Пути Господни

ЧАСТЬ 1

Андрей и Анна вышли от друзей уже за полночь. Накрапывал мелкий дождь, воздух был пронизан холодной сыростью.

– Кто поведёт машину? – спросила жена.

– Веди сама. Ты трезвее, – муж подбросил ей в воздухе ключи, которые она едва поймала.

Дождь усиливался, заливая лобовое стекло плотным потоком воды, с которым «дворники» еле-еле справлялись. Хотелось скорее добраться домой, а впереди ехавшая «Лада» двигалась, как неживая. Анна надавила на газ и обогнала машину, но только она вернулась в свою дорожную полосу, как на повороте её ослепил свет фар – из-за угла на встречку вылетел BMW, обгоняя грузовик. Мгновение – и от удара в супругов брызнул фонтан разбитых стёкол. Их автомобиль слетел с дороги в кювет и несколько раз перевернулся.
_________________________________
Анна открыла глаза. Голова кружилась, всё тело ныло от боли. Она взглянула на мужа – его окровавленная голова бессильно завалилась набок. Девушка попробовала его растолкать, но он был без сознания. Вдали послышались звуки сирены – кто-то вызвал помощь.

Врачи сказали, что она родилась в рубашке, – отделалась лёгким сотрясением мозга, несколькими ушибами и ссадинами. Андрею повезло меньше. Два часа спасатели распиливали металлический корпус, чтобы извлечь парня из тотально изувеченной машины, плотно сдавившей ему ноги. Его раздробленные кости хирургу пришлось собирать, как пазлы. Полгода в гипсе…

Всё это время Анна ухаживала за мужем, убеждала в том, что он обязательно поправится. Главное, что он жив. В то время как виновник ДТП погиб на месте… Деньги, полученные за автомобиль от страховой компании, пошли на лечение Андрея. Наконец, настал долгожданный день снятия гипса. Но последовал страшный приговор – Андрей больше никогда не сможет ходить.

Он впал в депрессию. Крепкий 29-летний парень, перспективный преподаватель ВУЗа, недавно защитивший кандидатскую диссертацию, вынужден беспомощно зависеть от жены, принося в дом лишь пенсию по инвалидности… Кому он теперь нужен? Анна пыталась поддержать его. Приводила друзей, но их сочувственные взгляды только унижали Андрея. Она вывозила его на природу, но его ничто не радовало. Приглашала психолога, но муж даже разговаривать с ним не хотел. У Анны опустились руки. Иногда её посещала мысль о том, что лучше бы он погиб. А так и сам мучается, и ей жить не даёт. Ей ведь только 28 лет.

Она стала раздражительной. Всё позже возвращалась с работы, в выходные почти не бывала дома. Андрей постоянно находился один, с горечью осознавая свою ненужность. Однажды Анна вернулась домой только утром. Едва вступив на порог и закрыв дверь, она услышала вопрос:

– У тебя появился любовник? – Андрей сидел в инвалидном кресле перед входными дверями.

– А тебе какое дело? – Аня нервно расстегнула сапоги и швырнула их в угол.

– Я пока что твой муж…

– Ключевое слово – «пока что», – она обошла его коляску и открыла дверь ванной.

– Ты не могла бы мне дать шуруповёрт?

– Я тебе что, нянька, чтобы твои прихоти исполнять? Зачем тебе шуруповёрт?

Андрей пожал плечами:
– Да так… Саморез хотел в стену вкрутить. Чтоб рога повесить.

– Ты невыносим, – Анна злобно взглянула на мужа. – Да, у меня появился мужчина. Потому что я живая. Мне мужик нужен, а не калека. Я молодая, я жить хочу, а не всю жизнь сидеть у кровати лежачего мужа.

– Я уже не лежачий… – тихо произнёс Андрей, сокрушённо глядя в пол.

– Давно ли? И что мне теперь – до старости тебя в коляске возить? У меня бицепсы скоро будут, как у спортсмена. Я выходила замуж не для того, чтобы в одиночку тянуть и себя, и инвалида. Хватит с меня, – она принесла с балкона чемодан и стала нервно собирать вещи.

– Ты куда?

