Мой Совок 4

                Школа

Папа не любил Сергея Михалкова .  Это казалось  странным, поскольку родитель был далёк от литературно - художественной среды , работая техником в лаборатории  при кафедре одного из московских  институтов. Должность его  соответствовала  занятию  героя Баталова из знаменитого в ту пору фильма «Москва слезам не верит». То есть он хоть и общался в кругу  интеллигенции , но инженерно -технической , точнее химико-технологической,  мало связанной с  завистливой и склонной к пересудам писательской тусовкой. Однако про автора «дяди Стёпы» отзывался исключительно в оскорбительной форме , так как сегодня в сообществе именуемом либеральным, принято высказываться  про младшего сына  покойного писателя.

Всё бы ничего , но именно отец определял в детстве круг моего чтения , он собственно и читать меня научил довольно рано, за пару лет до школы. Так вот с его лёгкой (нелёгкой ?) руки за компанию с ненавистным Михалковым под рестрикцию попала практически вся советская да и не только советская  детская литература. 
Он считал , что юная душа должна формироваться на чтении Жюля Верна , Фенимора  Купера, Марка Твена и Герберта Уэлса. Культурный пласт с говорящими зайчиками и прогрессивными пионерами по малолетству я миновал  , что в дальнейшем мешало социализации и явно испортило характер.

Как я теперь понимаю отношение отца к печатному слову , и особенно  к воспитательному воздействию прочитанного, соответствовало тому , что сегодня пропагандирует писатель Веллер. Я  с высоты прожитых лет тоже поддерживаю Михаила Иосифовича в его отстаивании англо-американских авторов , Джека Лондона в первую очередь , как лучшего  выбора для юношества . Сам лет восьми прочитал , потея от ужаса. «Остров доктора Моро» Уэлса ,и после такого всякие «Кортики» и «Незнайки» казались пресными совсем. Вообще на сегодняшний мой взгляд большую часть детской литературы лучше бы детям и не знать , оставить разве  немногие достойные образцы.
Чего такого хорошего для подрастающего парня в истории ,например, про Малыша  ,который живёт в семье с мамой ,папой, братом , но днями на пролёт смотрит в окно , хочет собаку и никого не любит ?  В итоге к нему прилетает демон с пропеллером. Этот может развлечь !  Остановись мгновение , ты прекрасно - мы украли плюшку!
Тут даже не советские пионеры , которые пусть и ограниченные идеологически ,но практичные  хотя бы в бытовом плане. Прославляется какая-то озверелая детскость — привести лошадь в городскую квартиру , ещё лучше разжечь посреди гостиной костёр...

Но больше оголтелой «ювенильности» раздражает противненький душок назидательности в детских книжках. На этом не только советские авторы ,но даже и любимый  Жюль Верн попался. Все его скрупулёзные описания растительного и животного царств навязчивым подтекстом угрожают , что  если не будешь должным образом изучать ботанику — неминуемо подохнешь  ,окажись на необитаемом острове.

Хороша та детская литература  которая создавалась так же , как взрослый увлекается   игрушечной железной дорогой. Понятное дело ,что купили  для ребёнка . Родитель  по началу снисходительно помогает всё подключить,  но через какое-то время большой и маленький сливаются в едином  искреннем интересе, и непонятно ещё у кого больше радости. Именно в подобном настроении создавался по моему Вини Пух.

Мы советские вообще уставшие от пропаганды, от воспитателей которые с детского сада и до гробовой доски. Я по началу , в эпоху возвращения капитализма на наши почвы, не верил , что  реклама способна здесь работать по тем же лекалам как и на свободных от марксизма-ленинизма  территориях.  Всё мне казалось, что если развесить  в Москве  билборды «Кока Кола», то народ  ринется приобретать нечто противоположное - «Пепси»  или квас... Но с потребительскими инстинктами как-то всё быстро нормализовалось . С инстинктом свободы хуже.  Школа , если уж  я изначально про школу, есть  место где свобода нарушается , как не крути.
А советская школа идеологизированная и пропагандистская по сути своей, вообще была казематом духа , за исключениями конечно, но много ли их было  исключений ?

