неделю все деревья оголились и красивый пейзаж пропал. Показал работу Николаю Чехову (брат известного писателя), тот ему сказал – нужно бы женщину на картину добавить. И написал другу эту печальную фигуру загадочной девушки.

Когда Айвазовский  был ребенком, ему удалось лично познакомиться с самим Пушкиным. Произошло это в 1836 году на одной из выставок, где поэту представили талантливого ученика.Айвазовский много раз писал сюжет «Пушкин у моря».
  Репин шутил: «Дивное море написал Айвазовский... И я удостоился намалевать там фигурку».
       Как видим, примеров много. Как видим, все они не о том. Добавление отдельного элемента в картину совсем не то, о чем  мы сейчас говорим. Три  натюрморта, созданных в народной изостудии имени А.П.Холмогорова , - писались тремя художниками от начала до конца. От  создания постановки, подбора и расстановки  предметов для натюрморта, драпировок,   написания эскиза и дальнейшей работы над живописью – все это осуществлялось втроем: «Крестьянскйи» и «Купеческий»  писали В.Елькин, И.Глухов, П.Тяжельников;  «Время  истекло» писали В.Елькин, П.Тяжельников, Л.Фонарева. Огромное количество примеров есть в  истории литературы. Трудно представить себе этот процесс в изобразительном искусстве. 
      Да, в истории 20-го века есть  имя Кукрыниксов. Кукрыни;ксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000). Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. Подобным примером составления псевдонима является псевдоним творческого коллектива советских писателей «Гривадий Горпожакс», однако, для изобразительного искусства это уникальное явление в истории. Три художника работали методом коллективного творчества. Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле. Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы[1].
После окончания Великой Отечественной Войны Кукрыниксы продолжили обращаться к политической тематике в своем творчестве, что стало основой для серии работ «Холодная война» (1945 — конец 80-х). В частности, план Маршалла был изображен коллективом в карикатурах 1949 года.
       Но все мы знаем, что в данном случае речь идет не о живописи, а о карикатуре.
По – видимому, живопись слишком индивидуальное искусство.  Быть может, поэтому  есть примеры не в живописи, и в истории современного искусства . В  неофициальном московском искусстве 1970-1980-е годы были настоящим расцветом всевозможных художественных групп и соавторств. в  галерее "Е.К. АртБюро выставку,посвященную  истории арт-группы "СЗ" — дуэту художников Вадима Захарова и Виктора Скерсиса, работавших в паре с 1980 по 1990 год.Группа "СЗ", то есть соавторство художников Вадима Захарова и Виктора Скерсиса, сложилась в Москве в 1980 году, дуэт просуществовал до 1984-го и возобновлял совместную деятельность в 1988 и 1990 годах — несмотря на то что господин Захаров к тому времени жил в Германии, а господин Скерсис — в США, где помимо собственно современного искусства занимается столь экзотической областью дизайна, как разработка протезов. Среди прочих, представленных на выставке в "Е.К. АртБюро", есть рекламный плакат "Продукция 'СЗ'", где две комиксные физиономии художников вкупе с разудалым логотипом на золотом фоне пропагандируют столь загадочный продукт, как "бодалки", "ковырялки", "тыркалки" и "тыкалки" (больше всего похожи на обычные спички). Фотографии из серии "Защита и курсы самообороны от вещей" демонстрируют, например, запугивание шкафа и стола или стравливание между собой стула и унитаза. Есть импозантная модель Парфенона чуть выше человеческого роста, относящаяся к проекту "Использование произведений искусства в военных целях" и претендующая на то, чтобы быть моделью танка, неуязвимого для снарядов противника, ибо они пролетают между его колоннами.
Совсем иной пример, который может интересовать нас в контесте затронутой темы, - это творчество Комара и Меламида. «Ко;мар и Мелами;д» — советская арт-группа, основанная художниками Виталием Комаром и Александром Меламидом в 1972. Они уже работали вместе и раньше, но официальной датой начала принято считать этот год — год основания такого направления, как соц-арт (в противовес американскому течению поп-арт). Прекратила группа своё существование в 2003, когда художники поссорились и стали заниматься творчеством порознь. Художники познакомились в начале 60-х в Строгановском училище, где оба провели свои студенческие годы. Их первая выставка состоялась до официального образования дуэта соц-артистов. В 1974 оба становятся участниками знаменитой «Бульдозерной выставки», хотя многие считали их зачинщиками данного мероприятия, а не просто приглашёнными художниками. Виктор Скерсис, ученик Комара и Меламида и будущий участник группы «Гнездо», утверждал, что у них имело место "разделение труда. У Комара — очень аналитический ум, у Меламида — творческо-анархистский, настроенный на разрушение. Меламид мог взять любую художественную систему, и через несколько минут от неё оставались одни развалины, на основе которых Комар создавал уже принципиально другие системы


Рецензии