О литературе и литературщине

 
Не станем мудрствовать лукаво, возьмём сразу быка за рога. Ибо дело ясное, что дело тёмное.
Итак.
«Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности».


Вступая в стройные ряды прозарян, автор данного эссе выразил свои жизненные принципы в строках.
«Каждый, кто пришёл на Проза.ру, вынужденно задаст себе вопрос: «А зачем я здесь?». Вопрос не праздный и далеко не однозначный.
Формат общения - тотальное инкогнито, что, безусловно, накладывает неумолимый отпечаток на все взаимоотношения на сайте. И выражено это даже ярче, чем на других сетевых ресурсах.
Отсюда такие незыблемые, казалось бы, столпы, как амбиции и слава подвергаются беспощадной девальвации. Что же тогда остаётся творческой личности? Немало!
Безраздельная, конечно, в разумных пределах внутренних ограничений возможность самовыражения.
Такая опция быстро перестаёт быть абстрактной сущностью, когда писатель сталкивается с издательством. На одной чаше весов беспощадный гнёт формата, с редакторами, корректорами и прочей братией, которым глубоко безразличны твои чувства, переживания, да и сам сюжет. На другой чаше ничтожные гонорары, величина которых близка к статистической погрешности.
Одно дело, когда автор «производит продукт», то есть товар, и совсем другое – писать для души. В первую очередь для себя и, конечно же, тех бесчисленных, неведомых читателей, загадочных и непостижимых, ради которых мы все и стараемся. По сути, это высшая форма духовного альтруизма, даже если индивидуум, порой к этому и не стремится!
На Проза.ру все мы ограничены лишь духовным тактом. И это дорогого стоит. Если, к тому же, появится повод для общения, приятели и единомышленники, можно смело заявить: «жизнь удалась!».
Хочется пожелать и писателям, и читателям безбрежного творческого полёта, смелых изысканий и душевной гармонии. Счастья всем и радости в жизни»!



Но очень быстро выяснилось, что консолидированная  позиция прозарян ближе, скорее к фразе: «это всё полный наивняк, ты просто не сечёшь фишку». Вскоре нашлись  добрые люди, которые были готовы открыть и истинное положение дел, и реальные цели.
Первым Учителем с большой буквы оказался Мудрый Мужчина (М.М.), который объяснил многое из того, что скрывается за густой пеленой условностей и благообразия.
 
 
Л.Х. «Г-н М.М., я заранее извиняюсь. Мне кажется, лучше Вас никто не сможет разъяснить крайнюю парадоксальность сложившейся ситуации.   
Рассказик размером в два абзаца, написанный, к тому же, с грамматическими ошибками, вызывает бурю восторгов и кучу рецензий. А огромные романы, объёмом в 20 авторских листов, то есть восемьсот тысяч знаков, никто не берётся хотя бы поругать. А ведь эти книги даже выпускались в самом престижном издательстве страны «Эксмо». Они остросюжетны, злободневны, написаны в стиле жёсткий экшн. Остаётся единственная догадка: читатели просто боятся собственной некомпетентности лезть «со свиным рылом в калачный ряд». По принципу «не вглядывайся в бездну, ибо бездна в любой миг может посмотреть внутрь тебя». Или я, следом за главным героем «Горе от ума» Чацким, где-то «реально туплю»?   Заранее искренне благодарен, Ваш коллега по литературному цеху».

Ответ последовал незамедлительно.

М.М.  « Г-н Л.Х., приветствую! Здесь очень редко кто-то кого-то ЧИТАЕТ! Обычно пишут дежурные хвалебные рецензии в надежде получить в ответ то же самое. А, проще всего "их" писать на очень короткие "произведения", дабы не тратить своё время! По большому счёту ПРОЗА.РУ - площадка для тех, кто хочет "показать" себя. На других плевать. Хотя, есть, конечно, и исключения из правил.