Нам с начальных классов навязывали как безусловную ценность робеспьерову триаду «свобода,равенство и братство». Она вроде  должна была придти на смену старорежимным «Вере,надежде и любви». Но  если в троице  где «вера» все понятия взаимно обусловлены , ну типа «какая надежда без веры?» , «Какая вера без любви ?» , то у революционеров единство рассыпается. Свобода и равенство оказываются в антагонизме. Потому ,что свобода в первую очередь есть возможность выбора , причём выбираете не только вы , но и вас.
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком....» Был произведён свободный кастинг  и тот час возникла иерархия. С другой стороны наиболее уравненные группы как-то : школьники , солдаты ,зэки  - самые бесправные. Братство тоже противоречит свободе  , поскольку подразумевает зависимость , пусть и взаимную , но не всегда равную. Есть братья старшие и младшие, по оружию,по разуму....Свобода абсолютна , она никакая не осознанная необходимость , но как любовь - либо есть - либо нету !

Как я не любил обе свои школы ! Была правда ещё третья — музыкальная ,но с ней оказывалось как-то проще видимо по причине официальной необязательности. Так вот первые четыре года я проучился в поселковой школе которая была плохая , а потом мы переехали, и я пошёл в городскую школу которая тоже оказалась плохой. Вообще типовые советские учреждения делились на «плохие» и «хорошие». Например существовали «хорошие магазины» в которых по больше полезного продавалось, «хорошие больницы» где лучше лечили. «Хорошими» считались также отдельные тюрьмы и кладбища. Причём в организационном и юридическом планах «плохие» и «хорошие» ничем друг от друга не отличались, но лучшими их делали отдельные личности которые там работали.  Самим энтузиастам порой от этого становилось  только хуже. Я здесь не говорю об элитарных учреждениях , созданных «не для всех» , а  об общедоступных объектах торговли ,культуры и образования.

Так вот когда пришла пора  определяться  с новой школой  , моя правильная советская мама записала меня в ту ,куда мне полагалось попасть по адресу проживания. Эта школа считалась обычной. «Хорошая школа» стояла на одну улицу дальше ,туда  нас официально не направили,но можно было договориться в РОНО , коробку конфет дать , в СССР всегда были обходные варианты.  Но мама поступила «как положено», так она понимала жизнь ,так была воспитана. Возможно  просто не успела сориентироваться на новом месте. Я не в претензии , тем более ,что через пять лет мать  уже закладывала в ломбарде фамильные золотые ложки чтобы оплатить моих репетиторов в институт , но это  отдельная история.

«Продвинутая» школа в которую я не попал отличалась тем , что там имелась необычная  «литераторша» которая на внеклассных занятиях читала интересующимся «Мастера и Маргариту». Ещё у них была «сильная математичка». От туда у меня потом появились друзья ,  рассказавшие, что на некоторых уроках им было интересно. Наличие математички  делало возможным для прилежных учеников поступать в ВУЗы с меньшими финансовыми затратами.

В нашей интересно не было никогда. Я имею в виду уроки. Школа как место встречи , тусовки оказалась вполне нормальной, думаю даже лучше многих «специализированных», где приучали к исконно совковой  игре в элитарность и взращивали комплексы.

А усталые ,  не вредные по большому счёту  тётки , учившие нас  , органично  соответствовали скучным потёртым учебникам ,которые нам выдавали , серым помещениям где всё происходило и общей мудаковатой  линии воспитания молодёжи государством.

Вы можете возражать ,вспоминая ярких  преподавателей которых посчастливилось встретить на уроках , так поздравляю ! Ваша удача , но ,если говорить по честному, то не они всё таки определяли  среду. Подтверждение этому нынешние  верховные властители, которые ещё  до  своих  прославленных силовых  структур вышли все из советских школ и садиков  где  изначально потрудились над ними родные «марьванны». Результат не то что на лицо , а на общегосударственной витрине.

