Таких людей на свете не много

                Таких людей на свете не много…
Базилевич Вера Петровна-кларнетистка, музыковед, дирижёр. преподаватель.
                Б. Турчинский

Никогда больше в своей жизни я не встречал музыканта, владевшего такими обширными и разносторонними знаниями почти во всех сферах музыки, как Вера Петровна Базилевич. Всё, чем она занималась, она знала досконально - касалось ли дело духовой, симфонической или камерной музыки, вопросов дирижирования, инструментоведения, гармонии и теории, оперного театра или инструментального исполнительского искусства.
Таких людей на свете не много, о них нужно рассказывать! Имея под рукой интернет, писать не так уж и трудно, это может сделать почти любой: подбери материалы из соц. сетей, сделай звонок или два своему герою и – вот она, готова публикация.
С Верой Петровной Базилевич дело обстоит по-другому. Ей не позвонишь, не расспросишь… Её давно нет на свете…
Кроме того, в силу своей скромности она сама никогда никуда и ни в каком качестве не предлагала себя – тем более, в какие-либо «высокие» сферы. Пригласили работать – пожалуйста, с удовольствием. Нет – не надо… Хотя само её звание доцента в 60-е годы было достаточно высоким и труднодосягаемым.
Базилевич Вера Петровна. Исполнительница, педагог, музыковед, дирижер. Родилась 30 сентября 1909 года в Ногайске, умерла в Одессе в сентябре 1992 года.
В 1936 году окончила Одесскую консерваторию по классу кларнета у доцента Н.Н. Чернятинского, дирижерское образование получила в классе профессора А.И. Климова. Также окончила фортепианное и музыковедческое отделения.
С 1936 года – преподаватель консерватории, доцент (1954), преподаватель и дирижер симфонического и духового оркестров Одесского музыкального училища, органистка и клавесинистка Одесского оперного театра.
В консерватории, кроме класса кларнета, вела музыкально-теоретические дисциплины, дирижирование, инструментоведение. Вера Петровна – организатор семинаров и курсов на тему «Дирижирование духовым оркестром». Именно в ее бытность руководителем симфонического оркестра музыкального училища в Одессе впервые прозвучали произведения многих местных композиторов. В 1955-1964 годах заведовала кафедрой духовых инструментов Одесской консерватории.
Базилевич автор многих переложений для кларнета и ансамблей духовых инструментов, автор ряда научно-методических работ по дирижированию.
Хочется особенно отметить одну из них, вышедшую уже после ее смерти. Работа характерна тем, что ее создал коллектив авторов, все это очень известные имена в мире музыки, причем соавторами выступают бывшие учителя и их ученики. Как, например, Вера Базилевич и Калио Мюльберг. Итак, это "Сборник научно-методических работ. Программа дух. спецкласс. Киев—2006. Авторы: Докшицер Т. А., Усов Ю., Табаков М. И., Орвид Г. А., Розанов С. В., Анисимов Б. И., Турусин М. Н., Пушечников И. Ф., Калинкович Г., Венгловский В., Седракян А. М., Страутман Г., Андрезен В. П., Бердыев Н. В., Мюльберг К. Э., Повзун В. П., Базилевич В. П.
Можно упомянуть и еще одно интересное издание: «В. Базилевич. «Методические рекомендации по работе дирижера над художественным произведением с самодеятельным духовым оркестром». Одесса, 1985. Выпущена Одесским областным отделением музыкального общества УССР, Одесским областным научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительной работы.



Фото: Кафедра духовых инструментов Одесской государственной консерватории. 50-годы.



