Из истории создания Агни-Йоги
В 2020 году исполнилось столетие с начала создания учения Агни-Йоги (Живой Этики). Учение, переданное Елене и Николаю Рерихам их духовным наставником, индийским философом Учителем Мориа, стало идейной основой всего творческого наследия семьи Рерих.
Как известно, главную роль в создании Агни-Йоги сыграла Е.И. Рерих, – именно она занималась непосредственным составлением книг этого учения из текстов, получаемых Рерихами от Учителя М., и осуществляла все этапы допечатной подготовки книги, от проверки корректуры до создания обложек. В дальнейшем под ее контролем книги Живой Этики переводились на английский и другие европейские языки и издавались в США и Европе. Кроме того, Е.И. Рерих стала и первым комментатором данного учения, изложив в своем эпистолярном наследии его основные положения и пояснив при этом наиболее трудные вопросы. [1]
Идеям Агни-Йоги принадлежит особая роль в культурной жизни России; они вызвали к себе интерес широкой культурной общественности, в результате чего в стране возникло довольно многочисленное рериховское движение. С начала 1990-х годов учение Агни-Йоги стало также предметом многочисленных научных исследований.
Но некоторые обстоятельства создания этого философского учения и по сей день не известны. В частности, к числу таковых относится вопрос о роли каждого из супругов Рерих в принятии от Учителя и записи текстов Агни-Йоги. Передача Учителем текстов учения Елене и Николаю Рерихам является, вероятно, самой загадочной и неизученной темой в рериховедении.
Учение передавалось Рерихам в основном благодаря наличию у них паранормальных способностей – мысленной передачи информации (разновидностью которой было так называемое «творчество под Лучом», которое Рерихи вначале обобщенно называли автоматическим письмом [2]), а также ясновидения и яснослышания. Кто именно из супругов Рерих и каким способом принимал те или иные тексты Агни-Йоги – до сих пор доподлинно неизвестно.
Впервые вопрос о персональном участии супругов в принятии тех или иных текстов передаваемого им учения был затронут в книге П.Ф. Беликова «Рерих. Опыт духовной биографии». Биограф семьи Рерихов отметил, что первая работа из серии Агни-Йоги, состоявшая из двух книг, «Зов» и «Озарение», стилистически была очень близка к философским стихам Н.К. Рериха из сборника «Цветы Мории», [3] большая часть которых была написана еще в России. Отмечая, что стиль этой книги «больше напоминает манеру изложения Николая Константиновича, чем Елены Ивановны», П.Ф. Беликов сообщал: «Ввиду того, что ко времени приема первой книги [4] Николай Константинович имел большую практику в письме, его стиль письма и давал себя знать при изложении принятого. У Елены Ивановны выявлялся стиль постепенно и стал вполне самостоятельным, начиная с книги «Агни-Йога». [5]
Более подробно вопрос о роли каждого из супругов Рерих в записи учения Агни-Йоги изучался рериховедом Д.Н. Поповым, главным хранителем музея Н.К. Рериха (Нью-Йорк). В докладе, сделанном на конференции «Рериховское наследие», проходившей в 2018 году в Санкт-Петербурге, исследователь обоснованно подчеркнул, что роль Н.К. Рериха в записи текстов Агни-Йоги оказалась значительно большей, чем принято было считать: «Думается, что для исследователей Учения в этом отношении наиболее важен факт, что его создателем является вовсе не только Е.И. Рерих (как до сих пор считается многи¬ми), но в значительной степени и Н.К. Рерих. Так, материал, составляющий книгу «Листы сада Мории. Зов» полностью, а книги «Листы сада Мории. Озарение» – в значительной степени, взят из Записей Н.К. Рериха. (…) В следующих книгах, по мере развития личного опыта Е. И. Рерих, именно ее Записи постепенно стали составлять большую часть их объема, но ясное прослеживание динамики этого процесса с четким разделением на две части пока что не представляется возможным». [6]
Н.Д. Попов также отметил: «можно надеяться на то, что сопоставление текстов общего кодекса Записей «Учение» и собственного дневника Е. И. Рерих «Огненный опыт» даст определенную воз¬можность разделения Записей двух старших Рерихов. Но до проведения этого сопостав¬ления трудно предсказать, каким будет полученный результат». [7]
Представляется, однако, что вопрос о том, какие конкретно тексты, вошедшие в учение Агни-Йоги, были приняты от Учителя Н.К. Рерихом, а какие – Е.И. Рерих, едва ли можно решить путем обычного научного анализа оставленного супругами рукописного наследия. Препятствием к тому служат как минимум три обстоятельства.
Во-первых, из черновых вариантов записей Рерихов во время бесед с Учителем мало что сохранилось. Имеющиеся рукописные записи текстов Агни-Йоги представляют собой в основном уже беловые варианты, переписанные Е.И.Рерих в особые тетради.
Во-вторых, до сих пор точно не известны особенности психотехники, с помощью которой Учитель передавал Рерихам тексты Агни-Йоги. В записях Е.И. Рерих говорится о нескольких методах получения сообщений от Учителя. При этом с большой долей уверенности можно предполагать, что все эти методы основывались на объединении психической энергии обоих супругов для осуществления духовного контакта с Учителем. В частности, в 1925 году Учитель М. описывал одну из психотехник, используемых Им для передачи информации Рерихам, следующим образом: «Укажу, как технически производится Наша беседа. Вы со Мною представляете как бы треугольник. Ток ударяет в Колокол [8] Фуямы, спускается до солнечного сплетения и физическим ударом приподнимает престол. Затем через солнечное сплетение Урусвати достигает Колокола и идет ко Мне. Следующий раз ток идет через колокол Урусвати, наклоняет престол и следует через Фуяму, получается переменный ток. Могут быть, как вы уже заметили, боли в желудке или приливы к голове. Но переменный ток гораздо менее тяжел, нежели многие другие средства». [9]
Следовательно, во время такого общения Учитель М. и его ученики образовывали нечто подобное замкнутой электрической цепи. Причем чета Рерих, со своей стороны, тоже представляла собой единое целое. Их объединенные энергии по принципу действия напоминали батарею, осуществлявшую прием и передачу потока энергий, циркулирующего между ними и их духовным руководителем. Вероятно, целью такого духовно-энергетического воздействия Учителя на Рерихов была активизация их энергетических центров, благодаря которой супруги могли принимать от Учителя мысленные сообщения.