Я не хочу сказать .что во всём виноваты учительницы , они просто были частью системы от которой   страдали сами и мучили нас. Всё хотели укоротить мальчикам волосы  ( была такая мода на длинноволосость ) и удлинить девочкам юбки. Обрезание как всегда удавалось легче чем наращивание. Ближайшую к нашей школе парикмахерскую вспоминаю с содроганием. Туда водили под конвоем. Если рассматривать коммунизм как некую инкарнацию иудаизма , то история с Самсоном видимо была интерпретирована нашими педагогами чересчур буквально применительно к энергетике молодёжного протеста.

Так вот школьные предметы . В первую очередь литература ,потом история ,обществоведение  да и география с астрономией оказывались переднем краем идеологического фронта , на котором более-менее пламенными политработниками  выступали выше  упомянутые «марьванны».

Всё это  можно было бы и не вспоминать , кабы вся такая байда  не возвращалась  в  современную жизнь, причём не только к нам несчастным , но и в международном плане. Многие, кто с ужасом , а кто  и с торжествующим сарказмом ,отметили явление Швондера в Соединённых Штатах и Европе.

Советская пропаганда состояла из трёх основных потоков вранья. Первый — это враньё про российское  дореволюционное прошлое. Здесь в помощь бралась великая русская классическая литература. Второй — ложь про «жизнь за бугром». На этой стезе использовалась уже   литература всемирная а также  свободная западная журналистика. Ахинею по поводу окружающей нас социалистической действительности генерировали уже  современные советские писатели ( официозные конечно), телевидение, газеты, кинематограф.

Если поношение «загнивающего запада» выходило  в целом плодотворным , так как за счёт него мы смогли узнать Фолкнера, Ремарка, Воннегута, Макса  Фриша , да многих , кого, к счастью ,не «проходили» , а  можно было где- то  достать и прочесть , то с русскими писателями получалась беда. Школьный анализ классических произведений строился исключительно на акцентации критики авторами современной им  действительности. Внушалось ,что у Тургенева, Толстого и даже Чехова не было иных творческих задач кроме как обгадить  самодержавие и капиталистические отношения.

Я то ли в восьмом то ли в девятом классе написал  стихотворное сочинение по «Грозе» Островского, где постарался учесть все основные требования при анализе родной классики. Не согласная с моими настроениями мама, всё таки сохранила текст , так что могу привести выдержки из этого в своём роде «памятника».

Нам Островский в дар оставил
Описание прошлых лет
Когда царь страною правил
Причиняя много бед.

Он был подлый и кровавый,
Всех насиловал и бил.
Правда крепостное право
царь зачем-то отменил.

Только жизнь была плохая,
Как посмотришь, прямо страсть !
Угнетали,обирали,
Всюду денежная власть....

Но от общего захода
Мы к героям перейдём,
Они вышли из народа,
В них себя мы узнаём.

Вот Дикой , он забияка
И жадюга — хуже нет !
Он племянника ,собака,
Распекает по чём свет.

Кабаниха ещё хуже -
Точит, язва, всю родню.
Сына,Катерины мужа,
Довела до запоЮ.

Сын её безвольный,тряпка,
Его Тихоном зовут,
Небылицы Фёкла бабка
Сочиняет там и тут...

Дальше приводить  не обязательно , но важен окончательный вывод по произведению :

Вот такая ,ять, эпоха !
Так вот люди жили в старь.
Они жили очень плохо,
Значит нам не нужен царь !

Подобную  концовку я считал универсально применимой  к сочинениям по «Отцам и детям», «Мёртвым душам»,  «Обломову», «Преступлению и наказанию» , да и «Слову о полку Игореве».  Нашей учительнице  работу конечно не показывал -  женщина была  серьёзная, без шуточек.

    Но у торжествующего пропагандистского подхода имелась и оборотная сторона. Кем хотели вырастить нас ?  Послушными конформистами, следующими предначертаниям и выполняющими решения. Но делалось это на примерах   бунтовщиков  , критиканов и прочих диссидентов. Чернышевский, Белинский, Добролюбов и Герцен — не лучшие примеры для воспитания послушных мальчиков и девочек.  Я уже не говорю про апологию Разина, Пугачёва и Котовского.

