Великие люди от Авраама до Хокинга 2

Древняя Греция


Гомер – певец героических подвигов и славы

Гесиод возносит хвалу Деметре, покровительнице земледелия, труда и достатка.

Иранский пророк Заратустра – основатель религии добра и зла.

Вероучение Заратустры опирается на три правила: благие помыслы, благие дела, благие слова.

Архилох – первый лирический поэт Древней Греции. Главной темой своих стихов он сделал внутренний мир человека.

Мудрец Питтак учил: «Знай всему меру».

Законодатель и поэт Солон – отец демократии.

Философ и ученый Фалес изобрел календарь.

Фалес считал, что легче предсказать затмение солнца, чем познать человека.

Стихотворения Алкея служили образцом гармонии и красоты.

Алкей обращал слова любви к «фиалкокудрой» Сафо, которая – увы! – отвергла поэта.

Античные авторы говорили, что стихи Сафо «полны любви и весны».

Сафо – наставница девушек в любви и поэзии.

Один из семи древнегреческих мудрецов Биант напоминал, что друг может стать врагом, а враг – другом.

Тиран Периандр утверждал: «Свободна чистая совесть».

Стратег Фемистокл – непримиримый враг Персии. Испытав неблагодарность соотечественников, полководец перешел в лагерь врагов.

Гаутама Будда – основатель религии индийского народа.

Будда рекомендовал стряхивать с себя грязь жизни.

Мудрость Будды не высшая, а просветленная.

Баснописец Эзоп находил в людях повадки и наклонности животных.

Зерна мудрости Эзопа дали обильные всходы на пашне жизни.

Философ Анаксимандр считал, что люди произошли от обезьян, обезьяны – от рыб, рыбы – от червей, черви – от простейших организмов!

Китайский философ Лао-Цзы советовал не изменять, а уважать мир.

Лао-Цзы убежден: «Несчастье – опора счастья».

Мудрец Клеобул предложил теорию «золотой середины».

Клеобул проповедовал равенство в браке, ибо понимал, что богатство жены делает бедняка мужа смешным и несчастным.

Надо окончательно сойти с ума, чтобы исполнять все прихоти капризной женщины. Такие подвиги не по плечу даже несметно богатому лидийскому царю Крёзу!

Персидский царь Кир II Великий – мудрый и справедливый правитель. Он разрешал покоренным народам молиться своим богам.

Кир Великий создал мировую державу намного раньше Александра Македонского.

«Осмеивать других, - говорил мудрец Ферекид, - по нраву лишь ленивым».

Пифагор – философ, математик и мистик.

Бог Пифагора включал в себя верования Вавилона, Египта, Греции.

Пифагор делил человеческую жизнь на четыре периода по двадцать лет: подростковый возраст соответствует весне, юность подобна лету, зрелость – это осень, а старость – зима.

Для Пифагора важнейшая из наук – нравственная. «Совесть твоя да будет единственным твоим божеством», - говорил философ.

У Пифагора была добродетельная семья. Его сын Телавг стал мыслителем, наставником Эмпедокла, дочь Дамо после смерти отца отказалась продать его книги, предпочтя бедность золоту, а жена Феано отвергла домогательства мужчин.

Философ и рапсод Ксенофан уверял, что люди создали богов по своему образу и подобию.

Греки изображали Анакреонта с лирой в руках. Не потому ли его поэзию называют лирической?

Игривы и сладостны эротические стихи Анакреонта.

Анакреонт – соглядатай любовных игр Эрота.

Анакреонт воспевал радость и веселье, вино и любовь.

Анакреонт – певец счастливой жизни. Он не знал страха смерти. Вот почему он прожил 92 года.

Китайский философ Конфуций – проповедник гуманизма.

По мнению философа Гераклита, все вещи возникают из огня и превращаются в огонь. Это афористично, хотя не ясно. К слову сказать, имя Гераклит означает «темный».

Философ Парменид – сторонник материализма. Он утверждал, что надо различать такие понятия, как истина и мнение.

У авторов древнегреческой трагедии имелась развитая система отношения к миру: Эсхил приветствовал милосердие, Софокл – любовь, Еврипид – самопожертвование; Эсхил отвергал дикие нравы, Софокл – неразумные законы, Еврипид – гибельные страсти.

Лирический поэт Пиндар прославлял воинов и победителей Олимпийских игр!

Однажды философу, математику, астроному Анаксагору сограждане ехидно заметили, что ученые занятия делают его недостойным общества афинян, он высокомерно парировал: «Нет, это афиняне вряд ли достойны моего общества!»

Когда Анаксагора посадили в тюрьму, он рисовал «квадратуру круга». Вот где высший полет мысли!

Софист Зенон Элейский – отец диалектики.

Софист Протагор утверждал, что мера всех вещей – человек.

Во вселенной философа Эмпедокла происходит борьба двух противоположных сил ; любви и ненависти.

Историк и путешественник Геродот описывал то, что видел своими глазами, при этом он отбрасывал вымыслы и слухи.