Л.Х. «Г-н М.М., приветствую. Существует устойчивое мнение, что язык появился как инструмент лжи, демагогии, обольщения. Для практической жизни первобытным людям вполне хватало обмена информацией при помощи жестов. Да и в Книге сказано "вначале было Слово". К любой фразе и даже просто слову можно притянуть за уши бесконечное количество коннотаций.
Технологии сегодняшнего дня позволяют каждому вчерашнему читателю стать писателем. Возникает парадокс. Все, кто раньше читал, сегодня пишут. А те, кто и в былые годы не читал, не читают и ныне. Читатель вымер как класс. Но самое интересное, он никому и не нужен! Большинство писателей корпят для себя любимых. Жанр "дневника в стол" был и ранее. Но он заведомо создавался как словесная огранка мыслей. А тут, "положив с прибором" на цензуру, редакторов. спонсоров, да в общем-то и на потенциальных читателей, автор возносится на невиданную высоту креативности. Если ты попал в мейнстрим, замечательно. Если на обочине, тоже не плохо. Всегда можно обвинить всех, убедив себя, что не в ногу шагаешь не ты. а вся рота. По сути, мы обитаем в раю для писателей. Кстати, такое положение вещей во всех социальных сетях. Каждый выставляет свои селфи. Вся планета одновременно занята этим. Смотреть на чужую жизнь просто некому. Если только подглядывать. Предлагаю всем ликовать и радоваться тому, в какую приятную эпоху мы живём. Однако ни человек, ни человечество без крайностей не может. Дело заменяется формализмом и начётничеством. Кому нужна дутая статистика. если все знают, что это чистое фуфло?! Как легко попасть в ментальную и даже психиатрическую ловушку. Но это не наш путь. Кафка всю жизнь писал в стол и был признан гением уже после кончины. Мне есть что сказать «городу и миру». И я буду писать. Лучше ограничиться искренним восторгом десятка преданных, понимающих тебя друзей, чем посвятить жизнь погоне за лайками. Спасибо за консультацию».

 

Учителя менялись, но, к сожалению, учили они одному: форма значимее содержания,  цель не просто оправдывает средства, она вторична!  Особых успехов в обосновании концепции достигла  Приятная Во Всех Отношениях Дама. Для удобства пометим её как П.Д.
 

Л.Х.  «П.Д.,  считаю своей обязанностью ответить на твой вопрос «А что ты думаешь о творчестве?».
Ответ у меня чёткий и выверенный.
Я люблю большие формы. На каждое политическое событие в стране и мире я отвечаю злободневным эссе типа «Маша и медведь. Феномен нового архетипа» или «Найден новый символ веры: пассионарность». Мне это интересно, я этим живу.
Роман «Вернуть своё имя» задуман как глобальное полотно. В первой главе в 2006году мы видим героя 14лет, у которого колоссальные проблемы. Я пропускаю его через немыслимые жернова жизни и в 2022году он, тридцатилетний муж, на вершине славы и благополучия. Эти 16 лет жизни наполнены борьбой за выживание и успех. Много раз он в шаге от смерти, не однажды теряет близких соратников и любимых женщин. В книге драки, убийства, погони, секс.
Но это антураж. Основа – анализ судьбы мира и России, изложенный в диалогах и рассуждениях героев. Я показываю широчайшее полотно жизни. Даю биографии многих проходных героев. Это как у Гоголя: Чичиков к тому заехал или к другому. И мы видим: вот Ноздрёв, а это Плюшкин, Собакевич одно, а Манилов совсем другое.
Я пишу огромный роман ДЛЯ СЕБЯ. МАКС – ЭТО Я! Он действует и мыслит так, как в выдуманных мною ситуациях поступил бы я. По сути, конструируется параллельная биография, которой у меня не было, но от которой я бы не отказался.
В таком ключе писать невероятно интересно. Ты как бы проживаешь ещё одну жизнь. И эта вторая жизнь, например, целая индейская цивилизация, созданная моим воображением, или добившийся огромных успехов Макс, дорогого стоит.
Здесь я уподобляюсь Творцу: создавая персонажи, веду их по жизни".      
   

