О литературе и литературщине

 
Не станем мудрствовать лукаво, возьмём сразу быка за рога. Ибо дело ясное, что дело тёмное.
Итак.
«Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности».


Вступая в стройные ряды прозарян, автор данного эссе выразил свои жизненные принципы в строках.
«Каждый, кто пришёл на Проза.ру, вынужденно задаст себе вопрос: «А зачем я здесь?». Вопрос не праздный и далеко не однозначный.
Формат общения - тотальное инкогнито, что, безусловно, накладывает неумолимый отпечаток на все взаимоотношения на сайте. И выражено это даже ярче, чем на других сетевых ресурсах.
Отсюда такие незыблемые, казалось бы, столпы, как амбиции и слава подвергаются беспощадной девальвации. Что же тогда остаётся творческой личности? Немало!
Безраздельная, конечно, в разумных пределах внутренних ограничений возможность самовыражения.
Такая опция быстро перестаёт быть абстрактной сущностью, когда писатель сталкивается с издательством. На одной чаше весов беспощадный гнёт формата, с редакторами, корректорами и прочей братией, которым глубоко безразличны твои чувства, переживания, да и сам сюжет. На другой чаше ничтожные гонорары, величина которых близка к статистической погрешности.
Одно дело, когда автор «производит продукт», то есть товар, и совсем другое – писать для души. В первую очередь для себя и, конечно же, тех бесчисленных, неведомых читателей, загадочных и непостижимых, ради которых мы все и стараемся. По сути, это высшая форма духовного альтруизма, даже если индивидуум, порой к этому и не стремится!
На Проза.ру все мы ограничены лишь духовным тактом. И это дорогого стоит. Если, к тому же, появится повод для общения, приятели и единомышленники, можно смело заявить: «жизнь удалась!».
Хочется пожелать и писателям, и читателям безбрежного творческого полёта, смелых изысканий и душевной гармонии. Счастья всем и радости в жизни»!



Но очень быстро выяснилось, что консолидированная  позиция прозарян ближе, скорее к фразе: «это всё полный наивняк, ты просто не сечёшь фишку». Вскоре нашлись  добрые люди, которые были готовы открыть и истинное положение дел, и реальные цели.
Первым Учителем с большой буквы оказался Мудрый Мужчина (М.М.), который объяснил многое из того, что скрывается за густой пеленой условностей и благообразия.
 
 
Л.Х. «Г-н М.М., я заранее извиняюсь. Мне кажется, лучше Вас никто не сможет разъяснить крайнюю парадоксальность сложившейся ситуации.   
Рассказик размером в два абзаца, написанный, к тому же, с грамматическими ошибками, вызывает бурю восторгов и кучу рецензий. А огромные романы, объёмом в 20 авторских листов, то есть восемьсот тысяч знаков, никто не берётся хотя бы поругать. А ведь эти книги даже выпускались в самом престижном издательстве страны «Эксмо». Они остросюжетны, злободневны, написаны в стиле жёсткий экшн. Остаётся единственная догадка: читатели просто боятся собственной некомпетентности лезть «со свиным рылом в калачный ряд». По принципу «не вглядывайся в бездну, ибо бездна в любой миг может посмотреть внутрь тебя». Или я, следом за главным героем «Горе от ума» Чацким, где-то «реально туплю»?   Заранее искренне благодарен, Ваш коллега по литературному цеху».

Ответ последовал незамедлительно.

М.М.  « Г-н Л.Х., приветствую! Здесь очень редко кто-то кого-то ЧИТАЕТ! Обычно пишут дежурные хвалебные рецензии в надежде получить в ответ то же самое. А, проще всего "их" писать на очень короткие "произведения", дабы не тратить своё время! По большому счёту ПРОЗА.РУ - площадка для тех, кто хочет "показать" себя. На других плевать. Хотя, есть, конечно, и исключения из правил.