Красноречивы регалии ее учеников
Обратите внимание только на регалии ее учеников — и сразу станет все ясно: кто она, их учитель. Вот несколько имен, в дальнейшем я упомяну еще. Все они — достойные и состоявшиеся музыканты: Лауреат международного конкурса, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Украины, профессор Калио Эвальдович Мюльберг — пожалуй, одна из самых заметных творческих личностей!
Евгений Васильевич Дущенко, украинский дирижер, педагог, народный артист Украинской ССР. Тимофей Иванович Гуртовой, тромбонист, дирижер, профессор, народный артист СССР. Леонид Михайлович Джурмий, дирижер, заслуженный артист Украины. Волков Н. В., кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Украины, преподаватель кларнета и дирижер оркестра музыкальной школы-десятилетки имени П. С. Столярского Гаррий Орел. Преподаватели Одесской консерватории профессора Д. Орлова, В. Готчев, А. Серебри, доцент В. Лисица, преподаватель одесского музыкального училища В. Галик. Преподаватель Кировоградского музыкального училища Юрий Нотариус, основатель кафедры духовых инструментов Ровенского института культуры, доцент, заслуженный работник культуры Украины Вячеслав Старченко, солисты оркестров Василий Понамарчук, Николай Мельник и многие-многие другие. Можно перечислять и перечислять. Ниже мы продолжим этот славный список. В классе Веры Петровны было много учеников, которые в Украине и за её пределами стали известными музыкантами, которые на протяжении всей своей профессиональной жизни вспоминали ее, рассказывали о ней, применяли полученные от нее знания и умения – и память их об Учителе всегда была восторженной, яркой и бесконечно благодарной.
Вот воспоминания некоторых из них…
 Леонид Михайлович Джурмий – солист-кларнетист, дирижер Харьковского театра оперы и балета, заслуженный артист Украины:
«Вера Петровна была удивительно глубоким, тонким и разносторонним музыкантом. В оперном театре она играла на органе и клавесине, в музыкальном училище вела класс симфонического оркестра. В консерватории у нее обучались многие - и неважно, с какой кафедры. Это были и хормейстеры, и духовики, и народники. У «теоретиков» же она вела курс инструментоведения.
Самым сильным педагогическим даром Веры Петровны было умение найти особый подход к каждому студенту, подобрать ключик к его индивидуальным способностям».
Из книги лауреата Международного конкурса, кандидата искусствоведения, заслуженного деятеля искусств Украины, профессора Калио Мюльберга «Записки кларнетиста»:
«… она была удивительно скромна, отзывчива и добра. Сильным педагогическим даром Веры Петровны был индивидуальный подход. С одной стороны, она давала ученику знания и умения, с другой – воспитывала его простыми и мудрыми советами. Все это развивало и углубляло индивидуальность музыканта.
В начале работы над художественным произведением или этюдом Вера Петровна, если можно так сказать, меня «отпускала», то есть, старалась, чтобы я начал самостоятельно мыслить, и даже не делала мне замечаний. Лишь когда я выдыхался, она начинала мне подсказывать, как и где что-то исправить: звук, фразировку, понимание структуры произведения.
Часто на уроках задавала своим слушателям такой вопрос: «Как сейчас вы сыграли, хорошо или плохо? Что вам понравилось? Какие недочеты вы у себя заметили?».
Вера Петровна была еще и другом, и советчиком. Вместе с ней мы отправлялись на поиски характера произведения, главной фразы или предложения. Надо было определяться с манерой своего музыкального исполнения, и в этом мы с ней были вместе на протяжении всего пути, что я у нее занимался. И еще добавлю, что на государственных экзаменах я, кроме всего прочего, исполнил концерт Паганини-Вильгельма в прекрасном переложении Базилевич.


Именно Вера Петровна увидела и мои педагогические задатки и на пятом курсе консерватории предложила мне преподавательскую работу в консерватории. В руках моих был педагогический метод моего учителя Веры Петровны, при помощи которого я и отправился в свое «дальнее плавание» в музыке».

