Умная шапка-2

(продолжение сказки)

Много ли мало ли времени прошло, про то никто не ведает, только запала зазноба в сердце Ивану, и говорит он однажды матушке:
- Стало быть пойду я невесту свою, шапкой мне наречённую, искать.
- Куда же ты пойдёшь? – всплеснула руками мать. - Неужто в нашем селе хороших девчонок мало?!
- Правду ты говоришь, мать, девушек красавиц и в нашем родном краю хватает. Вот только зацепилась в мои думы та девица, мысли мои вокруг неё уже такой клубок свили, что никому не под силу распутать. Образ её на сердце лежит и, как луна в колодце, по ночам отражается. Стало быть, влюбился, и потому быть ей моей суженой.
- Да где же она живёт, та девица? Где искать её станешь? – не унимается мать, волнуется сердцем за сына.
- Я пойду вдоль реки, там, где в первый раз увидал её, а дальше сердце подскажет, да и умная шапка поможет, не зря же я за неё на базаре пять рубликов отдал.
Сказал так Иван и стал собираться в дорогу. Мать ему с собой дала хлеба ржаного, пирогов с картошкой да молока в крынке. Сложил он всё в корзину, повесил за плечами, обнял мать на прощание и в путь отправился.
До реки то он быстро добрался, а дальше куда идти и не знает.
Сел Иван на камень на берегу и призадумался. Вдруг видит: скачет лягушка по бережку.
- Лягушка, скажи, где мне девицу-красавицу, судьбу мою, искать?
- Ты речку вброд вначале перейди, - проквакала ему лягушка.
- Где же он брод то этот? – спросил Иван.
- Так и быть, покажу тебе, горемычному. Вижу, шапку свою нашёл. Ступай за мной, я вперёд тебя по бережку поскачу и где в воду нырну, там значит брод и будет, - сказала так лягушка и запрыгала, а Иван следом за ней пошёл вдоль берега.
Недалеко они ушли, тут и камни из воды выступили, большие да плоские.
- Ну, ступай теперь, Иван. Ты помни про доброту мою, не забывай, - сказала так и скрылась под водой, только лапки зелёные мелькнули у него перед глазами.
Перебрался Иван через реку и видит: раскинулось перед ним поле золотистое пшеничное, колосок к колоску льнёт, да малиновка песенку поёт на дереве.
Присел Иван под деревом, а был это большой раскидистый дуб. Достал из корзины матушкино угощение. Спустилась малиновка ниже, да и пропела:
- Иван, оставь мне крошечек от своего пирожка, а я тебе так и быть дорогу покажу.
Удивился Иван и говорит:
- Откуда ты знаешь, куда я иду и что ищу?
- Мы птицы небесные, над землёй летаем и весь мир наблюдаем и про всех всё знаем.
Поделился Иван с ней пирогом.
Говорит ему пташка:
- Ты ступай, Иван, через поле, я вперёд полечу, а ты за мной в ту сторону иди. Ах, нет у вас у людей крыльев, а если и были б, то в небе было бы нам уже тесно.
- Чудно ты рассуждаешь, - подивился Иван, однако за птицей последовал.
Долго ли коротко ли бежала дорожка, только пришёл Иван к терему расписному. Наличники на нём резные словно белое кружево, крыша красная с медным петушком, а дверь крепкая, железом окованная.
Постучался Иван в тот дом, только никто ему не отворил. Подивился молодец, обошёл он дом с правой стороны – ни одного окна в нём, обошёл с левой стороны – глядь, веранда у дома появилась.
«Что за чудеса?» - удивился Иван, смотрит с веранды ему миловидная девица платочком машет, мол, заходи скорее.
Поднялся Иван по ступенькам, зашёл на крыльцо, а девица уже за стол его зовёт чай пить и по-разному привечает, мол «суженый мой, ненаглядный, иди скорее ко мне, любимый!»
Обрадовался он, ступил ближе к столу, только взгляд в сторону леса кинул, и видит, что не лес уже высокий, а вместо него болото да ельник густой непроглядный, испугался Иван и говорит девице:
- Что за чудеса такие?
- Ждала я тебя долго, Иванушка, слёз много выплакала всё по тебе, по суженому моему, и вот наконец-то ты явился к дому моему! Ну здравствуй, любезный! Отведай моего угощения! Будь мне другом и женихом, коли пожелаешь, - отвечает ему та девица.
- Благодарю тебя за приветливое обхождение, да за угощение, - вежливо поклонился ей Иван, - только иду я невесту свою искать, ты на неё совсем не похожа. Видно, не быть мне женихом твоим!
Рассердилась девица, позеленела, зашипела, телом извилась вся и в гадюку обратилась. Смотрит Иван, а на столе вместо щедрого угощения кости да черепа лежат. Испугался он, сошёл в смятении с той веранды, да снова дом обошёл, теперь уже с правой стороны.
Глядит, снова крыльцо появилось, правда другое уже, но ещё краше прежнего, перила резные, ставни расписные, а на крыльце другая девица, ручкой своей лебединой его манит, в гости зайти приглашает.
Снова поднялся Иван на крыльцо, прошёл по ковровой дорожке красной, поклонился девице распрекрасной. А та всё ручкой манит его, в покои свои зазывает. Остановился Иван на пороге и спрашивает её:
- Не видала ли ты девицы прекрасной, ищу я невесту свою, ту, что шапку мною обронённую, подобрала, да мне принесла.
- Нет, не видела, - отвечает девица. – Неужели же я хуже её буду? Я ведь тоже любить умею! Ты подойди ко мне поближе! – а сама на кровать прыгнула. - Ты сядь рядышком, Иванушка! Что я тебе на ушко пошепчу, ты такое ни разу не слыхивал.
- Не могу я задерживаться в пути! – отвечает ей Иван. - Ищу я девицу дивную, а твои слова, хоть и приятны они, но для других ушей верно предназначены.
Сказал так, да и повернулся, чтоб назад идти, только видит не лес перед ним, а поле чёрное, молодыми телами усеянное, словно после сечи какой или стрельбища. Испугался Иван, взглянул назад, вороньём та девица распрекрасная разлетелась вся, словно и не было её вовсе.
Побежал он к крыльцу, только чувствует, под ногами шатаются доски да перекладины. Спрыгнул Иван с крыльца, да от дома прочь пошёл.
Углубился он чащу лесную, ни души человеческой, но птицы поют так дивно и солнечный свет так тепло по щеке ласкает, что какое-то благостное чувство охватило его. Вышел он на поляну, смотрит, а посреди поляны ручей бежит, наклонился он, чтобы воды испить и увидел в ручье отражение своей невесты, той, что искал так долго.
- Где же ты была? – Иван её спрашивает.
- А я тебя всё время здесь ждала, - отвечает ему девица, и звенит её голос, словно вода в ручье.
Обернулся Иван, нет никого позади него. Удивился и спрашивает её снова:
- Где же ты, ненаглядная?
- Я здесь в ручье, - отвечает ему девица.
- Так ты выйди ко мне, - просит её Иван.
- Не могу я выйти к тебе, мой милый. Злые сёстры мои заколдовали ручей этот, - отвечает девица.
- Как же нам быть с тобой? – недоумевает Иван.
- У тебя же шапка волшебная есть, - отвечает ему девица. - Ты её задом наперёд надень, и увидишь, что случиться.


Рецензии