Л.Х  «П.Д., у нас с тобой на проза.ру несколько разные цели. Я не против баллов, рейтингов, рецок и всяких конкурсов. Но для меня это не главное. Сам литературный процесс интересует   гораздо больше. Я хочу создавать КАЧЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ, ЭТО САМОЦЕЛЬ. Реальное мнение читателей о прочитанном для меня бесценно. Я заинтересован в литературной критике. Если читатель найдёт недостатки, замечательно, будет что исправить, совершенству нет предела. Если читатель в восторге, крайне важно знать, что именно и почему понравилось ему».
 
 
П.Д. «Я тоже раньше думала как ты. Но я пишу не для себя, а для читателей. Меня тут вообще раньше почти не читали. Никто ж не знает, что и где ты пишешь.
Для того АНОНС необходим, чтобы люди знали что ты разместил на прозе вот это или то.
Ещё читателя надо приглашать, не жадничая баллов и ДАЖЕ ДЕНЕГ на это».   


 
 
П.Д. «Извини, что я без разрешения разместила на своей странице нашу личную переписку.
Но так будет лучше для всех, я знаю.  Не сердишься?"


Л.Х. «Не спросив моего законного согласия  на публикацию интимной переписки, ты рисковала нашими отношениями.   Публичность   размывает такую категорию, как совесть. Это неумолимо. Данное обстоятельство привело к появлению  духовного монстра  "слава не бывает хорошей или плохой, она или есть, или её нет".   Похоже, литературы без литературщины не бывает. Правильно ли я понял, если ты опубликуешь и этот текст, удивляться не стоит?!»
 
 
Л.Х. «Я вот что подумал. Я выставил всего лишь десять глав книги о Максе. Кроме тебя никто не знает, что она будет очень длинной. А пока на странице десять глав, всего лишь десять. И не ясно, будет ли одиннадцатая. Но лишь ОДИН - ЕДИНСТВЕННЫЙ человек прочитал все десять глав. Все рецензии на прочитанные главы укладываются в рамки от "талантливо" до "гениально". то есть никто ни разу не сказал плохого слова. Тем не менее, не читают даже десять глав. Напомню, что они не знают о том что будут и двадцатая, и сороковая. Предположить, что не читают, потому что книга плохая, не получается. Ведь все её хвалят. Как ты считаешь, в чём дело?! Я думаю, просто некогда читать. Ведь намного интереснее ПИСАТЬ! Хотелось бы узнать твоё мнение!
 
П.Д,  «Уже 47 человек прочитали мою (нашу) заметку».


Л.Х. «Это, конечно, замечательно. Означает ли это, что если романы ЗАВЕДОМО никто читать не будет, то не надо их и писать. НЕВЫГОДНО! Статистику они практически не повышают, и на хрен они нужны. Лучше писать маленькие заметочки, которые и прочтут, и рецензиями одарят. Будет тебе и читателей, и рецензий воз и маленькая тележка. А так пишешь-пишешь роман огромный, а толку   никакого. Единственный смысл написания романов, это утилизация сполохов креативного сознания. Вроде как спортсмен приходит в секцию двенадцатилетним. А ему тренер говорит, мол, чемпионом точно не станешь, генетика не та. А выгонять тебя не будем. Нам массовка нужна, не всем быть чемпионами. Занимайся, пока сам не отвалишь.
Я правильно мыслю или ошибаюсь?»

К сожалению, ответа от П.Д. дождаться так и не удалось. Вопрос остаётся открытым!
 


