Истина и споры. Что рождается в спорах?

 ДУХОВНАЯ ПОМОЩЬ АГРЕССИВНОМУ СПОРЩИКУ.

     ...Одна личность была членом организации свидетелей Иеговы. (Теперь в России запрещена)  После того, как она своим старейшинам задала некоторые «неудобные» вопросы, ее из организации вышвырнули. Она радовалась, что освободилась от религиозной лжи.

     Я старался  ей объяснять, что выйти из религиозной лжи есть полдела;  затем нужно прийти к Христу.   И в дальнейшем  не по форме, а по духу жить в согласии с учением Христа.

     Со временем я стал замечать,  что такая тема для нее все менее приемлема. Она никак не хотела соглашаться, что ей нужно исправить свое поведение, и свое отношение к ближним, о которых она сама  рассказывала, и которые были явно не христианскими.  В  конечном итоге  общение со мной она сократила до предела.

     Наконец,  она заявила, что нашла истину…  в православной церкви. Говоря мне об этом, она, - это было хорошо видно,- съежилась, собралась,  приготовилась к атакам с моей стороны.  Она думала, что я начну ее обличать, осуждать и т.п.  Видимо работала старая память о свидетелях Иеговы, и она  полагала,  что я буду  поступать аналогично.  А  ничего такого  не случилось. Она ждала-ждала,  но  гроза не грянула.  И тогда она решила напасть сама.  Задиристо высыпала предо мной несколько «классических» вопросов из православной религиозной теории.

     В ответ я сказал, что не буду с ней спорить, и что ей не удастся втянуть меня в  словесную «драку».  «Я не согласна с тобой!»,- бросила она. «Ну и – благослови тебя Господь»,- ответил я.

     После нескольких весьма настойчивых попыток вызвать меня «на ринг», личность оставила  их. Но… зато… Я уже не помню случая, чтобы на меня кто-то смотрел с такой звериной злобой и с такой ненавистью, с какими, после  несостоявшейся   схватки,  смотрела эта личность.  Недоставало только скрежета зубов. Скорее всего, она сама не понимала и пока не понимает, что с ней происходит. И, конечно, в иные моменты она, естественно, не видит свои глаза...

ЕЩЕ МЫСЛЬ К ТЕМЕ О ТОМ, ПОЧЕМУ ЖЕ УЧЕНИКИ ХРИСТА НЕ УЧАСТВУЮТ В СПОРАХ.

     В Деяниях Апостолов читаем, что ученику Христа Стефану его религиозные оппоненты не могли противостоять в споре.

     И что было потом? А потом, эти, спорившие со Стефаном, видя, что не могут ему ответить, обозлились на него, и – побили его камнями. Умирая, праведный Стефан, просил Господа: «Господи!  не вмени им греха сего».

      Итак, люди совершили тяжелый грех.  Но, почему, все-таки, они совершили такой грех? Впали бы они в такой грех, если бы ученик Стефан не стал спорить с ними, но, уклонился бы от споров? Вопрос непростой.

      Как мы знаем, Господь пришел на землю, чтобы спасать людей. И Своих учеников Он послал с такой же миссией. Спаситель будет делать все, чтобы спасти человека. И, конечно, спасающий от грехов не будет провоцировать спасаемых на новые грехи.

      Когда в спорах, ты, отлично знающий истинное положение вещей, или истинный ответ на какой-то вопрос, непременно сейчас достигнешь  превосходства своего мнения в разговоре, ты рискуешь тем, что спровоцируешь неуравновешенного и бездуховного человека на гнев, на вспышку ярости, озлобления. И, таким образом, ты, высказав свой правильный ответ, фактически, спровоцируешь человека на грех.

     Будет ли таким образом поступать Любовь, которая делает все возможное, чтобы спасти человека?

     Как мы знаем, нигде в Писании нет указания, чтобы ученики Христа стремились непременно одерживать словесную победу в спорах с бездуховными людьми. Наоборот, мы видим, что в Библии советуется избегать или не участвовать в спорах.    Почему?

     Наверное, одна из главных причин в том, что ученики Христа руководствуются Любовью  к людям. И в спорах они не участвуют не потому, что боятся за свою участь, а также не потому, что им нечего ответить, или нечем возразить оппоненту.

     Ученики Христа уклоняются от споров потому, что любят людей, не хотят причинять им дополнительные огорчения и неудобства, не хотят ставить их в неловкое положение. Мы не отвечаем нашим спорщикам  потому что  жалеем их, и щадим их чувство собственного достоинства.

       Не нужно обладать особым умом, чтобы различить, когда человек действительно интересуется, задавая свои вопросы, и когда он бросает вызов,  идет  на конфликт.

