Чёрная горячка

 
Мой друг Дмитрий Николаевич Азарчик – инициатор и организатор всевозможных поездок и вылазок на природу нашей компании.

После того, как Дмитрий узнал о моём тихом «помешательстве» на тихой охоте, все наши беседы неизменно заканчиваются грибной темой: излюбленные места произрастания даров природы, способы их готовки, засолки, сушки, маринования.

Сыроежки Дмитрий считал сорными грибами и никогда их не брал. Отношение к «неблагородным» плодовым телам изменилось, когда Дима угостился сыроежками, жаренными на сале с луком.

— А что это за такие вкусные грибы, никак не пойму? – поинтересовался он, попробовав «жарёху».

— Это же, Дмитрий Николаевич, сыроежки, так нелюбимые тобой! – хитро улыбаясь, ответила я.

В один из июльских дней Дима позвонил и предложил после работы съездить за грибами в своё заповедное место – «теплицу». Разумеется, я согласилась: в теплицу ли, в парник ли, главное – по грибы.
 
Микроавтобусом управлял инициатор поездки. Он проехал примерно тридцать-тридцать пять километров по шоссе, затем свернул на лесную дорогу. Найдя живописный пролесок, водитель остановился; грибники вышли из машины.

Всю дорогу мне не терпелось узнать, почему – теплица? Там, что, специальные люди выращивают грибы?

На все мои вопросы Дима коротко отвечал:

— Там, на месте, сами всё увидите!

Доставая из багажника корзины, вёдра и ножи, кто-то из компаньонов заметил, что участники грибной экспедиции отправились в поездку после работы, стало быть – голодны. Путешественники поддержали товарища и быстро накрыли на лесной поляне походный стол.

За перекусом Дима, замечательный рассказчик, вспомнил прошлогодний выезд в это же место:
 
— Приехали мы с ребятами после работы в «теплицу». Мой друг Юрий предложил: «Мужики, нужно глаз «размылить»! Все согласились с инициативой друга – придать зрению особую остроту. Выпили по одной – не «размыливается»! Выпили по другой – тот же эффект. И тут я случайно поднял глаза от стола и замер: к нам приближался чернокожий мужик! Кучерявый такой, улыбается, белоснежные зубы сверкают на солнце! Мне чуть плохо не стало, ну, всё, думаю, белая горячка!

Подходит этот чёрный к нам, подаёт Юре руку для приветствия и говорит:

– Здравствуйте!

А Юра ему отвечает:

— Здравствуй, Интай!

Внезапно Дима замолк на полуслове и побледнел. Взгляд его глаз с расширенными зрачками устремился вдаль, мимо меня.
 
Я обернулась: к нашей поляне направлялся … улыбающийся кудрявый африканец. С сине-голубыми зубами …

Поздоровавшись с компанией и перекинувшись несколькими словами с Юрием, уроженец Африки проследовал далее.
 
Разгадка появления в белорусских лесах иноземного гостя была достаточна проста. На авиаремонтном заводе города Барановичи периодически проходили стажировку африканцы. Один из них был пленён красотой белорусской девушки, женился на ней и остался в Белоруссии. И, разумеется, принял уклад жизни нашей страны. В том числе, сбор экзотической для «чёрного» континента ягоды – черники.
 
В тот раз Интай, для удобства запоминания прозванный коллегами «именем» промысловой рыбы семейства тресковых – Минтаем, собирал уникальную ягоду в безразмерную ёмкость – свой рот. Опустошив близлежащий ягодник, новоявленный «белорус» направлялся искать более урожайную черничную поляну.

Придя в себя после потрясения, Дима эмоционально произнёс:

— Это уже, товарищи, не белая, а чёрная горячка!

«Теплица» оказалась уникальным урочищем – местом, отличным от других участков смешанного леса, расположенных рядом. При входе на ограниченную территорию, изобиловавшую кочками, действительно ощущался эффект теплицы – повышение температуры нижних слоёв воздуха по сравнению с температурой окружающей среды.
 