Судя по записям Е.И. Рерих, такая методика передачи текстов учения использовалась Учителем не постоянно, помимо нее существовали более совершенные методы передачи информации. Но, скорее всего, все они были основаны на аналогичном объединении энергии Рерихов. Махатма М. не раз упоминал о том, что, собираясь вместе, Рерихи образуют подобие батареи: «Нужно опять укрепить силу вашей батареи». [10]
В этом случае вопрос о том, кто из супругов Рерих какие тексты Агни-Йоги принимал и сколько этих текстов записал, лишен смысла: и Елена, и Николай Рерихи в момент общения с Махатмой М. представляли собой единую энергетическую и творческую структуру.
Есть и третье обстоятельство, препятствующее исследованию вопроса о том, кто из четы Рерих принимал от Учителя (а не только записывал) те или иные тексты учения. Дело в том, что при записи Его сообщений Рерихи могли заранее распределить между собой роли по принятию сообщений Учителя, с одной стороны, и по записыванию их, с другой. Иными словами, тот из них, кто принимал тексты учения, мог не записывать их сам, а диктовать другому участнику беседы. Скажем, Елена Ивановна могла телепатически принимать тексты учения и диктовать их супругу, который их записывал, и наоборот. В данном случае определить, кто из супругов какие тексты принимал, было бы невозможно, даже если бы удалось найти черновики записей Рерихов и по почерку определить, кто именно их делал.
Узнать, кто из Рерихов не только записывал, но и принимал от Учителя те или иные тексты учения, можно лишь за те периоды их жизни, когда Н.К. Рерих отправлялся в деловые поездки, и супруги продолжали свое творчество каждый по отдельности.
Такие периоды были в 1924, 1929 и 1934-1935 годах. В этих условиях Елена и Николай Рерихи могли продолжать запись текстов Агни-Йоги поодиночке. Но материалы рукописных архивов Е.И. и Н.К. Рерихов свидетельствуют, что в такие периоды тексты учения принимала и записывала одна Е.И. Рерих.
Правда, не исключено, что в 1924 году, в отсутствие Н.К. Рериха, часть сообщений Учителя, вошедших затем в тексты Агни-Йоги, делал еще и старший сын Рерихов, Юрий. Но в 1929 и в 1934-1935 годах, когда Н.К. и Ю.Н. Рерихи были в отъезде, записи вела одна Елена Ивановна, о чем свидетельствуют источники.
Это явно не было обусловлено одной лишь занятостью Н.К. Рериха во время его отъездов. Видимо, основная работа по принятию и записи учения Агни-Йоги намеренно была возложена Учителем именно на Елену Ивановну, о чем прямо было сказано позднее, в записях ее последних лет. При этом Махатма М. отметил, что Н.К. Рерих изначально был более подготовлен для получения от Него информации путем передачи мысли. Но несмотря на это, Е.И. Рерих записывала тексты учения и одна, в отсутствие супруга: «Н[иколай] Р[ерих] уявился на лучшем восприятии мыслей Учителя. Ярая Моя жена участвовала с ним на принятии Сообщений, но ярая принимала их и одна». [11]
В 1929-1930 годах, во время отъезда Н.К. и Ю.Н. Рерихов в Америку, Е.И. Рерих одна принимала и записывала текст одной из самых значительных и сложных книг учения Живой Этики – двухтомной работы «Беспредельность».
О том, что непосредственное принятие и запись текстов учения в 1929 году производились именно Еленой Ивановной, а не кем-либо из ее окружения, свидетельствуют ее дневниковые записи (слова самой Е.И. Рерих в них выделены курсивом): «Вечер. Беседа – продолжение "Беспредельность". Владыка доволен моими записями.
– Книга Урусвати – человечеству дар. Утверждаю дар духа и приближение огня даёт человечеству новую начертанную линию, ведущую к высшим проявлениям духа. Записи очень удачны.
– Но насколько можно было лучше принять и записать сообщения?
– Лучше не принять.
– Я знаю, что Учитель особенно ценит для этого опыта, что я не медиумистична, но, может быть, медиумистичность помогла бы лучше принять многое?
– Самое важное и ценное Мы считаем [как] высокое проявление духа, связанное с проявлениями огней». [12]
Аналогичная ситуация сложилась и в 1934-1935 годы, во время отъезда Н.К. и Ю.Н. Рерихов на Дальний Восток для проведения так называемой Маньчжурской экспедиции. Текст третьей части работы «Мир Огненный» после отъезда мужа и сына продолжала записывать одна Е.И. Рерих, несмотря на то, что в то же время она выполняла срочную и исключительно трудоемкую работу. Она готовила к изданию выполненный ею же перевод на русский язык огромного по объему двухтомного труда Е.П. Блаватской «Тайная Доктрина».