Рецензии
Здравствуйте.
Сразу скажу- согласна с мнением Маштакова.(это ниже)
И согласна с мнением автора этих двух статей, которые я прочла.
Читая "Альтруизм..." я смеялась почти до конца текста, забавно пишите.
У Вас статья подобна новогодней ёлки, увешанной украшениями разной цены:
и дешёвой-ватной, и дорогими- философскими изречениями. Разнообразие подкупает,
но дороговизна настораживает, а... человек по сути ленив и ему на потребу что-то
попроще. Возможно романы у Вас шедевральные, но... очень уж многословны и
украшены специфическими изречениями. Нет, нет. Я слышу-что Вы хотите сказать.
Да, можно и не начинать читать, и обходить стороной такого автора, как Вы, НО
ведь заглавие такое заманчивое, тянет, тянет заглянуть: вдруг там что-то интересное.
Каюсь- шестую главу романа я не осилила, ушла. Но в Прозе ру сразу не видно
какого размера предложенный шедевр, это ж не бумажный вариант, где виден объём
текста и его можно читать с закладкой. Мы же читая, не отбываем повинность,
а хотим получить удовольствие: поэтапно, с расстановкой, не гнать галопом по европам.
Спасибо, что снизошли до обычного, без философского образования автора, буду
Вас постигать, люблю умных авторов.(хотела сказать-мужиков)
Для Вас у меня мало что интересного, пишу без вые... так кое-что, хотя мысли
вкладываю весьма революционные, люблю будоражить воображение
Поняла, что "утилизация сплохов креативного сознания" и "бурлящие потоки мыслей"
у Вас получаются весьма успешно.
кстати: параллельные биографии я тоже практикую.-

Татьяна 23   23.03.2022 11:12     Заявить о нарушении
Татьяна, искренно рад, что заинтересовал Вас как автор!
Я уже не раз получал упрёки в том, что мои романы многословны. Сегодня никто романы не читает. Не те времена.
Более углублённому рассмотрению аспекта я посвятил, в том числе и эссе
«Грамотно о безграмотности http://proza.ru/2020/08/28/122»
Спасти пишущего человека? А выполнима ли миссия?!
http://proza.ru/2022/02/03/1270
У некоторых людей, к несчастью и Ваш покорный слуга в этом списке, есть, назовите это как Вам удобней – ЗАВИСИМОСТЬ, ПОТРЕБНОСТЬ – создавать большие интеллектуально-эмоциональные проекты. В классификации проза.ру для них место в разделе «романы».
Не спеша, в течение МНОГИХ ЛЕТ, я разрабатываю пошаговый алгоритм существования этой параллельной реальности. Есть герой, есть мир, в который его поместил автор и есть творческая воля автора, управляющего своим героем.
Для автора, в данном случае Льва Хазарского, это отличный способ сублимации, психотерапии, да и просто превосходный фитнес для мозгов. Годами помнить, что волосы у Васи каштановые, девушек он выбирает высоких, а куриной грудке предпочёл бы бараньи рёбрышки, это уже само по себе имеет определённую цену.
Татьяна, прошу, нет, умоляю, изъяснитесь подробнее, где именно, лучше на примерах, и в чём выражено избыточное многословие моих текстов. Надеюсь, это пойдёт мне на пользу и повысит авторское мастерство.
Есть подозрение, что у нашего с Вами творческого сотрудничества наметились определённые перспективы. С уважением Л.Х.

Лев Хазарский   23.03.2022 14:12   Заявить о нарушении
Какой Вы -хитрый, Л.Х. Для уточнения мне нужно прочесть то, что я на время
отложила.
Ладно, каюсь, застоялись мозги без подобных Вам. Взбудоражили, постараюсь
уточнять. Но это ж такое бессмысленное дело: уточнять философу где он многословен.

Татьяна 23   23.03.2022 14:39   Заявить о нарушении
Татьяна, я ни на чём не настаиваю, тысячу извинений!
Я за любовь без насилия.
В этом и прелесть сайта проза.ру: "были демоны, но самоликвидировались". Будет интерес, будет обмен мнениями. А на нет и суда нет, то есть сюда есть, а туда нет. В общем, я уже и сам запутался.
С глубочайшей эмпатией и выраженной склонностью к диалогу, Л.Х.