В изображении исторических событий Геродот по-гомеровски ярок, образен, почти нагляден.

Софист Горгий благодаря ораторскому искусству превращал смысл в бессмыслицу, знание в незнание.

Китайский философ Мо-цзы утверждал, что небо желает, чтобы люди любили друг друга и приносили пользу друг другу.

Философ Сократ взывал афинян к разуму и совести, они же приговорили его к смерти!

К вздорной жене Ксантиппе Сократ относился по-философски: принимал ее как объективную реальность, спорить с которой человек не в силах. Действительно, как бороться с громом или грохотом водопада? Элементарно: заткнуть уши!

Среди учеников Сократа выделялись Платон и Антисфен: первый смотрел в небо, второй – под ноги.

В Древней Греции пленных на законных основаниях рассматривали, как рабов, и использовали для самых разных общественных нужд. Будущий философ Федон (плененный во время войны Спарты и Эллады) угодил не куда-нибудь, а в публичный дом! Потребовалось ходатайство Сократа, чтобы Кретон и Алкивиад выкупили несчастного юношу.

«Счастье – это хорошее расположение духа», – говорил Демокрит. Всегда улыбающийся философ прожил 90 лет!

Древнегреческому врачу Гиппократу уже были известны целебные свойства диеты.

Историк Фукидид повествовал о войне, в которой сам участвовал, познав радость победы и горечь поражения.

Философ Антисфен открыл кратчайший путь к счастью: для этого достаточно быть справедливым и благородным.

Вступая в брак, вспомните мудрый совет Антисфена: «Жить необходимо с теми женщинами, которые склонны к благодарности». В этом случае мир в вашем доме будет долгим и прочным.

Комедиограф Аристофан высмеивал человеческий лягушатник!

Аристофан – веселый и смешной клоун, обличавший людские пороки.

Аристипп – философ-гедонист, проповедовавший наслаждение жизнью. Он основал школу киренаиков.

Платон – философ, поэт и мифотворец. Он возвел духовную пирамиду, завершающуюся такими понятиями, как истина, соразмерность, красота и высшее благо.

Платон впервые создал образ Идеального государства.

Никто не сказал о Боге так кратко и ясно, как Платон: «Бог в нас самих».

Философ, математик, механик, теоретик музыки, государственный деятель, полководец Архит – друг Платона и последователь Пифагора. Мыслитель признавал бесконечность миров.

Философ-киник Диоген – царь духа в лохмотьях.

Диоген жил в бочке, ходил по Афинам с фонарем среди ясного дня в поисках людей. Каких людей? Очевидно, подобных ему самому – «интеллектуальных» бомжей.

Философ Аристотель высоко ценил конкретные знания.

Аристотель разработал законы формальной логики.

Аристотель не отделял науку от нравственности.

Кто не согласится с Аристотелем, что в страстях и желаниях следует соблюдать меру? Ведь это основа основ нравственности.

Среди учеников Аристотеля выделялся мудростью и благочестием Феофраст. Именно ему принадлежит высказывание: «В бытии больше бесполезного, чем полезного». Свою задачу мыслитель видел в том, чтобы улучшать жизнь. Феофраст обучал Никомаха, сына Аристотеля, наряду с теми двумя тысячами слушателей, которые собирались на его лекции.

Китайский философ Чжуан-цзы утверждал, что жизнь – ограниченная, знание – безгранично.

Философ Пиррон – основатель скептицизма. Ничего не отрицая и ничего не утверждая, скептик сохраняет душевный покой.

Если ты не хочешь отягощать себя думами о смысле жизни – говори вслед за Пирроном: «В мире нет ничего прекрасного или безобразного, добродетельного или порочного. Плыви по течению, как щепка в горном ручье».

У Сократа учился Платон, у Платона – Аристотель, ученик Аристотеля – Александр Македонский: он покорил полмира, был отважен в сражениях, имел выдающийся полководческий талант, обладал блестящим умом.

В семейной жизни мужчина должен помнить урок, преподанный Александром Македонским: если ревность завязывает гордиев узел, его надо разрубить.

Олимпиада, овладев македонским троном после трагической смерти сына Александра, безжалостно расправилась со своими врагами. Через некоторое время противники отомстили ей с не меньшей жестокостью: отобрали власть, заключили в темницу и казнили, по старинному обычаю забросав камнями!

Слава, как женщина, капризна и непредсказуема. Философу Деметрию Фалерскому, искусному оратору, благодарные афиняне при жизни воздвигли более 300 памятников (рекорд, побитый разве что Сталиным и Мао Цзэдуном!). Но вскоре завистники обвинили его во множестве злодеяний и заочно приговорили к смертной казни. Статуи повалили и переплавили в ночные горшки. Узнав об этом Деметрий, произнес: «Они сумели низвергнуть лишь статуи, но не высочайшую добродетель». И добавил: «Удача и богатство всегда незрячи».

Комедиограф Менандр вывел на сцену «маленького человека», который остается героем литературы уже более двух тысяч лет!