Н.К. Рерих в годы экспедиции (1934-1935), несмотря на крайне напряженный график работы, также имел возможность заниматься литературным творчеством. Художник написал за время экспедиции огромное количество эссе, преимущественно по культурологической и социально-философской тематике. Общий объем написанных им в то время произведений составил более 50 авторских листов. Однако тексты учения Агни-Йоги Н.К. Рерих не записывал – этим занималась в то время только остававшаяся в Индии Е.И. Рерих, о чем свидетельствуют материалы ее рукописного архива. [13]
Возможно, что в будущем рериховеды продолжат исследование персонального участия каждого из супругов Рерих в принятии от Учителя текстов Живой Этики. (Подчеркнем, что в данном случае имеется в виду не составление книг данного учения из уже записанных текстов, а именно принятие, или, точнее, восприятие передаваемых Махатмой текстов). Но к каким бы выводам на этот счет ни пришли исследователи, следует учесть, что в самом учении Агни-Йоги и более поздних записях Елены Рерих уже содержится оценка ролей, выполненных четой Рерих при получении текстов данного учения.
Учитель Мориа считал, что главная роль в принятии и записи текстов учения принадлежит именно Елене Рерих. Об этом говорят три источника: само учение Агни-Йоги, сообщения Учителя, имеющиеся в записях Е.И. Рерих, а также более близкие к нашему времени записи Бориса Абрамова, духовного ученика Рерихов, также получившего сообщения от Махатмы М.
Так, в книге «Мир Огненный» о роли Елены Ивановны в принятии и записи учения от Учителя М. сказано: «Океан Учения дается лишь ближайшему. Человечество так болеет самомнительностью и самостью, что необходимо утвердить Источник ближайший. Потому пусть сердце чует и знает в недрах своих, что через Матерь Агни Йоги Миру дается Мое Огненное Послание». [14]
В сообщениях Учителя М., записанных Еленой Рерих в последние годы ее жизни, не раз подчеркивалась ее основная роль в получении учения Агни-Йоги от Учителя: «Моя жена [15] сотрудничала со Мною и везде страстно возвышала Ф[уяму] среди сотрудников. Но ярое Мое желание было оявить твое значение, и яро стал подчеркивать его в книгах и в Моей заботе о тебе, и еще больше в «Надземном». Я дал «Беспредельность» через тебя». [16]
«(…) ярая [17] (…) сотрудничала со Мною для получения Сообщений Моих и для ярого приобщения к этому сообщению Моего ученика Фуямы. [18] Но ярое сотрудничество Ф[уямы] могло происходить только с тобою и яро только при тебе». [19]
Позднее духовный ученик Рерихов Б.Н. Абрамов продолжил принимать сообщения от Учителя М. В этих сообщениях немало говорилось и о Н.К. и Е.И. Рерихах, ставших земными учителями Абрамова. В частности, о Е.И. Рерих и ее миссии в записях Абрамова говорилось: «Каждое слово Учения было воспринято Ею от Давшего его, каждое было записано Её рукою, и благодаря Ей, только Ей человечество получило Великое Учение Жизни». [20]
Как известно, Великим Учителям Востока никогда не было свойственно преуменьшать или, напротив, преувеличивать заслуги кого-либо из своих сотрудников, и уж тем более приписывать одним сотрудникам достижения, сделанные другими. Следовательно, наибольшая роль в принятии учения Агни-Йоги принадлежала именно Е.И. Рерих.
Огненный опыт Е.И. Рерих и его роль в принятии учения Агни-Йоги
Почему именно Е.И. Рерих суждено было сыграть основную роль в записи учения Агни-Йоги? Очевидно, Учитель М. считал, что подобная роль должна была принадлежать ей в силу того, что она осуществила чрезвычайно трудный и опасный эксперимент по йогическому преображению организма, названный Им Огненным опытом.
В письмах и дневниковых записях Е.И. Рерих говорится, что этот эксперимент был напрямую связан с созданием Учения: «Кто Матерь Агни-Йоги? Так Великий Владыка называет меня. Ведь все книги написаны при моем участии и на основании моего Огненного опыта». [21]
«Да, я прошла этот Огненный опыт и сейчас заканчиваю положенные мне ступени. Без моего принятия этого опыта книги Агни-Йоги не могли бы быть даны. Они являются пояснением этого опыта. Каждое огненное проявление, каждое указание о центрах и деятельности их относятся к моим переживаниям. Все дается, все познается только на личном опыте – таков закон Учения древнейшего». [22]
Одним из важных результатов Огненного опыта было обретение Еленой Ивановной способности яснослышания, которая ценилась Учителями больше, чем ясновидение, и овладение которой считалось более сложным. Яснослышание позволяло сделать передачу мысли Учителя (а вместе с тем и текстов нового философского учения) максимально точной.
В письмах Е.И. Рерих не раз встречаются упоминания о том, что способность яснослышания считается Учителями самым совершенным способом передачи информации на расстоянии: «Огненный провод яснослышания считается самым прямым, самым ближайшим и сокровенным. Только невежда в оккультизме может считать, что письма, переданные хотя бы и по оккультной почте, [23] доказывают больший контакт, нежели непосредственный огненный провод яснослышания, которым пользуется между собой все Бел[ое] Братство! Все книги Учения указуют на этот прямой контакт. Неужели опыт Агни Йоги мог быть пройден и проходим без прямого контакта с В[еликим] Уч[ителем]! Ведь все книги даны и даются Великим Учителем на основании этого опыта». [24]
На вопросы ближайших сотрудников об авторстве и способах передачи учения Агни-Йоги Рерихам Елена Ивановна отвечала, что оно передавалось в основном именно с помощью яснослышания: «Конечно, автор книг – Сам Великий Владыка М. Я слышу и записываю, также и Н.К. Конечно, просто любопытствующим говорить этого не следует, но ближайшие могут знать». [25]
«Отвечу, что Учение передается обычно яснослышанием, но не путем вдохновения, которое имеет в виду большинство вопрошателей. Самое сокровенное, конечно, дается на сензаре. [26] Но вообще не могут быть ограничены способы передачи, ибо область духа беспредельна». [27]
Подчеркнем, что из всей семьи Рерихов яснослышанием обладала в наибольшей степени именно Елена Ивановна в силу того, что она осуществила Огненный опыт, то есть открыла и трансмутировала все энергетические центры.
