Имя на обелиске. История одного поиска. Ч. 2

   
     "НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО".

     Первый отряд имени Розы Джалиловой нашей школы с честью пронес это имя и передал его третьеклассникам, вступившим в пионеры. Поиск продолжался.

     Вот что рассказала о Розе ее подруга Халимя Исхаковна Аюпова, учительница из города Волжского:

     "Роза была смелой, решительной,с открытой душой человеком. На селе она пользовалась уважением. Когда мы заходили к колхозникам ( в селе Лятошинка) за подарками солдатам на фронт, то они все, что только могли, отдавали нам. Вместе с Розой мы встречали семьи эвакуированных. Помогали им устраиваться. Над детьми взяли шефство: купали их, кормили. Ехали люди с Украины на волах, за дорогу ужасно настрадались. Роза добывала корм для волов, помогала ухаживать за ними. Учительницей географии Роза успела поработать только с сентября до октября 1942 года. Не помню число, помню только месяц октябрь, поздно вечером, когда все спали, вдруг прибежала Роза: - Пойдем, я уезжаю.

    Одета Роза была в темно-синее зимнее пальто с черным воротником, в пуховом платке и в туфлях на высоком каблуке. Мы попрощались.

    В одном письме она писала:

     "Я сижу за столом, играю на гитаре. С задания вернулась с успехом, рада. Теперь ушли мои товарищи. Жду их. По их возвращении мы втроем отправимся с новым заданием".

     В постановлении Сталинградского городского комитета обороны от 5 декабря 1942 года говорится: "Утвердить произведенный набор по 17 районам области - 273 человека добровольцев-комсомольцев и коммунистов и передать их штабу партизанского движения Сталинградского фронта для подготовки и дальнейшего использования по назначению" (Газета "Сталинградская правда" от 5 декабря 1942 года).

     " Осенью 1942 года я проходила комиссию по отбору в школу партизанского движения Сталинградского фронта. Здесь я впервые повстречала девушку с длинными черными косами Розу Джалилову. Из принятых в школу девушек нас было только двое. Мы были комсомольцами.

      В это время Сталинград пылал в огне. Мы были готовы отдать все, чтобы отстоять город. Роза произвела на меня сильное впечатление. По пути следования в Верхнюю Ахтубу над нашими головами был сбит советский истребитель. Роза, будто имевшая опыт войны, бросилась к самолету и с помощью мужчин вытащила раненого летчика, и мы доставили его на подводе в госпиталь. Она удивляла меня своим бесстрашием. А ведь этот случай был первым в нашей жизни боевым испытанием". Так описывала свою встречу и совместную жизнь с Розой Анна Васильевна Котлярова - Лопатина, которая живет в селе Кожушково нашего района.

      Нам памятны и дороги те немногие воспоминания очевидцев, запомнивших на всю жизнь Розу Джалилову.

      Софья Сергеевна Белугина из Камышина вспоминает:

      "Я хорошо помню Розу, какой она была 1942 году. Это здоровая, стойкая духом, жизнерадостная девушка. Это  прекрасный товарищ, ее уважали все, кто ее знал. Всегда делилась всем, что у нее было с товарищами, подругами, старалась помочь, если это было нужно. Очень любила песни. Любимой нашей песней тогда была песня о Москве: "Присядь-ка, рядом, что-то мне не спится".

      И вот, наконец, у нас в руках те несколько бесценных листочков, которые сохранились, - письма Розы.

      Держим в руках эти листочки, дошедшие до нас сквозь десятилетия, вчитываемся в строчки, написанные мелкими буквами. Каким оптимизмом, какой силой и верой в победу полны письма Розы родным. О трудностях и опасностях военной жизни - ни слова, а ведь Ахтубу (прим. автора. на противоположном берегу Волги от Сталинграда)постоянно бомбили по несколько раз в день.

      "В одну из бомбежек, - вспоминает Анна Васильевна Котлярова, - когда мы шли обедать, недалеко от нас разорвалась бомба, нас всех засыпало землей. Очнулась я в госпитале. А Роза Джалилова продолжала учебу. Нам неоднократно предлагали перейти на службу в другие части, но Роза отказывалась. Она знала хорошо немецкий язык. Всегда первая выходила из строя, когда вызывали добровольцев на какое-нибудь задание. Это была необыкновенно отважная девушка, с которой судьба свела нас на несколько месяцев в суровые военные годы".

      В письме от 14 ноября 1942 года Роза писала:

      "Здравствуйте, дорогие родители! Я живу пока хорошо и на старом месте. А обмундирование скоро дадут. Изучаем все типы оружия. Подъем в 5 часов, а отбой в 11 часов ночи по московскому времени, и ко всему привыкаем.

     Была в Ахтубе под сильной бомбежкой. У нас всегда происходят воздушные бои, но по всему закаляешься как сталь.Себя чувствую бодрой и жизнерадостной.. Я сейчас командир отделения. Трусов отправили домой спать на печке.Кто-то за них пусть воюет...С ними мы рассчитаемся после войны. Я за эти прошедшие месяцы очень ушла вперед по сравнению с прошлым".

     Бывало ли страшно Розе? Ведь маленький осколок или прямое попадание - и все, пустая бессмысленная смерть! Наверное, тревожно сжималось порой девичье сердце от таких мыслей, но письма домой шли спокойные и уверенные.

    " Я жива и здорова, - писала Роза родным 6 января 1943 года. - Учебу закончили, скоро будем действовать по специальностям, обо мне меньше всего думайте. Живем очень весело.Вот, например, сейчас гремит струна гитары, бьем гопак, "барыню", знаю много новых песен... Некоторые из наших друзей уже давно ушли выполнять задания, и одной девушке присвоена награда. И мы все равняемся на нее.Писать все не могу, лучше расскажу, как приеду. Ждите меня с победой".

    И, наконец, последнее из сохранившихся писем от 11 марта 1943 года:

    "Я в данный момент нахожусь в Ростове -на -Дону. Не унывайте, до вас фронт никогда не дойдет. За 10 марта в газете пишут,что враг пошел опять в наступление, но это переменно.

    Теперь о себе. Косы пока не обрезала, а дальше не знаю. Все вещи, которые у меня есть, вожу с собой, так как они нужны там. Я вернусь только с победой над врагом".

     И в этом письме Роза написала своим младшим сестрам Лене и Асе слова песни "В землянке". Она радовалась жизни, как умеют жить и радоваться только  в неполные 19 лет:"8 марта отпраздновали так, как надо!"

    И ведь это письмо Роза писала после своего возвращения из вражеского тыла, где каждый шаг мог стать последним.


      Продолжение следует.



     Фото неизвестного автора.

   
 


Рецензии
Спасибо, Татьяна, за то, что познакомили читателей с этими трогательными письмами, наполненными любовью и нежностью!
Юные, красивые, они любили жизнь. Родным Роза пишет, ни слова не говоря об опасностях, жалеет их... Милая, нежная девушка!
С благодарностью и уважением,

Элла Лякишева   14.09.2021 21:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.