Время собирать имена. Берёзова - Обнорский -1

         Центр Киева, улица Пушкинская. Драматический театр им. Леси Украинки. А вокруг «театральные» дома, где в свое время жили преимущественно люди искусства – работники и других расположенных неподалеку театров – Оперы и балета им. Т.Г.Шевченко, Украинской драмы им. И.Франка, Филармонии и Консерватории. Имена, каждое из которых достойно мемориальной доски, стен не хватит, чтобы для всех место найти. Дома стареют, но держатся, переживают своих обитателей на поколения. А новые жильцы уже из «зрительного зала», не поют, не танцуют, а выбрали это место жительства из-за его титула «центра» города.
              Родственники и наследники либо по бедности, либо по причине «отдыха природы» именно на них, освобождают родные гнезда с перелетом в более дешевые окраинные многоэтажки. А некоторые корифеи сцены, «женившись» в свое время на искусстве, ушли в мир иной, не оставив никаких потомков.
  В квартирах остается разный хлам, новые жильцы, нанимая строителей - киллеров этой старины, сетуют на необходимость оплачивать лишние грузовые хлопоты. А часто идут на хитрости. Вместо того, чтобы вызвать грузовик, применяют к мусору модное слово – диверсификация. Очень простое действие, после очередного рабочего дня с кульками и торбами непринужденной походкой рабочие разносят строительный неликвид по мусорным контейнерам всех прилегающих домов.
Так случилось и на этот раз. Во время очередной ходки в мусорном контейнере был найден старый чемодан, хорошо сохранившийся, коричневый, плотный с металлическими уголками и даже привязанным к ручке маленьким резным ключиком. Открыли, в чемодане стопки исписанных листов, никакого интереса для гегемона не представляющие. То-ли дело, сам чемодан, находка для мастерового, в него можно сложить  инструменты и завтрак. А владелец этого чемоданного «винтажа» станет предметом зависти коллег по штукатурке.
         Бумаги бросили в угол, а приобретение «обмыли» достаточной долей горячительного. Новая хозяйка заметила, что переписка касается  знакомых фамилий – балерины, балетмейстера и бывшего директора Киевского  хореографического училища Галины Березовой с мужем Борисом   Обнорским, режиссером Ленинградского драматического театра. Переписка охватывала  1937 – 47 годы.
         Это даже не письма близких людей, связанных семейными узами, это переписка предвоенного, военного, а потом и освобожденного Ленинграда  с Киевом и Уфой, куда был эвакуирован Киевский театр оперы и балета, а с ним и небоеспособная часть семьи, а именно, Галина с маленьким сыном. Филигранный почерк, литературный стиль, очень осторожные продуманные повествования о событиях предвоенных и военных лет, с оглядкой на цензуру, такие были времена…
            Галину  помнят  женщиной «без возраста», хотя по паспорту на то время ей было около пятидесяти лет,  вертикальность  осанки можно проверять нивелиром. В шутку ее называли «четвертый позвонок» - она требовала от будущих балерин «держать четвертый грудной позвонок» и ей это удавалось лучше, чем ее ученицам. Лишние граммы тоже не допускались, растущий организм девочек – подростков был не прочь пропустить пару сладких булочек или пирожное. Но только, чтобы не видела и даже не догадывалась Галина Алексеевна. Сама же она, похоже, не имела желудка, была замечена только с бутылочкой кипяченой воды, к которой периодически прикладывалась гомеопатическими дозами. Лицо, покрытое тончайшей натянутой
кожей, повторяло все впадины и выпуклости костей. Сегодня о женщине  с  такой  внешностью завистницы  сказали  бы: «реклама пластической хирургии  и агрессивной косметологии», но химические молодильные средства типа ботакса, гиалуроновой кислоты просто не могли попасть в ее организм выпуска начала прошлого века.
            Документальная часть ее биографии весьма лаконична. Родилась Галина  в 1909 году в Санкт – Петербурге, хотя в «серпастом, молоткастом» советском паспорте местом рождения был записан город Ленинград, паспорт-то был советский, большевики внедрили в жизнь  легкость отношения к истории и, похоже, завещали это будущим поколениям.
            Галина закончила Ленинградское хореографическое училище, была одной из  учениц знаменитой А. Вагановой, все  выпускницы этого года была направлены в столицы союзных республик для становления и развития балетного искусства  и внедрения лозунга «и даже в области балета мы впереди планеты всей». Творческий путь начала в театре Оперы и балета, поставила несколько классических спектаклей, судя по переписке, ей это давалось очень непросто.
           Она была крайне немногословным и замкнутым человеком, о личной и семейной жизни известно очень немного. Можно предположить, что это связано с определенными  «белыми пятнами» биографии ее мужа Бориса. Никто из многочисленных коллег, подчиненных и учениц не знал о  существовании мужа, он никогда не появлялся ни в обществе своей супруги, ни в разговорах о семье. Похоже, что  киевскую часть жизни он провел «за кулисами», или и того
дальше – «на гастролях». Впрочем,  и о сыне, которому была посвящена большая часть писем, тоже было мало что известно,   о нем она тоже практически не вспоминала. Можно догадаться, что  хранителем того чемоданчика был сын, после смерти  которого еще одна страница истории нашла свой последний приют в мусорном контейнере.
              Среди этих практически дневниковых записей попалась открытка с фронта со штампом полевой почты 37501, которую отправил Борису Петровичу, очевидно, его родственник Обнорский А. Н.  Судя по инициалам, это не родной брат Бориса. Открытка датирована апрелем? 1944 года. Это усилило  интерес к переписке, благо, теперь многие факты можно изучить, не выходя из дома.

Окончание следует....


Рецензии