В определенной мере опыт открытия энергетических центров прошел и Н.К. Рерих, но, конечно, не в таком масштабе, как его супруга. Известно, что в первые годы сотрудничества с Учителем художник воспринимал Его сообщения в основном с помощью духовно-мысленного контакта (называемого самим Махатмой М. «творчеством под Лучом») , характерного для людей, обладающих медиаторскими способностями. В дальнейшем Н.К. Рерих обрел способность получения информации от Махатмы М. еще и с помощью ясновидения и яснослышания. В процессе сотрудничества с Учителем высшие психодуховные способности Н.К. Рериха совершенствовались, как и у Е.И. Рерих.
Этапы Огненного опыта Е.И. Рерих и способы ее общения с Учителем
Помимо яснослышания, Елене Ивановне также были доступны и другие психодуховные способы получения информации от Учителя. В 1924 году она записала следующее сообщение Махатмы М., включенное затем в текст книги «Надземное»: «Когда Урусвати видит происходящее в Нашей Башне, это особый вид так называемой телевизии, а беседа соответствует телеграфному прямому проводу. Этот Провод не может быть открыт каждому. Не может быть открыто каждому Общение с Нами». [28]
Подчеркнем, что в силу неизбежных осложнений в ходе осуществляемого духовного эксперимента Е.И. Рерих не всегда могла принимать сообщения Учителя с помощью яснослышания. Были периоды, когда она не могла использовать эту способность. Но связь Е.И. Рерих с Учителем в такие периоды не прерывалась: она принимала сообщения Учителя путем передачи мысли. Иногда она еще и проверяла правильность принятой и записанной ею информации, используя для этого показания маятника биолокации.
Первым событием, вызвавшим у Е.И. Рерих ослабление способностей яснослышания и ясновидения, стал так называемый пожар центров, произошедший у нее в 1928 году в Тибете и вызвавший изменения в тонкоматериальных структурах ее организма. Аналогичные явления происходили у Е.И. Рерих и в дальнейшем.
В записях Е.И. Рерих есть слова Учителя М. о подобных сложных периодах: «(…) опыт с Проводом Братства закончился немного слишком рано. Ярая новая ступень оявилась с [19]37-года. Ярый провод уже был заглушен не только по случаю Армагеддона, но из-за ярого состояния твоего сердца. Урусвати не могла слышать усиленных голосов из-за ярого их глушения Тьмою. Кроме того, и сердце уявилось не только на перебоях, но на остановках протягновенных, и Мне пришлось принять экстренные меры для укрепления сердца.
Такое состояние тянулось еще два года с небольшими периодами нового слышания. Но Урусвати уже утвердилась на ярой мысленной передаче и уявилась, как самая лучшая сотрудница Мне. Урусвати оявилась на простом способе и яро Мне легком, и яро Я уявился на передаче тебе Моей Мысли. Моя Р[ука] легко наставляла маятн[ик] на нужные тебе знаки». [29]
Следующей ступенью процесса самосовершенствования Е.И. Рерих стало Космическое сотрудничество, начавшееся, по словам Учителя, в 1943 году. Эта ступень также была связана с очередным этапом йогической трансформации ее организма. Результатом этой ступени стали и новые возможности общения с Махатмой М., о которых Он сказал: «Твой опыт является новым соединением яснослышания и ясновидения с мыслительным процессом передачи на основе огненной трансмутации всех чакр». [30]
В дальнейших сообщениях Учителя, в 1952 году, говорилось: «…начни списывать в отдельную тетрадь и все относящееся до Космического сотрудничества, которое началось с [19]43-его года. (…) Яро подчеркни о даре, о возможности постоянной Беседы со Мною, и говорить, и получать ответы». [31]
Видимо, в этот период Елена Ивановна достигла особых успехов в мысленном способе общения с Учителем. Это создало особые условия для ее творческой деятельности. Если ее общение с Махатмой М. путем яснослышания осуществлялось лишь в определенные часы утра, вечера и ночи, то мысленное собеседование с руководителем она могла вести по несколько часов подряд, записывая при этом уникальные философские материалы.
В одном из писем друзьям она так писала об этом периоде ее творчества: «Мысленное Собеседование стало доступно во всякое время при условии одиночества и уже легко достигаемой постоянной внутренней настороженности или сосредоточенности. Длительность восприятия возросла, Собеседование продолжалось часами и затрагивало многие научные прогнозы в области космологии, и давало новое освещение историческим фактам прошлого, дальнего и близкого; давало ответы на вопросы, когда они были в положенных пределах». [32]
В дневниковых записях Елена Ивановна также отмечала: «Записи чисто мысленной передачи достигли таких размеров, что приходится записывать их в отдельные тетради. Мысленная передача происходит без помех». [33]
Иногда, в силу ряда объективных причин, мысленное общение Елены Ивановны с Учителем тоже претерпевало трудности, как и общение с помощью яснослышания. Но и в такие моменты оно не прерывалось.