     Приятель рассказывал про конфликт случившийся с ним в начальной школе , когда он в ответ на заявление преподавателя что , дескать, Володенька Ульянов  всегда слушался старших  , напомнил о критике Лениным Плеханова , который был старше Владимира Ильича, а вот ведь ,не послушался !
Не знаю уж где ученик младших классов мог услыхать про Плеханова, хотя в ту пору было не мудрено — у родителей  проводились полит. занятия , по телевидению , радио талдычили  ту же жвачку , а ребёнок чуток до  атмосферы  эпохи и часто повторяемых мемов.

     Как бы то ни было ,но  тов. Ленин ,который в годы моей юности действительно оказался живее всех живых  на своих  бесчисленных портретах ,отлитый в статуи и цитаты, типологически стоял ближе к Солженицыну и Сахарову чем к Суслову и Брежневу. 

     Вспоминаю показ по телевизору  сериала «Карл Маркс в молодые годы».В роли молодого Карлуши снимался красивый болгарский актёр. Сериал смотрели массово . Не так самозабвенно как «Семнадцать мгновений весны» , но смотрели , тем более ,что и выбора особенно не было. Понятно , что основной сюжетной линией картины выступал конфликт молодой свободолюбивой личности с костным и жестоким окружением. Зрителям предлагалось проследить как революционная идея зарождалась и крепла вопреки отвратительным обстоятельствам буржуазной Европы. Я из увиденного сделал вывод, что если бы сам в родных классах и аудиториях  вёл себя также как герой картины в «реакционном» берлинском ( или боннском) университетах , то попёрли   бы меня   безжалостно , а скорее бы ещё и посадили. То есть в душе возникала некая двойственность , ощущение, что тебя одновременно тянут в противоположные стороны, склоняют к трезвости в процессе винной дегустации.
   
    После литературы , а может и впереди неё  по идеологической важности шла у нас история. Казалось бы ,ну зачем сегодня прикалываться над тем фальсификатом который нам  сорок лет назад впаривали ? Так ведь возвращается всё , даже в ужесточённом варианте. Мы хоть фанерных рейхстагов не штурмовали.

    У исторички нашей было прозвище «Вера Качай Вода». Так злые дети отреагировали на её заметную хромоту. Я не хотел здесь обсуждать наших учительниц ,не в них дело , но Вера оказалась уж особенно рьяная и пунктик у неё был вполне современный — Великая Отечественная. Сама по себе историчка никому не нравилась. На уроках любила разглагольствовать на морально-этические темы , проповедовала аскетизм в быту , строгую форму одежды (та самая длина юбок), порочность косметики  и далее по списку. Причём похвальную неприхотливость и безропотность она демонстрировала  на примере своей дочери, гордо  рассказывая как та не смеет ничего у неё сама попросить и смиренно донашивает старые вещи. Несчастная при этом училась в параллельном классе.  В других обстоятельствах подобная мамина подстава послужила бы поводом для булинга и насмешек, но Веру до того  не любили,что дочь жалели и не трогали.

    Так вот, когда по программе мы подошли к изучению второй мировой , историчка заявила ,что она не позволит нам знать про священную войну «на троечку». Либо два , либо пять !  Ну может быть четвёрка для самых нерадивых. Знание войны заключалось в заучивании последовательности побед нашей армии в привязке к  взятым населённым пунктам и датам. Вопрос о том каким образом  очередной героически освобождённый город ранее оказался «не нашим»   не рассматривался.
    Припоминаю ,что  и в учебнике радел о Великой Отечественной Войне начинался с главы «Победа под Москвой». Всё происходившее до этого упоминалось скороговоркой , мелким шрифтом ,так сказать, подобно обязательствам клиента в договорах микрофинансовых  организаций.
    Далее шли «победа под Сталинградом» , «Победа на курской дуге».... Картина военных действий  в результате представлялась  сказочной , когда фашистские полчища подобно войску Кощея возникали « из под земли»  то там  то сям на  просторах отечества от Карелии до Кавказа, а красная армия оперативно  прибывала на место и громила врага.