Лев Хазарский   23.03.2022 14:46   Заявить о нарушении
Могли бы не уточнять, я умею понимать сразу и читать между строк.
Да, я не из обидчивых.- )))

Татьяна 23   23.03.2022 15:08   Заявить о нарушении
Добрый день, Лев Батькович.
Именно здесь продолжу дискуссию в контексте о многословии, о чём я немного сожалею
Романы прочту позже, а сейчас, пройдя по Вашим статьям на злобу дня, поняла,
что была несколько голословна: в статьях Вы весьма конкретны.
Я не буду говорить, что раньше мои политические знания пополнялись доверительным
источником, который на сей момент умер. А я, как доверчива, так и подозрительна.
Отсюда есть то, что есть.
Самое краткое эссе под Вашим фото и по нему же можно понять, прочтя кое-что
из Вашего: сколько в Вашу черепную коробку вложено, помещено, влито и так далее.
А человек Вы, хоть и скупой на рецензии, но общительный и хочется, ой как хочется
поделиться знаниями. А их столько, что двумя словами не обойдёшься.
Поэтому: не ломайте себя, чувствуйте удовольствие и счастье от собственной реализации через кончики пальцев. Многословие-это Ваша сущность, Ваша природа
быть таким и никуда от неё не деться.
Как можно ругать Петю, что он-рыжий? Или Таню за красивые глаза?
Пол-ночи мысленно разговаривала с Вами, с Дарьей Щедриной и Валерием Столыпиным.
Эти авторы самые мои любимые, мои наставники и учителя. Валерий Олегович тоже
многословен, я его критиковала, но потом бросила бесполезную затею и люблю его
таким, какой он есть.
Советую познакомиться с Дарьей Щедриной: очень талантливый автор, ценю её
и похвалу, и замечания. У неё каждое слово на своём месте, каждая запятая там,
где надо.( не положено, а надо).
Ну вот и всё. Простите за обширность объяснения, постараюсь не докучать.
"объективизм субъективен" или наоборот))))

Татьяна 23   24.03.2022 08:26   Заявить о нарушении
Татьяна, денёчек добренький!
Лев Хазарский – это никнейм, иными словами авторский псевдоним. Ему отчество, в отличие от законопослушных граждан России, ни к чему.
Насчёт скупости на рецензии. Может, отписок-отмазок в промышленных масштабах я и не произвожу, но похвально-одобряющие, впрочем, не лишённые объективности отзывы пишу и с уважением, и с ответственностью.
Дарья Щедрина и Валерий Столыпин меня заинтересовали. Не сомневаюсь – подружимся.
В связи с акцентированием "объективизм субъективен" хочу предложить выдержку из
http://proza.ru/2019/09/23/1351
6.***
В связи с актуализацией вопроса о принципиальной невозможности несуществования ввиду отсутствия возможности его фиксации, мы просто вынуждены огласить собственную точку зрения по данной, как оказалось, крайне злободневной теме.
Даже если несуществование и существует, его, несуществования существование ни подтвердить, ни опровергнуть не представляется ни малейшей возможности.
Поэтому мы можем рассуждать лишь о несуществовании несуществования.
А о существовании несуществования, даже если оно и существует, говорить нет смысла, ибо какой прок размышлять о том, чего мы констатировать не можем?!
Практическое значение имеют на каждом шагу встречающиеся ситуации, когда нам на голубом глазу заявляют, что существующее не существует, а существует несуществующее.
Здесь из разряда общих умозаключений мы переходим в плоскость практических решений, где споры ведутся лишь для навязывания комплекса собственного превосходства, а истина не что иное, как наиболее популярная на данный момент версия!

Ваше желание разобраться с судьбой Максима Соколова полностью поддерживаю. Скажу прямо: Макс мне глубоко симпатичен. Если бы я оказался на его месте, то поступал бы именно так, как, под моим чутким руководством, делает он. Роман задуман как глобальный срез нашей действительности. С множеством героев и сюжетных линий. С ярко выраженной политической позицией автора.
Всегда готов к диалогу как на заданные, так и на возникающие по ходу дискурса темы. С уважением Л.Х.

Лев Хазарский   24.03.2022 12:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.