      Пока есть возможность, праведник до последнего будет стараться  избегать споров,  молчать, не отвечать на колкие реплики, оскорбления. И лишь в крайней, безвыходной ситуации, когда молчать или уклониться от ответов на провокационные вопросы никак не будет возможным, праведник скажет свое правильное мнение, даже, когда за него будет осужден.  Так было у Стефана.  Ему, как говорится, отступать было уже не куда.

      В реальной жизни, только у немногих учеников Христа случаются ситуации аналогичные с праведным Стефаном или с древними пророками. Большинство же из нас имеют возможность избежать спора и распрей  с  оппонентами. Они ведь Учение Христа прекрасно знают. И понимают его. Проблема в том, что для них Учение Христа неприемлемо. А в таком случае словесные баталии бессмысленны. Вверяем их милосердию Бога.

      …Пройдет время, наши религиозные ревнители остынут, успокоятся, возьмут себя в руки,  образумятся, и, даст Бог, поймут, как они были неправы. Может быть…

     И, может быть,  будут нам благодарны за то, что мы в свое время не поддались на их же провокации, не вступили с ними в споры, и, таким образом, уберегли их от греха пусть и в слове.

     Таких фактов много. Например, человек, который первым опубликовал в Интернете мою книгу «Тетраграмматон – знак Божьей Любви», и активно поддержал ее, затем резко изменил свое мнение, и накинулся на меня с публичными оскорблениями. Его целью было «вытащить» меня на спор. Право же, это был очень хлесткий вызов. Но его провокация не удалась. Вызов не был принят.  Спустя  неделю после своего пассажа, человек написал мне лично: «Прости, я, конечно, не прав…   Ты оказался опытнее и сильнее меня…».

      Хочется надеяться, что и упомянутая выше личность тоже некогда избавится от мучающих ее духовных проблем.  И, все-таки, познает Истину. Благослови ее Господь!


«КТО УДАРИТ ТЕБЯ В ПРАВУЮ ЩЕКУ ТВОЮ, ОБРАТИ К НЕМУ И ДРУГУЮ". (Христос).

     О том, что споры дело не хорошее,  знают все.   В каждом народе человек склонный к спорам воспринимается как злой и дурной человек.   Однако, вопреки здравому смыслу, в мире  широко распространено  мнение, что  «В спорах рождается истина».   Оно  популярно даже  среди мудрецов и учителей. Не удивительно,  что они так и не пришли к единому мнению об истине.

     Истина в спорах не рождается.    А рождаются в спорах огорчения, обиды,  вражда.  Истина и споры – явления взаимоисключающие.

     Каждому из нас время от времени бывает что-то непонятно.  И каждый стремится получить ответы на свои вопросы. Вполне естественно, что мы спрашиваем ответа у людей, у ближних.  Или у тех, кто является для нас авторитетом  в данной области. Но есть  немало вопросов, на которые может ответить один Бог.  Это нужно понять  ученику Христа.  Мудрость смиряется с этим.

    …Один  уважаемый  читатель пишет  мне  о том, что, по древнему закону Моисея за нарушение субботы человек должен быть предан смерти.  Приводит соответствующую цитату из книги Исход,  и с нажимом говорит: «Это не я придумал - так написано в Библии»…

     Да, совершенно правильно, так написано в Библии. Значит, это сказал Бог.  Буду ли я комментировать то, что сказал Бог?  В принципе, мое понимание вопроса – известно. Не устраивает?  Нет проблем!

    …Бог сказал слово. Человеку оно непонятно. Что должен бы делать человек?  Вступать в спор по этому поводу  с  другим  человеком?  Или обратиться за ответом к Богу?  Бог  сказал – пусть Он и ответит.  Разве не логично?  Спросите у Бога!   Бог – отвечает!  Вот, что сказано у пророков:
     «И будет, прежде нежели они воззовут,- Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу».  (Исайя 65:24).
     «Воззови ко Мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь». (Иеремия  33:3).

     В Новозаветном   Писании  Святой Дух подтверждает  и  детально  разъясняет эти слова пророков:
     «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,- и дастся ему. Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развиваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих». (Иаков 1:5-8).

     Итак, к кому направляет вдохновенный Апостол за ответами на вопросы?  К  «зрелому» брату Н-н? К «отцам церкви? К раввину, к «благоразумному» рабу?  Нет. За ответами на свои вопросы нужно обращаться к Богу!  Христос четко сказал: «Никто не придет ко Мне, если не привлечет его Отец Мой Небесный».  Разум человеку дает Бог.

    Умный – просит  понимания  у Бога.  А иной – обижается и даже нападает на других людей  за то, что они никак не могут ему «втолковать» того, на что у него, оказывается, просто  не хватает ума.