В частности, подобная ситуация была в 1947 году, во время болезни Н.К. Рериха и общей сложной обстановки в Индии, охваченной гражданской войной на религиозной почве. В записях Е.И. Рерих говорится: «Смертельная болезнь Ф[уямы] оявилась на яром сокращении Моей Силы Космической… (…) Болезнь уявилась во время наплыва темных сил в долину. (…) Сила Врага уявилась на всей планете и на страшной силе (…). Моя Сокровенная Урусвати стала сотрудничать со Мною на мысленной передаче и на ярой проверке маятником». [34]
Судя по дневниковым записям, некоторые сложности в принятии сообщений Учителя возникли у Е.И. Рерих и при углублении ее Космического сотрудничества, в 1952-1953 годах. Это было связано со многими факторами, в том числе и с тем, что осуществляемая ею духовная работа создавала колоссальные нагрузки на ее организм. Но, как и ранее, Елена Ивановна в любых обстоятельствах быстро налаживала общение с Учителем. В дальнейшем же ее способности ясновидения, яснослышания и мысленной передачи информации значительно усовершенствовались.
Несмотря на то, что духовное общение Елены Рерих с Махатмой М. никогда не прерывалось, она не раз выражала желание научиться записывать Его сообщения с помощью автоматического письма, которым часто пользовался Н.К Рерих в первые годы сотрудничества с Учителем. Очевидно, Е.И. Рерих полагала, что с помощью этого метода она сможет быстрее и проще устанавливать общение с Учителем в те периоды, когда свойственные ей высшие психодуховные способности – яснослышание, ясновидение и передача мыслей – не могли проявляться в полную силу.
Учитель на ее просьбы отвечал, что она может обрести эту способность, но при этом постоянно предупреждал ее об ограниченности данного способа коммуникации и даже об определенных опасностях, создаваемых им. Подобные мысли были высказаны Учителем в нескольких диалогах с Еленой Ивановной:
«Могу ли я писать автоматически? – Конечно, можешь, но здесь не следует напрягать нерв». [36]
«Могу ли писать автоматически или же совсем не способна к этому? — Конечно, можешь, но не ранее двух недель. Но не желаю их ступени, [37] их развитие не выше полевых цветов». [38]
«Владыка, мне так хотелось бы писать автоматически! — Можно, но главное — не утомлять руку. По этой причине и Фуяме запретил писать.
Когда могу начать писать автоматически? — Не сейчас, ибо химизм Светил очень опасен. Лишь слепые не видят, насколько ненормальна погода». [39]
«Считаю, опыты Урусвати весьма своевременны. Можно пробовать и с (...). Так можно избежать вреда автоматического письма. Когда приходит срок накопления энергии, находится и применение».[40]
Вся история общения Елены Рерих с Учителем свидетельствует, что Он явно не спешил удовлетворить ее просьбу относительно передачи ей информации автоматическим письмом, и на то были свои причины. Махатма М. считал этот способ самым примитивным и не любил его, так как он был связан с механическим воздействием на нервный центр руки записывающего. В одной из бесед Махатма Мориа пояснил, почему не любит этот способ сообщения, и даже сказал, что следует прекратить использование автоматического письма во время коллективных медитаций последователей Рерихов в Нью-Йорке: «Мы избегаем все, что касается механики мускулов. Ведь даже мускулы должны выражать посылки воли. Мы не любим механического письма, ибо оно всегда затрудняет восхождение сознания. Оно не дает совершенствования тонкой энергии. Отправным обстоятельством все-таки будет чувствознание. При развитии чувствознания не угрожает опасность, которая связана с механическими видами сообщений. Так будем давать преимущество всему, что возвышает культуру мысли.
(…) Считаю полезным прекратить писания в Круге Амер[ики]. Ту причину скажу. Способ автоматического письма несовершенен, получается постоянное раздвоение. Воздействие идет на центр над кистью руки, но сознание тоже привыкло владеть тем же центром – два канала будут бороться, и тонкость выражений не достигается». [41]
Добавим, что Елена Ивановна с детства отличалась особо утонченной нервно-психической структурой организма, и, возможно, Учитель еще и по этой причине не хотел приобщать ее к данному методу передачи информации, полагая, что автоматическое письмо может негативно повлиять на ее нервные центры.
Кроме того, в сообщениях Махатмы М. не раз высказывалась мысль о том, что свойственные Е.И. Рерих высшие психодуховные способности позволяют ей получать от Него информацию духовными методами, а не механическими, и ей следует терпеливо развивать эти способности и дальше, а не идти вспять, к более примитивным методам. Так, однажды на слова Е.И. Рерих: «Мне так хотелось бы писать автоматически» Учитель ответил: «Твое сознание не удовлетворилось бы служить лишь инструментом. Но явим справедливость. Прошу ценить даваемое». [42]
Единственным механическим методом, который Е.И. Рерих изредка использовала при принятии сообщений Учителя, была проверка правильности записанного ею с помощью маятника биолокации. В записях, сделанных Еленой Рерих в 1953 году, Учитель констатировал: «Ярая не пишет автоматически, но ярая может иногда прибегать к маятнику для проверки услышанного и уловленного. Иногда такая проверка очень полезна, ибо яро уявляет воздействие иных центров. Ярое вызывание психической энергии на приказе уявиться на точных знаках или символах букв». [43]
«Записи Сокровенные»
После смерти супруга в 1947 году Е.И. Рерих продолжала записывать философские материалы, передаваемые ей Учителем М. Она вела эти записи до самого конца своей жизни. Махатма М. отметил, что эти знания давались ей в силу ее заинтересованности в научных вопросах: «Но твоя любовь к точному знанию уявила Записи сокровенные, которые не могут сейчас быть опубликованными. Но не являй никаких комментарий им». [44]
Эти записи составили большую часть рукописного архива Е.И. Рерих, переданного С.Н. Рерихом в СССР вместе с принадлежащей ему частью художественного наследия Н.К. Рериха. В настоящее время рукописный архив Е.И. Рерих находится в отделе рукописей Государственного музея Рерихов (Москва). [45]
Следует подчеркнуть, что подавляющее большинство данных рукописей Е.И. Рерих не успела отредактировать и подготовить к печати. Эти записи представляют собой в основном черновики и наброски, которые еще практически не изучались учеными-рериховедами. Но даже при беглом просмотре их совершенно очевидно, что научно-философская ценность этих материалов огромна. В них изложены уникальные знания по многим отраслям науки, представляющие собой интереснейший пласт древнейших культурных накоплений человечества. Эти знания веками хранились представителями тайной традиции философско-эзотерического знания Востока.
