О мыслях Александра Ивановича Куприна
Перепробовав много профессий в своей жизни, А.И.Куприн отразил это в своих творениях.
Итак, краткий обзор - может быть, исследование...
«Человеку надлежит быть целомудренным в любви, верным в дружбе, милостивым к больному и падшему, ласковым к зверям. Но если сердце вдруг неудержимо потянет вас за собою, не противьтесь его чудесной власти, не верьте ни советам дряхлого опыта, ни расчетам, ни принятым обычаям: верьте сердцу и идите за ним. Тело обманет, сердце – никогда».
Эти слова из замечательного и, к сожалению малоизвестного рассказа «В трамвае» словно духовное «завещание» писателя о том, каким должно быть человеку. Отчего такое неяркое название. Придя в нашу жизнь в конце 19 века, трамвай очень быстро стал и символом литературным. Это – символ жизни! А теперь, читая эти замечательные слова, обратимся к воплощению их в творчестве писателя.
«…милостивым к больному …» - т.е. к тому, кто слаб.
Помните образ «маленького человека»?! Продолжает обращаться к нему и А.И.Куприн.
«Детский сад», «Путешественники», «Храбрые беглецы», «Святая ложь», «Alles», «Хорошее общество» и др. Как относится писатель к таким героям – диапазон довольно большой – от унизительной жалости до сострадания. А самый светлый образ, конечно же, Саша Врублевский из рассказа «Телеграфист». Горбатый от рождения, он сохранил чистую душу – не обиду, не озлобление на весь мир. И великое умение быть благодарным. «Лучшие перлы в венце Христианства» - так говорит о подобных людях писатель. Его Саша чем-то напоминает главного героя «Белых ночей» Ф.М.Достоевского. И чем-то выше при этом. (У героя Ф.М.Достоевского, как мы помним, внешних уродств не было.)
А в детстве читали все, конечно, рассказы: «Чудесный доктор», «Тапёр»?! Это же – продолжение столь любимого русской литературой Рождественского рассказа. И Чудом – Истинным Чудом становится Милосердие! Как отрадно, что главные герои: полевой хирург Н.И.Пирогов и композитор Н.Г. Рубинштейн и в реальной жизни были именно такими – истинными христианами!
«…ласковым к зверям…»
Одно от другого неотделимо. В детстве все должны были читать рассказы: «Белый пудель», «Слон», а ещё «Слоновья прогулка», «Собачье счастье», «Сапсан», «О пуделе», «Изумруд», «Медведи». Разве рассказы эти только о животных - разве проблемы у них возникают?! Животные – некое «средство» для раскрытия человека. И разве достоин имя человека поступающий так, как многие из персонажей?! Вопрос риторический…
Эти произведения тоже стали неким продолжением традиций русской литературы, начиная с житийного жанра. Многие Святые диких зверей приручали, перед которыми трепетали все остальные…
«…милостивым к падшему …»
А это, пожалуй, труднее всего. Уже во время Первой Мировой войны вышла повесть «Яма». Она о падших женщинах. Разумеется, нет в повести сцен, для чтения непристойных. Писатель рассуждает о причинах, о лицемерии общества. А женщин этих жалеет, как, впрочем, и все другие в мировой литературе. Не возлагает такой «миссии», как Ф.М.Достоевский на Соню Мармеладову, но сострадает. И «вечная Сонечка Мармеладова» одним из героев, конечно же, упоминается...
Конечно, говоря о творчестве И.А.Куприна, нельзя не вспомнить произведений об армии. Трагедия! Особенно повесть «Поединок», а заодно и «Прапорщик армейский», «Свадьба», «Потерянное сердце». Куда девались доблесть, честь?! Неудивительно, что проиграна война, а потом придёт главная трагедия века двадцатого – но не об этом сейчас.
И всё же Герой Отечества как образ, скорее всего, собирательный, создан в замечательной повести «Гранатовый браслет». Это - генерал Аносов – «дедушка», как называют его сёстры Вера и Анна. Но о повести в финале.
Помните рассказ А.П.Чехова «Случай из практики»?! Бездуховная цивилизация служит дьяволу – вот главная мысль А.П.Чехова, а вслед за ним и А.И.Куприна в повести «Молох». Конечно, произведение А.П.Чехова, если говорить об этой теме, гораздо выше. «Молох» - своего рода «продолжение» того, что много-много веков назад с некогда могущественным Вавилоном случилось. И отражение в мире происходящего.
И, наконец, произведение, продолжающее, наверное, тему Пасхальную. Фантастический рассказ, немного напоминающий одновременно и знаменитую пьесу «Чайка» - вернее, фантазию Константина Треплева, и замечательные сказки А.М.Волкова о Волшебной Стране. Особенно, «перевоспитанных» подземных королей.
«…верьте сердцу и идите за ним. Тело обманет, сердце – никогда».
И, наверное, самая главная тема в творчестве нашего великого Соотечественника - «высокая, чистая, бескорыстная, благоговейная любовь».
Самым «осиянным» произведением называют повесть «Гранатовый браслет».
Чуть-чуть позже…
Все помнят, наверное, песню про «кудесницу леса - Олесю». Она, скорее всего навеяна повестью А.И.Куприна. «Олеся» - грустная повесть и о любви прежде всего, и о т.н. «естественном человеке», что плот плотью от природы. И о толпе тех, что людьми быть перестали. Что веру суеверием заменили, хотя и в храм ходят.
Сказочный по сути своей образ «помещён» в очень жестокую реальность.
А городской интеллигент при всех благих намерениях оказывается слабым. Или любовь их изначально обречена? Видимо так...
А ещё замечательная, «божественная», как называл один из переводчиков, повесть «Суламифь». Произведение, созданное на основе самой поэтической Книге Ветхого Завета «Песнь Песней» Царя, Пророка Соломона.
В Самой Книге аллегорически показано отношение Бога и Церкви, а у писателя – история трагической любви. «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь, и жестока, как ад, ревность; стрелы ее - стрелы огненные». Эти взятые из Книги слова эпиграфа говорят о том, что повесть трагична. ( В подлиннике так: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее - стрелы огненные; она пламень весьма сильный»).
Словами Писания говоря и Соломон и его возлюбленная Суламифь. Но не герои, ради низменной, похотливой страсти, готовые, говоря языком повети, «на всякий грех и унижение».
Царь Соломон причислен к Лику Святых – он Ветхозаветный Пророк. А в повести - положительный герой, наделённый всеми возможными достоинствами – от внешней красоты, до мудрого сердца. Для большей яркости образа в повести немало примеров Соломоновой Мудрости (Само выражение стало фразеологизмом). Произведение больше похоже на романтическое…
Прекрасная сказка «Синяя Звезда», созданная в эмиграции, конечно, не так известна. Но она тоже о любви, о красоте, о заблуждениях, над которыми писатель очень по-доброму посмеялся. Синяя Звезда – принцесса Эрна – воплощение красоты и добродетели.
И, наконец, апогей творчества писателя – повесть «Гранатовый браслет». И апогей бескорыстной любви. Конечно, относиться к Желткову Г.С. можно по-разному.
Должно ли даже к самой прекрасной, самой достойной женщине обращать слова, дарованные самим Спасителем в Молитве Отче Наш?!И разве не был герой обречён?! …
А мысли свои А.И.Куприн «доверил» тому самому «дедушке» - Герою Отечества – упомянутому ранее генералу Аносову. Герой Отечества вслед за самим писателем говорит о любви – об истинных чувствах и «дешёвой подделке». Этот герой заставляет задуматься о главном…
Свидетельство о публикации №221032102171