    Это – к слову о невеждах, не разумеющих, и не понимающих сути вещей. Но есть еще умышленные спорщики. О, вот они действительно опасны! Они  разжигают споры и спорят не для того, чтобы «родить истину», а для того, чтобы уловить собеседника  в слове, чтобы спровоцировать  его   на какое-нибудь поспешное, ошибочное высказывание, или на какую-либо несдержанность  в  выражениях.  Добившись своего,   они обрекают  искреннего и чистого, но наивного и неопытного  в словесных  сражениях человека  на позор и унижение.  А в древности – вообще приговаривали  к смерти.  Таким  спорщикам  Господь прямо сказал: «Ваш отец диавол.  И вы хотите исполнять похоти отца вашего…». (Иоан.8:44)

     Христос  наставлял Своих  учеников: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков. Итак,  будьте мудры, как змии, и просты, как голуби».  Последователям Христа в этом мире угрожает множество опасностей.  Как овце выжить в окружении волков? Как уцелеть и не быть растерзанной?  Одним из первейших правил, сохраняющих овец от волков, есть   ПРАВИЛО  НЕ УЧАСТИЯ  В  СПОРАХ.

     Но как узнать, где волк, прикрывающийся «собеседником»,  а где - человек,  по-доброму интересующийся   вашим  пониманием вопроса,  тем более, что Апостол говорит, что мы должны давать ответы «О нашем уповании»?  (1Петр. 3:15).

    Ничего не нужно «узнавать».  Дух, который в нас, все решит Сам.   Если в  нашем сердце живет Божий Дух,  тогда мы будем кротки, смиренны. Мы не будем стремиться, во что бы то ни стало доминировать или быть последним в слове.   Мы просто промолчим, когда  увидим, что нас пытаются спровоцировать на спор…

    В данном случае речь не идет о нормальном обмене мнениями.  Без него ни общение, ни обучение  не возможно.  Даже, когда мнения не совпадают,  или совсем разнятся, умные люди не начинают спорить.  Ну, высказал ты свое понимание какого-то вопроса,  я  –  свое.  Оказалось, что они далеки друг от друга, как небо  от земли. И что с того?  Благослови тебя Господь! Всем нам  Судья Бог.

    «Но как же? Мы же должны истину отстаивать!»,- часто говорят братья.  «Да и в Писании сказано, что епископ должен быть силен противящихся обличать…».

     Вот на это «отстаивать истину» и попались многие, как на крючок, и втянулись в споры, и осквернились.  Выступать за истину, не значит быть виртуозом словесных баталий, которые, кстати,  без лукавства не обходятся.  Когда смотришь на некоторых «отстаивающих истину», видишь, что они просто «бодаются» с оппонентом.   А  это для ученика Христа недопустимо.  («Овца не  бодается»).  Писание объясняет,  что значит «выступать за истину»: «Возлюбленные!  прошу вас, как пришельцев и странников,  удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то,  за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения». (1Петр. 2:11,12).

     Также и епископ, «обличает противящегося» не тем, что спорит до хрипоты с  потерявшим совесть грешником, которого никто не переспорит.  Вот, что пишет Апостол епископу о том, как ему надлежит поступать с «противящимися».  «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны,  злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюивы. Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся.  Таковых удаляйся».    (2Тим. 3гл.  Вся третья глава – на эту тему).

     Припоминаю,  что  в юные годы мы с друзьями восхищались историями о том,  как  основатель известной религиозной организации в свое время устраивал публичные диспуты с представителями других религий, и как одерживал над ними блестящие  победы, срывая бурные аплодисменты  наблюдавших зрителей.  Эдакие религиозные шоу!  Перед его красноречием  не мог устаивать никакой  религиозный деятель.

     Потом стало приходить понимание, что проповедь Евангелия, на которую направил Христос Своих учеников, есть что-то другое.     Самый успешный проповедник Евангелия, Апостол Павел, так объяснил «секреты» своего успеха: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой , но на силе Божьей». (1 Коринф. 2:4,5).

    Споры и ссоры – родные братья.    Так их квалифицирует  Библия.

    «…Потому что вы еще плотские. Ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете?».
     «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божьи». (1Коринф. 3:3. 11:16)
     «Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она». 
      «Кто любит ссоры, любит грех». (Притчи 17:14, 19).

     «Ударившему тебя по правой щеке, обрати и другую».       Что сказал Христос  этим Своим знаменитым поучением?    Прежде всего, Господь сказал о том, чтобы не участвовать в спорах,  и не поддаваться на провокации спорить, ибо, как известно, драки и даже войны начинаются со споров и вышедших из под контроля разногласий.