Борис Турчинский – кларнетист, преподаватель консерватории г. Петах-Тиква (Израиль), член союза русскоязычных писателей Израиля.
«Памятен мне такой случай. Наш военный оркестр готовил сложную (впрочем, как всегда) концертную программу. Дирижер Александр Яковлевич Салик пригласил на генеральную репетицию Веру Петровну как музыкального эксперта. «Вера Петровна, - обратился к ней наш дирижер, - нам важно ваше мнение: готовы ли мы к выступлению?».
Мы, музыканты оркестра, хорошо знали Веру Петровну как превосходного и тонкого музыканта, дирижёра, доцента консерватории. Многие из нас занимались или уже закончили Одесскую консерваторию, поэтому могли правильно, профессионально воспринимать ее разбор наших «полётов».
На разборе, конечно, были замечания, которые пошли нам на пользу. Это касалось музыкально-выразительной стороны исполняемых произведений, некоторых технических и интонационных погрешностей. До концерта ещё оставалось время, чтобы и дирижёр, и мы учли замечания. Вера Петровна захотела поговорить также со мной и с гобоистом Аликом Конько (в исполняемом оркестром репертуаре было много наших соло).
Я и сегодня помню нашу беседу или, вернее сказать, тот урок. Да, урок! Тихо, с уважительной интонацией и очень грамотно с музыкальной точки зрения Вера Петровна нам подсказывала, как содержательней исполнить наши сольные места. Я как-то вдруг по-новому взглянул на то, что было написано в нотах. Ноты вдруг «ожили» и стали настоящей музыкой. Вера Петровна, спасибо Вам.
К этим воспоминаниям я хочу добавить и то, что в конце 80-х годов я был приглашен преподавать на кафедру духовых инструментов Ровенского института культуры.
 Пригласил меня Вячеслав Николаевич Старченко - основатель кафедры, доцент, заслуженный работник культуры Украины.
Мы с ним часто вспоминали преподавателей Одесской консерватории, и в первую очередь – Базилевич.
Старченко рассказывал мне об уроках дирижирования в классе Веры Петровны. На каждый урок он приходил, как на праздник – от урока к уроку набирался опыта, вбирал в себя все тонкости дирижерского искусства, которыми Вера Петровна делилась сполна.
«Борис, она маг, она волшебник! - рассказывал мне Старченко. - «Так подавать материал, создать такую обстановку в классе! Не иначе как она владела гипнозом! Шучу, конечно, но... Никогда не повышала голос. Тихо, внятно, каждое слово - как бусинка жемчуга. Урок пролетает как мгновенье, и… И ты уже ждешь следующего!».
По знаниям, высокому профессионализму, по преданности своему делу, по результату своего творческого и педагогического труда, Вера Петровна была, по сути, профессором, заслуженным деятелем искусств, народным учителем, академиком, доктором искусствоведения… Но она была чрезвычайно скромным человеком и официально этих званий не имела. У неё много методических работ, она участвовала во многих семинарах (неоднократно приезжала на семинары в областные центры Украины), участвовала в многочисленных конкурсах, фестивалях, смотрах, постоянно была в жюри конкурсов от городского до международного уровня.
«Мне в жизни просто повезло»
Анатолий Жульев -преподаватель Запорожского музыкального училища, композитор, дирижёр эстрадного оркестра.


Мне в жизни просто очень повезло встретиться с великолепным музыкантом, преподавателем, просветителем и умным, чутким, очень скромным человеком — Верой Петровной Базилевич. Она сыграла самую главную роль в моем становлении как дирижера, музыканта-профессионала.
Я познакомился с ней в 1967 году, еще будучи студентом-тромбонистом Одесского музыкального училища. Вера Петровна в то время руководила студенческим симфоническим оркестром музучилища и была доцентом Одесской консерватории.
Ближе к зачетам давала практиканту поработать и с оркестром. На занятиях Вера Петровна требовала правильного исполнения текста, особенно штрихов, ритмических рисунков, чистоты интонации, много работала над тембрами, стилем и художественным образом произведения. Программы всегда были разнообразными и интересными, с обязательным привлечением лучших солистов-инструменталистов и вокалистов Одессы.
В репертуаре симфонического оркестра музучилища были у нас такие произведения: А. Бородин, «Богатырская симфония» (I часть), В. Калинников, Симфония № 1 (I часть), Ф. Шуберт, Неоконченная симфония (I часть), Д. Кабалевский, Концерт для фортепиано с оркестром, С. Рахманинов, Каватина Алеко из оперы «Алеко». Каватину Алеко исполнял студент одесской консерватории Михаил Кит, впоследствии заслуженный артист РСФСР, солист ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. Глинки, международного конкурса вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне (Гран-при, 1977 г.).

                Была профессор музыки, по сути
Вера Петровна по знаниям, высокому профессионализму, по преданности своему делу, по результату своего творческого и педагогического труда, была, по сути, профессором, заслуженным деятелем искусств, народным учителем, академиком, доктором искусствоведения, но она была чрезвычайно скромной и официально этих званий не имела. У нее много было методических работ, она участвовала во многих семинарах (неоднократно приезжала на семинары в областные центры Украины), участвовала в многочисленных конкурсах, фестивалях, смотрах, была постоянно в жюри конкурсов от городского до международного уровней.
Вера Петровна Базилевич всю свою жизнь посвятила музыке, воспитанию молодых музыкантов-специалистов, а мы все, кто у неё учился, кто был рядом, -всегда помним её светлый и чистый образ. Мы благодарны ей за повседневный труд, за внимание, за её многогранность и высочайший профессионализм, за её бескорыстие и большую человечность!


Рецензии