C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Тайна исповеди

            Да, это действительно тайна; тайна и загадка природы; хотя и эту загадку можно разгадать, т.е. раскрыть очередную тайну природы, коих человечество разгадало уже несметное множество. Были бы только инструмент, система и любознательность.
            Обращаться к этому феномену, как к тайне природы, пожалуй, может кому-то показаться необычным, а кому-то даже кощунственным. Но это уже проблема той системы, которая эксплуатирует данный механизм природы, а мы в данном феномене с рациональным подходом разберёмся.
            Инстинкты. Как неожиданно эта тема зазвучит в связи с тем, что издавна относят к духовному. Но, тем не менее, нам выбирать, жить ли среди сказок, или жить осознавая причины, следствия, механизмы. Хотя, честно говоря, немного сказки в жизни всё же не хватает. Но тогда; тогда, когда надо спасаться; тогда, когда разболтавшееся человечество надо собрать для обретения им своей единой воли; когда общественная дискоординация доходит уже до критического уровня — пора от сказок переходить к делу, а оно возможно лишь на основе рационального понимания.
            И опять, опять инстинкты, которые, если подумать, действуют во всех сферах человеческой жизни без исключения; инстинкты, как основные директивы, нашей деятельности, нашего миропонимания и нашего мировосприятия. Нет, они не наше ВСЁ, но они директивы.
            Естественный отбор у человека, как у особенно стайного животного, шёл не только по отдельным особям, но и по сообществам. Есть стаи у диких животных, есть стаи у человека; и эти стаи называются племенами. Они крупнее и сложнее, чем стаи других животных; они, как и всякие животные стаи основаны на группе социальных и коммуникативных инстинктов; и без них человечество никогда жить не сможет, не смотря ни на какой прогресс, потому что так велят человеческие инстинкты. Естественный отбор шёл по племенам и родам, включённым в племя. В этом проглядывается также и естественный отбор на популяционном уровне, так как племя, пожалуй, можно рассматривать одновременно и как стаю, и как популяцию.
            Так было у древнего, доисторического человека, который формировался как биологический вид, и у которого эволюционно формировался особо сложный стайный уклад. А уклад-то этот наследуется, поскольку основан на генетически заданных платформах — на инстинктах социальной группы. Отбор шёл и по племенам; и те из них, что имели наиболее рациональный порядок — они и выжили; они и воздвигли мощную человеческую цивилизацию, формируя из племён этносы путём объединения. А внутренний порядок — это правда; правда во всём.
            Но, увы, все мы нестабильны, и время от времени совершаем что-то, что наносит ущерб обществу или другому человеку, даже если этого не хотим. И вот тут для поддержания внутреннего спокойного и рационального распорядка сообщества необходима та правда, которая прольёт свет на возникшую проблему, не даст законсервировать её, не даст перевести в хроническую латентную форму, которая может прорваться в любой неподходящий момент. Вот поэтому у каждого инстинктивно полноценного человека есть свойство, которое мы называем           «СНЯТЬ ГРУЗ С ДУШИ». То есть когда имеется некий проступок, в норме у любого генетически нормального человека возникает инстинктивное желание «ИЗЛИТЬ ДУШУ», а инстинктивные устремления весьма трудно преодолимы, хотя и в разной степени. И, если инстинкт не удовлетворяется, то накопление таких программ сводит с ума.
            Таких примеров множество и в классической художественной литературе. Например, Порфирий Петрович, видя внутреннюю жестокую борьбу Родиона Раскольникова, рекомендовал ему покаяться и даже ждал, даже предоставил ему такую возможность явки с повинной, как видимую неизбежность, неотвратимость для несчастного Раскольникова; видя, как это сводит его с ума.  Неправда всегда сводит с ума и в литературе и в жизни. Ещё великолепный и кино- и литературный пример —  «Угрюм-река», где честный, деловой и устремлённый паренёк Прошка Громов постепенно превращается в монстра и убийцу, а потом сходит с ума в самом прямом смысле. Хотя это случай крайний. Но в обществе не стоит накапливать даже малых заноз. И в литературе, и в жизни полно таких примеров, недаром это вылилось на бумагу классиков. Есть, конечно, особи и не склонные к такой внутренней войне на почве собственных преступлений, но это уже результат генетического дефекта по отсутствию врождённого свойства.
            Таким образом то, что называется исповедью, основано на инстинктивном механизме; и, если мы это поймём, то это не будет для нас тайной, и мы это можем учитывать и использовать при построении разумного и скоординированного в самом себе общества.


Рецензии