Л.Х. «Г-н М.М., приветствую. Существует устойчивое мнение, что язык появился как инструмент лжи, демагогии, обольщения. Для практической жизни первобытным людям вполне хватало обмена информацией при помощи жестов. Да и в Книге сказано "вначале было Слово". К любой фразе и даже просто слову можно притянуть за уши бесконечное количество коннотаций.
Технологии сегодняшнего дня позволяют каждому вчерашнему читателю стать писателем. Возникает парадокс. Все, кто раньше читал, сегодня пишут. А те, кто и в былые годы не читал, не читают и ныне. Читатель вымер как класс. Но самое интересное, он никому и не нужен! Большинство писателей корпят для себя любимых. Жанр "дневника в стол" был и ранее. Но он заведомо создавался как словесная огранка мыслей. А тут, "положив с прибором" на цензуру, редакторов. спонсоров, да в общем-то и на потенциальных читателей, автор возносится на невиданную высоту креативности. Если ты попал в мейнстрим, замечательно. Если на обочине, тоже не плохо. Всегда можно обвинить всех, убедив себя, что не в ногу шагаешь не ты. а вся рота. По сути, мы обитаем в раю для писателей. Кстати, такое положение вещей во всех социальных сетях. Каждый выставляет свои селфи. Вся планета одновременно занята этим. Смотреть на чужую жизнь просто некому. Если только подглядывать. Предлагаю всем ликовать и радоваться тому, в какую приятную эпоху мы живём. Однако ни человек, ни человечество без крайностей не может. Дело заменяется формализмом и начётничеством. Кому нужна дутая статистика. если все знают, что это чистое фуфло?! Как легко попасть в ментальную и даже психиатрическую ловушку. Но это не наш путь. Кафка всю жизнь писал в стол и был признан гением уже после кончины. Мне есть что сказать «городу и миру». И я буду писать. Лучше ограничиться искренним восторгом десятка преданных, понимающих тебя друзей, чем посвятить жизнь погоне за лайками. Спасибо за консультацию».

 

Учителя менялись, но, к сожалению, учили они одному: форма значимее содержания,  цель не просто оправдывает средства, она вторична!  Особых успехов в обосновании концепции достигла  Приятная Во Всех Отношениях Дама. Для удобства пометим её как П.Д.
 

Л.Х.  «П.Д.,  считаю своей обязанностью ответить на твой вопрос «А что ты думаешь о творчестве?».
Ответ у меня чёткий и выверенный.
Я люблю большие формы. На каждое политическое событие в стране и мире я отвечаю злободневным эссе типа «Маша и медведь. Феномен нового архетипа» или «Найден новый символ веры: пассионарность». Мне это интересно, я этим живу.
Роман «Вернуть своё имя» задуман как глобальное полотно. В первой главе в 2006году мы видим героя 14лет, у которого колоссальные проблемы. Я пропускаю его через немыслимые жернова жизни и в 2022году он, тридцатилетний муж, на вершине славы и благополучия. Эти 16 лет жизни наполнены борьбой за выживание и успех. Много раз он в шаге от смерти, не однажды теряет близких соратников и любимых женщин. В книге драки, убийства, погони, секс.
Но это антураж. Основа – анализ судьбы мира и России, изложенный в диалогах и рассуждениях героев. Я показываю широчайшее полотно жизни. Даю биографии многих проходных героев. Это как у Гоголя: Чичиков к тому заехал или к другому. И мы видим: вот Ноздрёв, а это Плюшкин, Собакевич одно, а Манилов совсем другое.
Я пишу огромный роман ДЛЯ СЕБЯ. МАКС – ЭТО Я! Он действует и мыслит так, как в выдуманных мною ситуациях поступил бы я. По сути, конструируется параллельная биография, которой у меня не было, но от которой я бы не отказался.
В таком ключе писать невероятно интересно. Ты как бы проживаешь ещё одну жизнь. И эта вторая жизнь, например, целая индейская цивилизация, созданная моим воображением, или добившийся огромных успехов Макс, дорогого стоит.
Здесь я уподобляюсь Творцу: создавая персонажи, веду их по жизни".      
   

Л.Х  «П.Д., у нас с тобой на проза.ру несколько разные цели. Я не против баллов, рейтингов, рецок и всяких конкурсов. Но для меня это не главное. Сам литературный процесс интересует   гораздо больше. Я хочу создавать КАЧЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ, ЭТО САМОЦЕЛЬ. Реальное мнение читателей о прочитанном для меня бесценно. Я заинтересован в литературной критике. Если читатель найдёт недостатки, замечательно, будет что исправить, совершенству нет предела. Если читатель в восторге, крайне важно знать, что именно и почему понравилось ему».
 
 
П.Д. «Я тоже раньше думала как ты. Но я пишу не для себя, а для читателей. Меня тут вообще раньше почти не читали. Никто ж не знает, что и где ты пишешь.
Для того АНОНС необходим, чтобы люди знали что ты разместил на прозе вот это или то.
Ещё читателя надо приглашать, не жадничая баллов и ДАЖЕ ДЕНЕГ на это».   


 
 
П.Д. «Извини, что я без разрешения разместила на своей странице нашу личную переписку.
Но так будет лучше для всех, я знаю.  Не сердишься?"


