Время собирать имена. Берёзова - Обнорский - 2

Вот текст открытки:
«Дорогой Боря! Что-то ты умолк. Наверно погрузился в работу по реконструкции
освобождённого города и основательно занялся своим театром. Война отодвинулась далеко от тебя и ты внимательно передвигаешь флажки с развитием успехов на южных фронтах. Недавно попался мне на руки журнал «Война и рабочий класс» (№6 за 44 г.) Есть интересный материал, но хотелось бы  более объемистых и основательных статей, учитывая, что предшествующий материал читателю…(два слова неразборчиво)…, а ряд выводов следовало бы обосновать более солидно. В целом, конечно, журнал интересный. На обложке указаны новинки литературы на иностранных языках. Достань для меня, если сможешь: А.Ферсман «Естествознание в СССР за 25 лет» (на англ. языке) и Ж.Блок Тулон (на франц.языке). В часы затишья я хоть развлекусь. А читать эти книжки легче, чем штудировать теории функций …неразборчиво. Писал Серёжа, что вряд-ли ему придётся вернуться на Пионерскую ул., видимо, Академия задержит его в Москве.
        Я здоров, но порядочно устал. Учти мой новый адрес: Полевая почта 37501. Желаю сил и бодрости. Твой А. Пиши о себе и своих делах."
Адрес получателя: Ленинград. Ул. Ракова  19? Театр им.Ленсовета. Обнорскому Борису Петровичу. Отправитель: Обнорский А.Н. Пол. Почта 37501
             Первое упоминание об Обнорских относится к 1317 году, некий Павел Обнорский был учеником Сергия Радонежского, с этого времени этот семинаристский род насчитывал много поколений священников. Об Обнорских – современниках Галины Березовой, тоже известно достаточно.
       Автор открытки, скорее всего, Алексей Николаевич Обнорский (д.р. 1898 г.), глубоко образованный человек, о чем можно догадаться по тексту. Список интересующей его литературы не представил бы интереса для обывателя. Владел шестью языками, переводил работы Джидду Кришнамурти. Придерживаясь теософских взглядов, он выбрал не самое лучшее время для общения с немногочисленными оставшимися в живых теософами времен репрессий. Естественно, что он был арестован в 1952 году с формулировкой «за контрреволюционную пропаганду», только смерть Сталина сократила его пребывание в заключении, в 1953 году он был освобожден
и реабилитирован.
           А вот Сергей Петрович (1888 -1962) и Николай Петрович (1873 -  1949) Обнорские, вероятней  всего, были родными братьями Бориса. Сергей – академик АН СССР, лингвист, специалист по церковнославяскому и древнерусскому языкам, провел анализ «Слова о полку Игореве» и Молений Даниила Заточника, первый директор института русского языка и член редколлегии 17- томного словаря. Николай - филолог, профессор,. зав. кафедрой иностранных языков  Пермского  университета,  в  совершенстве  владел греческим и латынью, читал на всех европейских языках.
Поиск сведений об основном герое превратился в настоящий детектив, да и сам театр, куда была направлена открытка, стал буквально «призраком драмы». На улице Ракова, действительно, находился драматический театр,   главным режиссером которого был некий Сергей Радлов, возглавлявший до этого труппу послереволюционного «Молодого театра».  В   газете «Ленинградская правда» сообщается, что 18 декабря  1941 года спектакль «Холопка» был показан в театре музыкальной комедии по тому же адресу ул. Ракова, 13. В марте 1942 часть труппы была эвакуирована в Пятигорск,  часть артистов работала в оккупированном
Запорожье, а позже в 1944 - 45 гг., артисты во главе с  С. Радловым оказались во Франции!? По окончании войны возвращены в Советский Союз, С. Радлов с супругой были осуждены на 10 лет за «измену Родине».
              Во всех документах, связанных с театром и его миграцией во времени и пространстве, нет ни одного упоминания о Борисе Обнорском,  переписка и открытка являются единственными доказательствами существования этого человека. Где затерялись его следы – в Пятигорске, Запорожье или во Франции? Не с этим ли связаны немногословность и замкнутость Галины Березовой, носившую эту тайну до самой смерти?
              А  открытка  - это эпистолярное свидетельство бесконечности Жизни и Бытия в его лучших проявлениях – способности людей в самых экстремальных ситуациях сохранять способность  любить, творить, познавать и верить.


Рецензии