– К Паше. Он давно уже зовёт к себе. На эту однушку я, конечно, не претендую. У него своя квартира есть.

– Подожди, Аня. Ты сегодня, как цепная собака. Я понимаю, тебе тяжело. Но дай мне время…

– Хватит. Сколько тебе нужно времени? Год? Десять? Всю жизнь? Я хотела тебе помочь. Я искала специалистов, я ухаживала за тобой, пыталась поддерживать. Я сделала всё, что могла. Но невозможно спасти человека, который сам себе помочь не хочет. Ты же от всего отказываешься. У меня сил больше нет, – она захлопнула чемодан и застегнула его. – Остальные вещи заберу завтра.

– Аня, подожди. Я… Да, я вёл себя, как дурак. Прости. Но пойми и ты меня. Вся моя жизнь, все мои планы, мечты – всё разбилось в той аварии. Мне нужно время. Аня… – Андрей в коляске поехал за ней в прихожую, но входная дверь перед ним громко захлопнулась.

Аня выскочила в коридор и, прижавшись спиной к стене, заплакала. Ей было противно от самой себя. Она понимала, что говорила с мужем грубо и жестоко. Но пусть он лучше ненавидит её, чем пытается вернуть. Она больше не может тратить свою жизнь на калеку, у которого нет никакого шанса на выздоровление. Это невыносимо…
____________________________
Андрей остался один. Всё, что раньше выполняла жена, теперь ему пришлось заново учиться делать самому. Два раза в неделю к нему приходила соцработница, чтобы кое-как прибрать, постирать, приготовить, сходить за покупками. Прежние друзья лишь изредка навещали его. Он с горечью просматривал фотографии бывшей жены «ВКонтакте». Андрей был уверен в том, что он сам стал причиной её ухода. Но ему было больно и обидно от того, что Анна бросила его именно сейчас, когда она больше всего ему нужна. Получив развод, она вышла замуж за своего начальника. Павел не отличался красотой и был старше её на 12 лет. Но он был здоров и обеспечен. А Андрей всё болезненнее ощущал себя ничтожным и никому не нужным. Высокий, симпатичный, он превратился в беспомощного калеку, который зависит от государственного пособия. Это было унизительно для него.

Парень часто размышлял о том, за что или зачем он стал инвалидом. Почему именно он? В мире столько убийц и маньяков, которые свободно ходят по Земле, а он, не совершивший ни одного преступления, лишён того, что дано природой почти каждому. Но ответов не было… Однажды мучительные, мрачные мысли настолько завладели им, что он включил газ, намереваясь покончить с собой. Но именно в этот момент в дверь позвонила соцработница, которая вчера где-то забыла зонтик. К слову, зонт в его квартире она так и не нашла.

Андрей жил на первом этаже в доме с пандусами, поэтому мог самостоятельно выезжать из квартиры в инвалидной коляске. Но мир для него стал совсем негостеприимным. Лестница в 2-3 ступеньки теперь казалась ему Эверестом. Выступы тротуаров без покатого спуска на пешеходных переходах стали сложным препятствием. А ведь раньше он их даже не замечал. Весь его мир ограничился парой ближайших кварталов.

Парень всё яснее понимал: хуже, чем одиночество, – только одиночество инвалида. Но ради чего он остался жив? Где найти силы жить дальше? Андрей искал, искал ответы…

ЧАСТЬ 2

Проезжая в инвалидном кресле по улице, Андрей остановился перед стайкой голубей. Наблюдая за тем, как пернатые свободно гуляют по тротуару, парень думал о великом даре – самостоятельно ходить. Только потеряв его в аварии, он осознал, насколько же был богат. И как бессовестно не ценил это. А теперь он никому не нужен… Вдруг на его колени легла 100-рублёвая купюра. Он поднял глаза и увидел перед собой бабушку в косынке.

– Женщина, что вы! Зачем? Возьмите обратно!