Передавая своей ближайшей сотруднице эти знания, Махатма М. прекрасно понимал, что содержание их большей части значительно опережало научное сознание нашей эпохи и не укладывалось в рамки современного мировоззрения. Именно поэтому Учитель дал Е.И. Рерих указание не обнародовать основную часть этих записей: «Яро никто не будет читать Записи, ибо ярые будут хранится в монастыре и будут опечатаны на (…) три столетия. И ярая Моя сотрудница страстно радуется такому страстному решению и сроку.
Ярые записи уявятся потом на хранении в страстном Храме Ориона на Алтае, и оявятся там со всеми памятными вещами, предметами». [46]
Именно по данной причине тексты, записанные Еленой Рерих после смерти мужа, не были опубликованы в качестве продолжения учения Живой Этики, хотя по сути они таковым являются.
С другой стороны, Учитель побуждал свою сотрудницу составлять из сделанных ею новых записей тематические подборки, чтобы в будущем – возможно, уже после смерти Е.И. Рерих – они могли быть опубликованы. Не исключено, впрочем, что отдельная часть данных записей – конечно, в случае, если бы Е.И. Рерих успела отредактировать и прокомментировать их – могла бы быть опубликованной еще при ее жизни.
Участвовали ли сотрудники Рерихов в записи учения Агни-Йоги?
Еще один вопрос, тесно связанный с главной темой данной статьи – это вопрос о том, могли ли ближайшие сотрудники Рерихов принимать и записывать учение Агни-Йоги наряду с ними. Данный вопрос был специально затронут самой Еленой Ивановной в ее письмах, и он имеет свою предысторию.
В 1935 году в жизни и деятельности Рерихов разыгралась настоящая драма: их культурно-просветительская деятельность в Америке завершилась страшным предательством, совершенным тремя из их доверенных сотрудников. Эстер Лихтман, Луис Хорш и его жена Нетти Хорш разрушили всё дело Рерихов и Учителя в Америке; при этом Хорш путем мошенничества с ценными бумагами еще и ограбил семью Рерихов и оставшихся верными им сотрудников. Инициатором этого предательства выступила Эстер Лихтман, ранее облеченная особым доверием Учителя и Е.И. Рерих.
Лихтман дважды подолгу гостила в доме Рерихов в Кулу: в 1929-1931 годах и в 1934-1935 годах. Время ее пребывания приблизительно совпадало с отъездом в экспедиции Н.К. и Ю.Н. Рерихов. Основной целью ее приездов была помощь Елене Ивановне в издательских делах – в основном, в переводе книг Агни-Йоги на английский язык, а также в поддержании переписки с сотрудниками в Америке и в других делах. В одном из писем Е.И. писала: «Живем с Ояной душа в душу. Так радостно, что могу передать ей все Учение в связи с прошлым и с происходящим, как чувствую. (…) Скоро закончим переводить «Агни Йогу», попутно уже переводим «Беспредельность». Мечтаем закончить все переводы». [47]
Но столь длительное пребывание Э. Лихтман в доме Рерихов в Кулу было вызвано не только ее работой по переводу книг Агни-Йоги. В Кулу ей предстояло пройти определенный духовный тренинг, чтобы научиться самостоятельно принимать сообщения Учителя. Это было связано с тем, что Учитель доверил Эстер Лихтман, духовное имя которой было Ояна, очень важную миссию – получать от Него краткие сообщения и передавать их остальным американским сотрудникам Рерихов. Благодаря этому Учитель мо бы передавать сотрудникам в Нью-Йорке самые важные и срочные советы и указания не при помощи телеграфных сообщений, открывающих планы Рерихов врагам, а путем телепатической связи. Так, например, во время напряженной ситуации в Америке, связанной с работой по продвижению Пакта Рериха, чему постоянно мешали его идейные противники, Учитель сообщал: «Об этих делах Я дам Указания через О[яну]. Ибо нельзя будет явить знание по телеграфу». [48]
Предполагалось, что после смерти Елены Ивановны Э. Лихтман сможет самостоятельно получать указания от Учителя и передавать их остальным сотрудникам Рерихов. Для обретения этой способности Рерихи специально тренировали Эстер-Ояну, начиная с 1929 года. В записях Е.И. Рерих говорится: «Теперь можно скоро приучать Ояну. Урусв[ати] может после говорить с нею, но вначале пусть Ф[уяма] положит руку на плечо. – Какой порядок беседы? Ояна присутствует на всех, кроме моей с Ф[уямой]? – Да». [49]
В своем дневнике Э. Лихтман тоже записала, что принимала участие в беседах Рерихов с Учителем, и при этом Н.К. Рерих клал руку ей на плечо для передачи своего магнетизма. После отъезда Н.К. и Ю.Н. Рерихов в Америку в 1929 году развитие духовных способностей Э. Лихтман продолжилось: она стала присутствовать на беседах Е.И. Рерих с Учителем. Иногда во время тех совместных бесед Елена Ивановна диктовала Э. Лихтман тексты учения, передаваемые ей Учителем.
Могла ли сама Эстер Лихтман во время тех бесед принимать от Учителя тексты учения Живой Этики? Исторические факты и источники говорят о том, что тексты учения Э. Лихтман никогда не принимала и не записывала самостоятельно.