    Вся эта пропаганда велась в годы когда выжившие  ветераны войны имели возраст за пятьдесят лет , ходили среди нас и могли комментировать. Мой отец воевал , контужен  был . О боевом прошлом вспоминал редко без патетики и с горечью. Он практически не ругался матом , но запомнились его нецензурные эскапады по поводу политруков....

Одновременно с навязчивым  официозом   существовала  и правдивая литература о войне , Василь Быков например . Снимались  отдельные художественные фильмы. Похоже как теперь. Хочешь  знать правду — есть где поискать , хотя она добывается и осознаётся сложнее, требуются интеллектуальные, моральные и чисто технические  усилия ( достать книжку , попасть на кино сеанс).

   Для  чего нам морочили головы ? С одной стороны всё происходило в русле древней традиции взращивания молодого поколения. Эпические произведения ,все эти саги и былины творились в основном для юношества.. Испокон  веков  детям  внушали , что война есть  не  страшная территория гибели , а  романтическое поприще для самореализации.
   Здесь хромая Вера вставала в единый ряд со слепым Гомером и Баяном.
   
  Однако имелось и второе направление агитации. Нас убеждали, что советское руководство, военное командование действовало  единственно  правильными методами, не давая поводов для критики принимаемых решений. Таким образом крепилось единство народа и власти . Мы, народ, должны были осознать ,что при всём проявленном героизме неминуемо  бы пропали без вышестоящего начальства.
    Апологетика начальства даже для нас - молодёжи последней четверти двадцатого века –представлялась мало убедительной. Что говорить о нынешних ! Тем более, что проклятая двойственность ,о которой уже упоминал в связи с литературой ,на исторической ниве прорастала даже более ядовитым цветом.
   Воспитанные на беспощадной дискредитации царей , мы не могли запросто  переключиться на восхваление генсеков.
   Тем более уже был прецедент некоторого  «приопущения» тов. Сталина,  под руководством которого  ,однако,  «достигались  вершины»  и  «брались рубежи».
    Идея о том , что высшее политическое руководство оказывается не защитником  интересов граждан , а  главной  проблемой  на путях нормальной жизни и развития , явилось   важнейшим осознанием   для цивилизованного общества по итогам первой мировой войны.
   Этот смысл был зашит в  книги, Гашека  и Ремарка  , пользовавшиеся широкой популярностью в   семидесятые - восьмидесятые. О том же  открытым текстом говорилось в работах тов. Ленина,  изучать которые вменялось в обязанность.  Вообще тов. Ленин ,покуда не воцарился сам, писал и говорил многие правильные вещи.
   
Студентом  я на книжном развале приобрёл брошюру издания кажется 1919 года «Триста лет Романовых» неизвестного автора с нерусской фамилией. Прочтение повергло меня в некоторый шок. Нельзя сказать ,что в советские годы я привык  слышать что-то доброе о царской  династии , но чтобы так хаять ?! Даже Пётр Первый , у которого позволялось находить некоторые положительные черты , оказался  представлен слабоумным чудовищем . Что уж говорить об остальных ?  При этом автор выступал конечно глубоко пристрастным , но нельзя сказать , что уж совсем голословным критиком. Он опирался на зарубежные  газетные публикации, мемуарные источники. За его может быть и клеветническим текстом стоял благой тренд эпохи на демифологизацию прошлого и особенно фигур властителей. Именно они ,короли и премьер министры  развязали братоубийственную войну. Их монархические, демократические, религиозные  институты поддерживали кровопролитие. 
   Этот проблеск будущего у нас конечно быстро затоптали. Вместо старых кумиров натыкали в двое больше идолищ  по  страшнее , но в обществе нашем всё таки сохранилась память о том, что мы наследники какой-то революции , и об этой революции ,пусть порой  в пародийной форме  напоминало  школьное образование.
   