Но старушка протестующе замахала руками:

– Бери, бери, сынок! Я ведь от чистого сердца, – она перекрестилась и вошла в широкие деревянные двери. Андрей посмотрел наверх и только сейчас понял, что находится у православного храма. Недалеко от него сидел старичок с баночкой для милостыни. Андрея тоже приняли за попрошайку… Оскорбившись своим унизительным положением, он нервно смял купюру и хотел выбросить её в урну, но подумал о том, что и у старушки она была не лишняя. Он перекрестился и въехал в двери церкви. Его встретили настороженные взгляды прихожан, ожидавших, что инвалид собирается клянчить деньги. Но парень, окинув взором храм и не найдя ту пожилую женщину, сам опустил 100 рублей в ящик для пожертвований. Торопиться было некуда. Он стал рассматривать иконы в резных окладах, расписные стены. В тишине и спокойствии храма, наполненного православной красотой, ему стало так уютно, будто после долгих скитаний он вернулся к себе домой.

Андрей подъехал к образу Божией Матери. Парень не знал молитв, не знал, о чем её просить. Чтобы вернулась жена? Это эгоистично. Разве она будет счастлива с калекой? У неё теперь новая семья. Чтобы исцелиться? У него не было этой надежды. Он смотрел в глаза Девы Марии на иконе и просил лишь одного: чтобы она дала ему знать, как жить дальше.

В этот момент началась вечерняя служба. Не понимая смысла слов, парень окунулся в мелодии песнопений. Впервые за долгое время Андрея покинули мрачные мысли о его ничтожестве. Ему вдруг стало легко и радостно. После службы он купил в церковной лавке библию и молитвослов. Читая православные книги, он удивлялся тому, как легко они проникали в его душу. А ведь ещё недавно он считал себя атеистом и не понимал, зачем его в детстве крестили… Андрей стал часто посещать храм, исповедоваться, причащаться. Тяжёлые, безысходные мысли всё реже мучили его.

Однажды, открыв дверь церкви, он услышал безутешное рыдание. Перед образом Богородицы на коленях стояла девушка и слёзно молилась. «Видимо, ей намного тяжелее, чем мне», – подумал Андрей и подъехал к ней.

– У вас случилось горе?

– Да, – не оборачиваясь, всхлипнула девушка. – Случилось то, что я полная дура.

– Многие с этим всю жизнь живут и не беспокоятся. Что же произошло у вас?

Немного успокоившись, она заговорила:
– Полтора года назад я познакомилась с парнем по интернету. Образованный, красивый, с квартирой своей. Он предложил переехать к нему. Я приехала, мы стали жить вместе. Устроиться на работу он мне не разрешил. Говорил, что женщина должна домом заниматься, а не работать. Позвал замуж. Уговорил, чтобы я продала свой дом в пригороде, – он мне после родителей достался. На эти деньги мы купили машину. И вот проходит месяц, полгода, год, а на мои вопросы о свадьбе у него тысячи отговорок. Перед этим сначала нужно то карьеру построить, то его маму замуж выдать. Он стал грубым, всё время оскорбляет. Что ни сделай, всё не так. А недавно начал пить, несколько раз бил меня. Я схватила вещи, которые в чемодан вместились, и сбежала от него. Ночевала на вокзале. И теперь я не знаю, что мне делать. У меня нет ни жилья, ни работы, ни денег… – Девушка зарыдала, уткнувшись лицом в ладони.

– Вы могли бы пожить у меня. Правда, квартира только однокомнатная…

– Да за кого вы меня держите, – она резко обернулась, но тут же изменилась в лице – перед ней сидел молодой человек в инвалидной коляске. – Ой, простите… Я тут жалуюсь. А ведь вам ещё хуже, чем мне, – девушка нервными движениями стала вытирать слезы с милого, раскрасневшегося лица. На вид ей было года 23.

– Ничего, я уже привык. Не подумайте ничего дурного. Просто вы так горько плакали… Вы, правда, можете пожить у меня, пока не найдете работу и жильё. Квартира у меня однокомнатная, но я могу спать на кухне.

– Что вы… Неужели я стану вас обделять. Вам самому помощь нужна. А тут я…

– Вот и давайте друг другу поможем, – улыбнулся парень. – Вас как зовут?

– Нина.

– А меня Андрей, – он протянул ей руку, которую она неуверенно пожала. – И давай лучше сразу на «ты».