Первым из таких источников следует считать письма Е.И. Рерих. Так, в письме ближайшим сотрудникам, написанном вскоре после совершенного Ояной-Эстер предательства, Е.И. Рерих писала: «Также хочу, чтобы Вы знали, что Ояна (…) порой действительно горела к Учению. И я диктовала ей тогда страницы Учения, не подлежащие еще опубликованию. Она тут же переводила их на английский язык и записывала рукою в особую тетрадь. В этих записях я большею частью выпускала свое имя, потому они могут при желании быть приписаны кому угодно. Так, родные, имейте это в виду. Записи эти начаты были во второй половине мая в [19]29-м году, продолжались весь [19]30-й и [19]31-й до дня ее отъезда в конце сентября. (…) опасаюсь, как бы не пришлось мне оставить особого письма об этих записях, чтобы после смерти не ввести в заблуждение последователей Учения. (…) Скорбит мое сердце об участи моих писаний в ярых руках!» (…)
Опасаюсь, как бы трио [50] не стало приписывать себе Учения». (…) Прошу Зиночку на заседании Комитета по «Агни Йоге» внести запрос: было ли зарегистрировано мое имя как автора книг Учения и были ли закреплены все права за автором?» [51]
Вторым свидетельством того, что Лихтман самостоятельно никогда не принимала тексты Живой Этики от Учителя, следует считать тот факт, что она никогда не заявляла, что делала это – ни официально, ни в своих дневниковых записях.
Живя в Кулу, Эстер-Ояна весьма подробно записывала в своем дневнике все интересные события, происходившие с ней в доме Рерихов. Писала она и о беседах с Учителем, в которых ей было позволено участвовать, и о том, что Елена Рерих передавала ей содержание своих бесед с Учителем и читала ей новые тексты Агни-Йоги, только что записанные ею. Но о том, что сама Лихтман записывала тексты Живой Этики вместе с Е.И Рерих, в дневнике Э. Лихтман ни слова не сказано. Есть лишь упоминание о том, что Учитель сказал, что после отъезда Н.К. и Ю.Н. Рерихов она будет участвовать в беседах с Ним вместе с Е.И. Рерих, и они обе запишут книги «Гимны Матери Мира» и «Таинства Гермеса».
Тексты этих книг так и не были записаны. Но в серию книг Агни-Йоги эти работы и не должны были войти. Они наверняка представляли собой небольшие философско-поэтические произведения наподобие тех, которые и раньше передавались Махатмой М. его сотрудницам-медиаторам Мейбл Коллинз и Нэнси Фуллвуд. Подобные работы представляли собой особый жанр литературы, который невозможно поставить на один уровень с философским учением, записанным Рерихами.
Не случайно после предательства, совершенного Лихтман, Е.И. Рерих – возможно, опасаясь, что предатели будет лгать о получении ими учения Живой Этики от Учителя – писала сотрудникам в уже упомянутом письме: «…утверждайте всем формулу, данную Владыкой. Именно, что Океан Учения может быть дан лишь через самых близких духов. То есть Владыки могут дать одну или две книжечки через разные каналы, но все тома систематического Учения Новой Эры под одним Великим Именем М. даются лишь через ближайший дух. Это необходимо установить в сознании подходящих к Учению». [52]
В соответствии с этой традицией, самое большее, что Учитель мог бы передать через посредничество Э. Лихтман – опять-таки, если бы она не совершила предательство – были тексты отдельных небольших работ, но отнюдь не книги учения Агни-Йоги.
Наконец, последним и самым очевидным свидетельством того, что Эстер Лихтман не имела никакого отношения к записи текстов Живой Этики, служат рукописи Е.И. Рерих. Ранее уже приводилась цитата из дневниковых записей Е.И. Рерих, в которых говорилось о записи ею книги «Беспредельность», причем Елена Ивановна отмечала: «Учитель доволен моими записями», и т.д. Существуют столь же убедительные доказательства того, что третью часть книги «Мир Огненный» также записывала одна Е.И. Рерих, без помощи Э. Лихтман.
Текст рукописей Е.И. Рерих за 1934-1935 годы (EIR-027 «Записи бесед с Учителем», тетрадь 27) [53] показывает, что после отъезда Э. Лихтман из Индии 4 февраля 1935 года Елена Рерих продолжала записывать текст третьей части книги «Мир Огненный», причем стиль ее записей абсолютно не изменился с того времени, когда в ее доме присутствовала Лихтман. Это убедительно свидетельствует о том, что и до, и после отъезда Эстер-Ояны тексты Агни-Йоги принимал один-единственный человек – Е.И. Рерих, и никто другой.
Записанные в тот период тексты учения Е.И. Рерих затем компоновала в параграфы книги «Мир Огненный» (часть третья), причем не в хронологической последовательности – по мере их получения – а по смыслу. Этот факт свидетельствует, что составление книг Агни-Йоги из текстов, продиктованных Учителем, было отнюдь не механическим занятием, а именно творческой работой, требующей не только глубокого осмысления содержания текстов, но и определенных литературных навыков.
В отсутствие Н.К. и Ю.Н. Рерихов, бывших в экспедиции, и Ояны, Елена Ивановна записала тексты учения, вошедшие затем в параграфы 424, 426, 427, 428, 429, 430, 431, 432, 433, 434 и т.д. книги «Мир Огненный» (часть третья).