Хотя толку от гуманитарного блока было мало. Наоборот причинялся  вред. Кроме общего идеологического промывания мозгов отвращали от хороших писателей. Последним  романом Достоевского прочитанным мной оказался «Преступление и наказание» из школьной программы. Произошло это лет через десять после получения аттестата.  Однако в положенное время я отвечал на уроках и на «четвёрку» написал сочинение. Необходимый анализ и выводы были , как я уже говорил, сделаны заранее , ещё при изучении «Грозы». На мой взгляд если уж проходить Достоевского в школе , то лучше брать «Братьев Карамазовых». Это актуальный молодёжный текст где есть  интрига , философия и юмор. Кому нравится Пелевин не должен пройти мимо Достоевского.
   
Если говорить об истории, то по сравнению с новейшими официальными   интерпретациями,  старая конструкция как-то милее, хотя сравнивать качество разных консистенций   нехорошего  не хочется. Хочется посочувствовать современным пропагандистам.  После советского отрицания досоветского ,перестроечного отрицания советского и постперестроечного поругания перестроечного, создавать культ нынешней власти, оказавшейся  на вершине  исторической пирамиды из объявленных  извергов и моральных уродов ,  работа  одновременно и грязная и филигранная ! Требуется обосновать реабилитацию самых жутких персонажей,ибо они ключевые  и на них «правильная» конструкция должна держаться.  Это понимали уже при чутком  тов. Сталине , когда в  знаменитом  фильме Эйзенштейна роль кровавого Малюты исполнял самый обаятельный актёр своего времени Михаил Жаров.
Кто посылал в постсоветские годы детей на учёбу за рубеж знает ,что по точным наукам, математике в первую очередь, они начинали отставать от сверстников которые обучались здесь.  Российская школа ,оказавшаяся  наследницей советской ,действительно сохранила  высокий уровень требований к знанию  точных наук. Если в гуманитарной сфере нас кормили пропагандистскими сказками , то в научно-технической всё должно было происходить рациональней и строже. Оборонная промышленность нуждалась в  специалистах высокого класса способных конкурировать в гонке вооружений.

Школьная программа по математике и физике оказывалась насыщенной и достаточно сложной. Многие с трудом поспевали , я например. Считая себя прирождённым гуманитарием, старался сдавать «на четвёрочку» и особенно не заморачивался на точных науках. Зря.  Полезно изучать  то, что труднее даётся , тогда возникает личностный рост.

Свой личностный рост я спровоцировал когда решил поступать в технический вуз. Идея возникла во втором полугодии десятого класса. Тогда и понадобились репетиторы. Преподавателей  мама нашла хороших , «по знакомству». Они оказались настолько круты , что для того чтобы  тебя взяли требовалось сдать экзамен в форме собеседования. Собеседование я провалил. Мне ( и родителям) объявили ,что такого как я ни за какие деньги подготовить к поступлению невозможно. Мы взмолились. Надо сказать , что преподаватели нас не раскручивали на дополнительные расходы. Они считали себя «фирмой» и брались только за тех кого находили возможным гарантированно подготовить.  Нужно отметить , что их бизнес в те годы  был сугубо нелегальный и даже уголовно наказуемый.  Поэтому уровень ответственности  оказывался особенно высоким. Такие были нравы. Продавщица в  государственном магазине могла вас легко обвесить , но «подпольный» фарцовщик держал марку и обманывал редко. Так вот , к счастью, таких как я претендентов  обнаружилось ещё три человека. Из нас образовали группу «слаборазвитых» и я приступил к занятиям.
Испуганный провалом и помня о заложенных  ложках ,  к учёбе  отнёсся серьёзно. Через месяц  сделался чем-то типа лидера в своей компании — товарищи списывали у меня домашние задания. Ставился даже вопрос о переводе меня в более продвинутую группу. Вступительные экзамены я сдал на отлично и заслуженно поступил в высшее учебное заведение.