     Вызов на спор бывает очень болезнен и побудительно властен, как  звонкая публичная пощечина. Требуется  громадное самообладание, сила и мудрость, чтобы  сдержаться, не  вскипеть,  не ответить на  вызов.  Человек, нанесший вам пощечину, хочет одного: унизить, оскорбить, убить вас.  Это нужно понимать.  Вызов есть инструмент злодея и убийцы.  Сколько гениев человечества безвременно  сошли в могилы  из-за того, что не прислушались к наставлению  Бога, не «подставили вторую щеку», и ответили на вызов негодяя!

     Во все времена атеистическая пропаганда наибольшему посмеянию подвергала именно эти слова Христа. «Подставить вторую щеку?!. Ха-ха-ха!»…  Почему атеисты так свирепо нападают  на эту заповедь Господа?  Да потому, что дьявол прекрасно понимает:  Если христиане станут выполнять эти слова Христа, они станут неуязвимыми.  Их нельзя будет ничем достать! Поэтому-то он так и злится на эту заповедь.

     Между тем правдивость ее подтверждает сама жизнь. Что говорит мама своему малышу, которого дразнят нехорошие дети во дворе?  Говорит ли она: «Ты ответь тем же»? Нет, разумные родители всегда скажут: «Не обращай внимания. Подразнят и перестанут. А если начнешь отвечать – будет только хуже…»  «Не дразни собаку, и лаять не будет…».

     Сегодня имеется много самых разных виртуальных площадок, где обсуждаются и комментируются вопросы о Боге и Библии.  Это, конечно, хорошо.  Однако, нужно видеть, что все они кишмя кишат разными «казачками»  и агентами-провокаторами.  Причем, ситуация такова, что  провокатор иногда сам об этом не подозревает.   Он просто поступает соответственно тому, какой в нем дух. И дьявол это использует. Идет сражение духовное, на уровне духа.

    Ученик Христа, если нужно, скажет свое мнение, и все.  И дальше не спорит.  «Имеющий уши» - услышит. И сделает правильные выводы. А «не имеющему ушей» не докажешь ничего, но только осквернишься.

     Мое  личное мнение о том, как общаться с людьми, провоцирующими  на споры и разногласия,  достаточно четко выражено в статье блога  «К вопросам о высших властях».  В ней идет речь о том, почему Христос не стал возражать дьяволу, когда  сей  заявил, что «все царства… принадлежат ему»…   Считаю уместным  процитировать здесь  три абзаца из той статьи:

      «Почему Христос не стал возражать дьяволу?  Потому, что с дьяволом вообще не может быть никакого диалога.  Если бы Христос  возразил, сказав,  неправда, тебе царства не принадлежат, это  означало бы, что Христос, в принципе, не отрицает возможности  «делового разговора» с дьяволом.   Наблюдавшим  за драмой Ангелам дьявол сразу подкинул  бы другой вопрос: «…А что,  если бы принадлежали,  Он мог бы поклониться?..»  И это была бы тактическая победа дьявола. Зачем Христу нужно было говорить очевидное? Но, если говоришь, значит, что  – не очевидное? Христос  погрешил бы в слове…
     Поведение Иисуса Христа во время искушения от дьявола является хорошим примером для нас. Оно учит, что с человеком, одержимым духом сатаны не может, не должно быть никакого разговора, или диалога.  С нечистым общения быть не может. Стоит только заговорить с ним, и ты уже осквернился. Что бы ты противнику ни сказал, он обязательно все так перевернет, что в конечном итоге ты окажешься виноватым и опозоренным. Единственным, - если совсем невозможно молчать,  - ответом христианина  богопротивному  собеседнику является прямая цитата из Писания  без каких-либо личных комментариев и добавлений к ней. Такой разговор всегда будет предельно коротким.
     Сколько искренних и добрых христиан духовно пострадали от того, что ввязались в споры с богопротивными оппонентами, по, казалось бы, очевидным темам! Христос является для нас примером, как нужно вести себя с теми, кто вызывает на спор:  «Отойди от меня, сатана!..»
      В том, как вел Себя Христос во время искушения от дьявола,  хорошо видно, что Сам Христос «подставил вторую щеку».  Трудно представить себе более хлесткую пощечину для Божьего Сына, чем  сие  возмутительнейшее  лживое заявление:  «Все царства мира и слава их принадлежат мне, и я кому хочу, даю их…».   Каков наглец!..  Но Христос не  унизился до спора с дьяволом, не поддался на провокацию  спора.    Поэтому, Он победил, и нам оставил пример мужества и самообладания.
    …В заключение  хорошо подходит цитата из 1 Послания к Тимофею, 6:3-5:  «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких».

 


Рецензии