Нина поселилась у него. Первым делом она вычистила его квартиру от пыли, которая скопилась за год его одинокой жизни без жены.

– Какие вкусные пирожки! – Андрей смаковал воздушную выпечку. – Как же вкусно ты готовишь!

– Я повар-кондитер по образованию.

– Я уже забыл, когда такую вкуснятину ел. Обычно ем то, что сам приготовлю или соцработница наспех наварит.

Нина устроилась на работу в школьную столовую. Вечерами они вместе с Андреем смотрели фильмы, читали книги, беседовали обо всём на свете. В выходные она возила его гулять в парк и на набережную, они вместе посещали храм. Парень больше не чувствовал себя одиноким.

Когда он увидел, что у девушки износились туфли, он их подклеил, начистил, поменял набойки. Увидев их, она воскликнула:

– Ух, ты! Как новые. А ты отличный сапожник. Может, тебе заняться ремонтом обуви?

Удивительно, но в этот момент он думал о том же. Они с Ниной были на одной волне: только один из них о чём-то подумает, как другой уже озвучивает эту мысль почти теми же словами. Она купила инструменты и расклеила по району объявления. Люди стали приносить ему обувь в ремонт. Появилось новое дело, приносящее заработок. Вскоре Андрей оформился индивидуальным предпринимателем, снял небольшое помещение, у дверей которого разместилась вывеска «Ремонт обуви». Клиентов стало больше.

Однажды он заметил, что Нина ищет в интернете адреса съёмных квартир. Он вздохнул и спросил:

– Тебе со мной плохо?

– Нет, что ты! Но мне неудобно, я уже полгода у тебя приживаюсь.

– Приживаешься? Да я только благодаря тебе жить начал! Впрочем… Зачем тебе калека? – Он уже хотел откатиться в сторону, но повернулся к ней и взял за руку. – Просто знай, что я люблю тебя. Если бы я был здоров, я бы сделал всё, чтобы ты стала моей женой. Но я понимаю, что инвалид тебе не нужен. Ты никогда не согласишься…

– Я согласна.

Парень взглянул в её глаза, пытаясь понять, правда ли это.

– Я согласна, – повторила девушка и обняла его за плечи.

– Нет, дорогая, так не пойдёт, – Андрей улыбнулся и, крепко прижав её к себе, поцеловал.
____________________________
Гуляя по парку, Нина везла супруга в инвалидном кресле. Навстречу им шёл мужчина, которого Андрей видел на фото бывшей жены в интернете. Новый муж Анны вёз детскую коляску. В груди Андрея неприязненно кольнуло – хоть он давно не думал о них, но обида ещё жила в его душе. Павел подошёл к нему:

– Здравствуйте. Вы ведь Андрей? – его взгляд скользнул по обручальному кольцу инвалида и на мгновение задержался на лице Нины.

– Да, а вы Павел. Что же вы один гуляете с ребенком? Где мама?

– Как? Вы не знаете? Аня… Она… Её больше нет, – Павел вздохнул и отвёл взгляд. – Она до самых родов водила машину, которую я ей подарил. Когда начались схватки, Аня была за рулём и не справилась с управлением. Она попала в аварию. Ребёнка спасли, а её нет…

Андрей побледнел. Все болезненные обиды вдруг потускнели перед этой страшной вестью.

– Какой ужас, – проговорила Нина. – Должно быть, вам тяжело одному с ребёнком. Если вам нужна помощь, вы обращайтесь. Мы всегда поможем.

Павел смущённо посмотрел на девушку и перевёл взгляд на Андрея:

– Простите меня. Это ведь из-за меня она ушла от вас.

– Да что я… У меня всё хорошо, – ошеломлённый Андрей рассеянно погладил руку Нины, лежащую на его плече. – Ане гораздо хуже, чем нам с вами.

Мужчина попрощался и повёз детскую коляску к выходу парка. А Андрей вдруг вспомнил слова Анны перед её уходом: «Я молодая, я жить хочу». Он долго смотрел Павлу вслед и поражённо думал о том, как же неисповедимы пути Господни…


Рецензии