Эпикур – философ счастливой жизни.

В возрасте 32 лет Эпикур основал философскую школу в Афинах. Он поселился со своими учениками в купленном им саду, над входом которого висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо». Эти слова наилучшим образом передают суть философии Эпикура.

Ни одна книга античности не имела такого успеха, как «Геометрия» Евклида. За последние 500 лет она переиздавалась более 1000 раз.

Без Каллимаха, главы Александрийской школы поэзии, не возник бы классический александрийский стих.

В «Идиллиях» поэт Феокрит рисует картины сельской жизни. Судите сами:

Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!
Тирсис я, с Этны я родом, и сладок у Тирсиса голос.
В час, когда Дафниса жизнь угасала, где были вы, Нимфы?
В светлой долине Пенея? Иль, может, на высях Пиндийских?

Не было вас в этот день в многоводном потоке Анапа,
Не было в Этны лесах, ни священного Акиса водах.
Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!
Плакали горько шакалы, и волки о нем горевали,

Лев из дремучего леса горючими плакал слезами.
Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!
Стадо стояло в ногах, и волы, и бычки молодые,
Телки, коровы, телята его провожали рыданьем.

Песню пастушью, начните, начните, о Музы благие!
Спрашивал Гермес-отец, с облаков опустившись: "О Дафнис,
Что же терзает тебя? И к кому ты пылаешь любовью?"
Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!

Все пастухи, что пасут и коров, и овец, и козляток,
Все вопрошали его, от какого он горя страдает.
Старый явился Приап и промолвил: "Что таешь, несчастный?
Дева, поверь мне, твоя все ручьи и леса исходила.

Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!
Ищет тебя лишь, а ты, неудачник, любить не умеешь.
Ты ведь погонщик быков, а страдаешь, как козий подпасок,
Коз увидавши, бедняк, что с козлами играют беспечно,

Глаз не спускает, грустя, что и он-де козлом не родился.
Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!
Так же и ты, увидавши красавиц, смеющихся звонко,
Их поедаешь глазами, вмешаться в их круг не умея".

Все эти речи в молчанье пастух умиравший прослушал,
Горькой исполнен любви, выполнял он судьбу роковую.
Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!
И, улыбаясь, у ложа прелестная стала Киприда,

Втайне смеялась она, но слова ее гневом дышали;
Молвила: "Хвастал ты, Дафнис: над Эротом ты насмеешься,
Но над тобою самим насмеялся безжалостный Эрот".
Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!

Гневно ответил ей Дафнис: "Жестокая, злая Киприда,
Ты ненавистна, Киприда, ты смертным, Киприда, противна.
Думаешь, злоба моя с моим солнцем последним угаснет?
Эрота злейшим врагом и в Аиде останется Дафнис".

Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!
"Лучше на Иду пойди, там пастух тебя любит, как слышно,
Там ожидает Анхиз под дубами в тени, на лужайке,
Где над цветущей травою гудят неумолчные пчелы".

Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!
"Там и Адонис цветущий пасет свое стадо барашков;

Зайцев он мастер ловить и за зверем по лесу гоняться".
Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!
"После ступай, похвалися, навстречу пойдя к Диомеду:
"Дафниса я победила, сразись, если можешь, со мною".

Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!
"Волки, шакалы, прощайте! Прощайте, медведи лесные!
Дафнис-пастух уж не будет бродить по холмам, и по рощам,
Ни по дремучим лесам. Ты прости, о ручей Аретуса,

Светлые реки, простите, бегущие с высей Тимбрийских".
Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!
"Дафнис прощается с вами, быков своих пасший могучих,
Дафнис прощается с вами, гонявший коров к водопою".

Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!
"Пан, я зову тебя, Пан, появись ты с утесов Ликея…
Только тебе, мой владыка, отдам я свирель дорогую;
Сладки губам ее трубки, душисты от воска густого.

Чую я, Эрот жестокий влечет меня в бездну Аида".
Песню пастушью кончайте, кончайте, о Музы благие!
"Пусть же теперь зацветут на аканфах и тернах фиалки,
Пусть же прекрасный нарцисс расцветет в можжевельника ветках,

Будет пусть все по-иному, как только я, Дафнис, погибну.
Пусть понесется олень по дремучим лесам за собакой,
И с соловьями пусть совы в искусстве начнут состязаться".
Песню пастушью кончайте, кончайте, о Музы благие!

Это сказавши, он смолк; и его Афродита пыталась
Тщетно опять воскресить; но решение Мойр неизменно:
Волны подземной реки понесли и в себе поглотили
Юношу, милого Нимфам, любимого Музами мужа.

Песню пастушью кончайте, кончайте, о Музы благие!
Дай мне кувшин, приведи мне козу; подоивши, немедля
Музам хочу совершить возлиянье; привет вам, о Музы!
Буду и дальше я песни слагать вам, прекраснее этой…

Поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского дает понять, что человеческие страсти не менее разрушительны, чем морские бури.

Архимед заложил основы физики и механики.


Рецензии