Мой пример говорит о том ,что средний «хорошист» мог  в хвалёных советских школах подойти к получению аттестата не зная практически ничего по физике с математикой и прослушав до фига лабуды по гуманитарным дисциплинам. Вставал вопрос о целесообразности потраченного времени.
Где -то за четыре месяца мне пришлось изучить то ,что нам на уроках преподавали порядка четырёх лет. За эти годы я пережил трёх математичек , вместе с возникавшими у них проблемами с возрастом, мужчинами и двоечниками на последней парте. Понятное дело, что репетиторы приняли меня не совсем уж нулевого. Что-то заложила и образовательная система, ,но коэффициент полезного действия от нудных уроков , контрольных и проверочных работ, а главное  связанных со всем этим  детских ужасов и нервотрёпки оказывался мизерным.
Тут даже дело не в советской школе , а школе вообще , в том какую задачу она выполняет в современном обществе. Класс уже в дни моей юности перестал быть сакральным местом где интеллектуально  невинный Филипок оплодотворялся  знанием о существовании материка Африка, планеты Юпитер и исторического персонажа Александр Македонский.

Ещё школа плодила и плодит «отстающих». Там где мне довелось поучиться ,от четверти до трети класса составляли те кто «не слушали учителя» и «баловались на уроках». Некоторые , как я например,  в какой-то момент «брались за ум» и начинали к чему-то готовиться. Но масса народа  в свои четырнадцать -семнадцать лет вообще ничем толком не занималась , привыкая быть  ругаемыми и  понукаемыми. Если в эти годы не ходить  «на спорт» или « в музыкалку» , то изо дня в день посещать только  уроки которые напрочь не интересны, для человека  губительно. В сельской местности ситуация ещё как-то компенсировалась за счёт востребованности рабочих рук  «по хозяйству» , но  в городе  , а большинство населения уже тогда было городским , с «само занятостью» оказывалось туго.  Многие такие намучившись в школе и попадая после в армию, становились свирепыми «дедами», видимо отыгрывая  былое унижение. Я  до сих пор встречаю сверстников для которых статус армейского дембеля  когда-то оказался высшей точкой личностного влёта, превзойти которую уже не получилось.

Нынешние дети  выглядят практичнее и жизнеспособнее нас. Они раньше начинают что-то зарабатывать, более  реально смотрят на будущую карьеру , причём связывают её не только с  грядущими  университетами , но и с уже сегодня доступными тренингами и курсами , где дают  нужные навыки для  быстрого обретения квалификации и  последующих  заработков. Не имея водительских  прав, рулят  как-то добытыми автомобилями, вступают в ранние сексуальные связи... Вместо унылого провисания  выбирают «движуху» ,пусть порой и сомнительного направления. Хорошие компьютерные игры  полезнее чтения  рядовой приключенческой литературы. Хотя для тех кто собрался деградировать и пропадать , сегодня возможностей , в смысле рисков, значительно больше.

Возвращаясь к своей школе , школе в более широком смысле , с уроками не только классными , но и жизненными, хочу сказать о двух главных прививках которые там получил. Это препараты против левацкой идеологии и тоталитаризма.  Кто как-то размышлял по тематике бесконечных политзанятий и хотя бы поверхностно пролистал «первоисточники» , доложен  был неминуемо ужаснуться тому как народ ,который ловко приманили на блесну всеобщего освобождения, оказался в новом рабстве, причём рабстве невиданной  ранее по изощрённому цинизму  структуры.
Парадокс в том , что всё что мы имеем на Родине сегодня, скомстраляпили  мои сверстники, которые пересказывали анекдоты про  Брежнева и переплачивали за пластинки Пинк Флойд и Лед Зеппелин.

Ещё , при имеющемся идеологическим багаже, с чувством превосходства уже наказанного,  смотришь за бугор на упражнения «новых левых». Глазеть на них   довольно смешно , оборотиться на себя  грустно.


Рецензии
Тем не менее с освобождением как и со всем остальным - кому нужно. получил его.
А всех накормить из одной ложки нельзя. И не нужно.

Генрих Мак-Палтус   21.03.2021 20:20     Заявить о нарушении