Собачье сердце

Взгляд уличного зверя, не потерявшего способность к состраданию, не озлобившегося в своем полуголодном существовании – есть важной завязкой повествования.
Оценка Шариком окружающего мира складывается мозаикой из мелькающих мимо его взора персонажей: добрых по случаю поваров, злых приказчиков, не любящих собак, звуков, запахов еды, отложившихся в памяти вечно голодного пса. Одних пес справедливо жалеет, других – справедливо же ненавидит.
Другая сторона жизни – потомственный интеллигент профессор Преображенский. Талантливый хирург, смелый экспериментатор, эстет и аристократ, занимающийся операциями по омоложению, как в насмешку над собственным гением. Профессор удивляется бескультурью и хамству пролетариата, пришедшего к власти, и его стремлению к говорильне и ничегонеделанию.
Представителем этих самых поющих властьпредержащих является Швондер, появляющийся у профессора с требованием "уплотниться". У Булгакова вообще часто всплывает тема разрушения Дома, уничтожение личного пространства человека.
Еще одним изничтожителем Дома становится неблагодарное существо, созданное гением Преображенского. Тот самый добрый уличный пес стал объектом смелого эксперимента. В результате, получился новоявленный хозяин жизни, хамовитый приспособленец, не имеющий ни совести, ни чести и унаследовавший все отвратительные черты прежнего носителя пересаженного гипофиза: пролетария и пьяницы Клима Чугункина.
Только лишь обретя человеческое сознание, Шариков готов выдавить кого угодно, даже своего создателя, лишь бы обрести выгоды для себя. Он примыкает к режиму швондеров, очень быстро научившись преуспевать с помощью наглости, агрессии и силы. Его цинизм доходит до того, что Шариков пишет донос на Преображенского: это становится последней каплей, и профессор проводит еще одну операцию, которая возвращает к жизни безобидного пса, безвозвратно уничтожив Шарикова.
К сожалению, совершенно ясно, что даже этим шагом профессору не удастся оградить свой дом от ужасов тогдашних реалий.


Рецензии