Л.Х. «Не спросив моего законного согласия  на публикацию интимной переписки, ты рисковала нашими отношениями.   Публичность   размывает такую категорию, как совесть. Это неумолимо. Данное обстоятельство привело к появлению  духовного монстра  "слава не бывает хорошей или плохой, она или есть, или её нет".   Похоже, литературы без литературщины не бывает. Правильно ли я понял, если ты опубликуешь и этот текст, удивляться не стоит?!»
 
 
Л.Х. «Я вот что подумал. Я выставил всего лишь десять глав книги о Максе. Кроме тебя никто не знает, что она будет очень длинной. А пока на странице десять глав, всего лишь десять. И не ясно, будет ли одиннадцатая. Но лишь ОДИН - ЕДИНСТВЕННЫЙ человек прочитал все десять глав. Все рецензии на прочитанные главы укладываются в рамки от "талантливо" до "гениально". то есть никто ни разу не сказал плохого слова. Тем не менее, не читают даже десять глав. Напомню, что они не знают о том что будут и двадцатая, и сороковая. Предположить, что не читают, потому что книга плохая, не получается. Ведь все её хвалят. Как ты считаешь, в чём дело?! Я думаю, просто некогда читать. Ведь намного интереснее ПИСАТЬ! Хотелось бы узнать твоё мнение!
 
П.Д,  «Уже 47 человек прочитали мою (нашу) заметку».


Л.Х. «Это, конечно, замечательно. Означает ли это, что если романы ЗАВЕДОМО никто читать не будет, то не надо их и писать. НЕВЫГОДНО! Статистику они практически не повышают, и на хрен они нужны. Лучше писать маленькие заметочки, которые и прочтут, и рецензиями одарят. Будет тебе и читателей, и рецензий воз и маленькая тележка. А так пишешь-пишешь роман огромный, а толку   никакого. Единственный смысл написания романов, это утилизация сполохов креативного сознания. Вроде как спортсмен приходит в секцию двенадцатилетним. А ему тренер говорит, мол, чемпионом точно не станешь, генетика не та. А выгонять тебя не будем. Нам массовка нужна, не всем быть чемпионами. Занимайся, пока сам не отвалишь.
Я правильно мыслю или ошибаюсь?»

К сожалению, ответа от П.Д. дождаться так и не удалось. Вопрос остаётся открытым!
 


Рецензии
Лев, и снова я!

Я о себе. Читатель. Не писатель. Когда я читаю книгу Кортасара, я долго к этому прочтению готовлюсь. Сын присылает мне в подарок четырехтомник. Я изучаю творчество писателя по статьям в Интернет. Собираю мнения читателей. Я даже с удовольствием прочитаю краткое содержание. Мне это читать не помешает.

При этом, я могу годами читать интересные мне книги. Сразу тридцать штук. Это как дружить с интересными людьми-писателями долгие годы.

Проза.ру. Кто все эти люди? Кто из них кто? Будет ли мне интересно читать крупную форму? И если нет - то зачем мне ломать последние глаза на то, что для меня не важно? Если есть множество бумажного непрочитанного только на моей полке?

Миниатюрки - подспорье. Особенно благодарна тем, кто не поленился и разложил крупное на мелкие части. Дочитал, выпил водички, читаем следующую страничку. Представление об авторском стиле они дают превосходное. И стихи.

При этом я владею техникой скорочтения. Могу читать по диагонали две-три крупных формы в день. Но я не хочу. Почему? Потому что мало кому приходит в голову выложить о своих формах информацию, не дожидаясь, пока их включат в учебники. Посмертно.

Но в данном случае читатель и писатель - современники.

Имхо.

Есть что по теме? Спасибо!

Женя Портер   02.04.2025 21:19     Заявить о нарушении
Женя, в двух абзацах представлюсь как автор.
В основном я работаю в пяти направлениях.
Публицистические статьи остро политической направленности.
Исторические исследования с выраженным личным взглядом.
Философские рассуждения.
Естествознание.
Романы.
Все произведения находятся в соответствующих папках и поиск необходимого не составит труда.
С уважением, ЛЕВ!

Лев Хазарский   03.04.2025 00:41   Заявить о нарушении
Лев, я сегодня Ваши папочки частично "полистала". Острый ум. Амбициозный. Наверное, таким и должен быть литератор. "Чернышевские" и "Добролюбовы" нашего времени. Впрочем, я упомянула эти имена интуитивно. Но мне кажется, что попала не "в молоко".

Буду Вас читать, спасибо!

Женя Портер   03.04.2025 00:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.