Белорусы называют такое явление «парность» – высокая влажность при высокой температуре воздуха, что-то вроде аналога русской бани. Разумеется, со значительно меньшей температурой воздуха.

Грибов на этой территории было изобилие. Причём росли они по каким-то своим, особым законам. Тщательно осматривая кочки, участки земли под кустарниками и деревьями, покрытые мхом и листвой, я буквально натыкалась на подосиновики или белые грибы, растущие на открытом пространстве.

Увлекшись, я и не заметила, как набрала полную корзину грибов. С чувством удовлетворённости  поездкой направилась к месту стоянки машины.

Не тут-то было: трижды я выходила к одному и тому же месту. К приметной сосне, комель которой сформировал «тройник» – три отдельные ствола примерно на метровой высоте от земли.

Я неплохо ориентируюсь в лесу, тем более в солнечный день. Но в тот раз я была готова поверить в существование лешего: в урочище действовали совершенно непонятные законы природы. Все три раза по солнцу я определяла месторасположение микроавтобуса и направлялась к нему. И каждый раз выходила к «трём соснам»!

Вспомнила науку моего отца-партизана, инвалида Великой Отечественной войны, Лукашевича Гавриила Корнеевича:

— Не надо бояться леса: он и кормилец, и защитник. В сложной ситуации никогда не поддавайся страху и панике; начинай всё сначала, и ты обязательно найдёшь выход.
 
Давнее напутствие отца придало мне силы: вскоре я была у машины.

Постепенно из леса выходили друзья и, сравнив результаты грибной охоты сборщиков, признали меня лидером.

Я не стала рассказывать своим товарищам о случившемся со мной происшествии – уж очень не хотелось снимать виртуальный лавровый венок победителя!

В последующие экспедиции ничего подобного не случалось; только после четвёртой поездки я рассказала друзьям о неприятном эпизоде.

Дмитрий Николаевич сделал удивлённые глаза и откровенно сказал, что при первом посещении «теплицы» с ним случился подобный казус. Он также никому не сознался в приключении, опасаясь, что друзья усомнятся в его психическом здоровье:

— Ещё скажут: «Ну, вот, надо же такое придумать! Кто-то его по кругу «водит»! Смех, да и только!»

Вертя в руках складной ножик, он с хитрецой произнёс:

— А может, леший просто не пускал в свои сокровенные места нас, новичков?!

— Вероятно, это действительно так: лесовик объединил свои усилия с болотной кикиморой. Зачем им, лешим, нужны конкуренты?! – подыграла я Дмитрию.

P.S. Спустя десять лет после описываемых событий я вновь попала в «теплицу»: от былого грибного изобилия не осталось и следа.

То ли постарели лешие и их «ведьмарские» возможности значительно ослабели и не действуют на сборщиков грибов; то ли переселилась нечистая сила в другие заповедные места.


Рецензии
Добрый день, уважаемая Нелли! Я тоже люблю грибы и люблю собирать, только редко когда это удается. так что иногда покупать приходится.
Помню, когда была в пионерском лагере, увязалась за девочками в лес за цветами и отстала от них. А девочки и не знали про меня. Отстать отстала, а сама не знала, куда идти. в какую сторону. Постояла посмотрела и пошла наугад и угадала - вышла на знакомое место. Леший пожалел меня. А сильно так перепугалась, ведь в Уссурийской тайге и тигры водятся.
С уважением и теплом,


Людмила Каштанова   01.04.2023 13:48     Заявить о нарушении
Доброе утро, уважаемая Людмила!

Искренне благодарю за отзыв!

У нас в Беларуси леса ухоженные, светлые, легко проходимые. А вот пойти в тайгу девчонке-пионерке - для этого, знаете ли, немалая смелость нужна.

Хорошо, что всё закончилось благополучно.

С теплом и поклоном.

Нелли Фурс   02.04.2023 09:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.