Интересно отметить, что раньше, до отъезда Э. Лихтман, тексты третьей части «Мира Огненного» диктовались Е.И. Рерих Учителем целиком, с указанием на начало и конец параграфов, а параграфы записывались в их хронологической последовательности. После отъезда Лихтман Елена Ивановна стала записывать тексты учения не целыми параграфами, а в виде отдельных фрагментов, которые затем были включены ею в разные параграфы. Кроме того, до отъезда Э. Лихтман Е.И. Рерих прямо в тексте рукописи проставляла карандашом номера параграфов будущей книги, а после ее отъезда она практически этого не делала. Только в одном месте она поставила карандашом номер параграфа – 429. Эти фрагменты в черновой записи Е.И. Рерих соседствовали с другими сообщениями Учителя (некоторые из которых вошли затем в ее письма последователям). Видимо, эти изменения в записях Е.И. Рерих были вызваны острой нехваткой времени в связи с особо срочной работой по подготовке к изданию «Тайной Доктрины», а также по переводу книг Живой Этики на английский язык. После отъезда Лихтман всю работу, связанную с издательскими и другими делами, Елене Ивановне приходилось выполнять одной.
Подведем теперь итоги. Все изложенные выше факты говорят о том, что американские сотрудники Рерихов не участвовали в записи учения Агни-Йоги. Из текстов, записанных ими на коллективных беседах с Учителем, в первые книги Живой Этики вошло лишь несколько предложений – столь мизерный объем невозможно считать реальным участием в записи учения.
Тексты учения Агни-Йоги принимались только Е.И. и Н.К. Рерихами, и в гораздо меньшей степени – Ю.Н. Рерихом. Во время отсутствия Н.К. и Ю.Н. Рерихов текст учения принимала и записывала одна Е.И. Рерих.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Самохина Н.Е. Философское учение Агни Йоги: космос, человек, сознание (историко-философский анализ). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Москва, 2008.
2. Известное из практики спиритизма автоматическое письмо существенно отличалось от того способа, которым Рерихи получали сообщения от их Учителя. Но поскольку внешне оба способа были похожи, Рерихи сначала тоже называли свой способ общения автоматическим письмом. – Здесь и далее примечания автора.
3. Рерих Н.К. Цветы Мории. Берлин, 1921.
4. Речь идет о первой книги из серии «Агни Йога» – «Листы сада Мории».
5. Беликов П.Ф. Рерих. Опыт духовной биографии.
6. Попов Д. Н. Учение Живой Этики Рерихов. Опыт типологического анализа и общий обзор источников // Рериховское наследие: труды конференции. Т. XVII. Семья Рерихов на Востоке. Рерихи и их современники в годы Великого перелома (1917–1927). С. 359. — СПб.: СПбГМИСР, 2018. С. 348-375.
7. Там же. С. 359-360.
8. Колокол – название одного из высших энергетических центров головного мозга.
9. Записи Учения Живой Этики, 06.08.25.
10. Записи Учения Живой Этики, 18.06.22.
11. ОР ГМР, № 281, разворот 58.
12. Запись от 26.08.1929; ОР ГМР, № 145, разворот 20.
13. ОР ГМР, 14. Мир Огненный, часть 3, 134.
15. Речь идет о Е.И. Рерих, бывшей женой Махатмы М. во многих прошлых воплощениях. 16. ОР ГМР, № 196, разворот 54.
17. Речь идет о Е.И. Рерих.
18. Духовное имя Н.К. Рериха, бывшее его настоящим именем в одном из прошлых воплощений.
19. ОР ГМР, № 196, разворот 53.
20. Грани Агни Йоги, 1957 год, 434 (Окт. 5).
21. Рерих Е. И. Из письма от 08.09.34.
22. Рерих Е. И. Из письма от 13.07.48.
23. Речь идет о материализации (осаждении) писем Махатм, применявшейся во время жизни Е.П. Блаватской, в начале истории Теософского движения (см. «Письма Махатм»). 24. Рерих Е.И. Из письма от 07.12.35.
25. Рерих Е.И. Из письма от 18.11.35.
26. Сензар – тайный международный язык сотрудников Белого Братства.
27. Рерих Е.И. Из письма от 12.07.38.
28. Надземное, 120
29. ОР ГМР, № 235, разворот 60.
30. ОР ГМР, № 219, разворот 90.
31. ОР ГМР, № 192, разворот 70.
32. Рерих Е. И. Из письма от 12.11.46.
33. ОР ГМР, № 163, разворот 2.
34. В долине Кулу, где жили Рерихи, также развернулась кровавая междоусобица между мусульманским и индуистским населением, охватившая тогда всю страну. Жертвами войны на религиозной почте стали тысячи мирных жителей.
35. ОР ГМР, № 182, стр. 148-149.
36. Записи Учения Живой Этики, 08.11.1928.
37. Возможно, речь идет об американских сотрудниках Рерихов, записывающих некоторые послания Учителя автоматически.
38. Записи Учения Живой Этики, 05.03.29.
39. Записи Учения Живой Этики, 28.05.33.
40. Записи Учения Живой Этики, 14.06.36.
41. Записи Учения Живой Этики, 08.03.1929.
42. Записи Учения Живой Этики, 29.09.34.
43. ОР ГМР, № 194, разворот 46.
44. ОР ГМР, № 281, разворот 58.
45. Архив ГМР. Е.И. Рерих. Архивные материалы. 46. ОР ГМР, № 4, стр. 134, запись от 29.09.54.
47. Рерих Е.И. Из письма от 12.12.29.
48. Записи Учения Живой Этики, 02.02.35.
49. Записи Учения Живой Этики, 06.04.29.
50. Так сторонники Рерихов назвали трех предателей их дела.
51. Рерих Е.И. Из письма от 04.10.1935.
52. Рерих Е.И. Из письма от 04.10.1935.
53. https://roerichsmuseum.website.yandexcloud.net/EIR/EIR-027.pdf
Свидетельство о публикации №221032101336