Драмкружок

     В середине прошлого века руководство Ивановского областного драматического театра было обеспокоено тем обстоятельством, что народные артисты театра и бо'льшая часть заслуженных имеют весьма солидный возраст, а некоторые и вовсе умерли. Самые способные выпускники театральных вузов оставались в Москве или в Ленинграде, в крайнем случае, ехали работать в какую-нибудь республиканскую столицу, так что молодые таланты для театра надо было искать непосредственно в Иванове. И было решено разослать артистов и режиссеров по школам с целью организации в них драматических кружков, в работе с которыми можно было бы выявить наиболее способных к артистической профессии учеников. В той школе, где я подвизался в то время всего лишь в роли девятиклассника, появился режиссер Валерий Алексеевич Третьяковский и организовал драмкружок, в который многие из нашего класса (и я в их числе) охотно записались. В кружке' было интересно: читали стихи, разыгрывались сценки. Один раз Валерий Алексеевич провел нас на какую-то поставленную им пьесу, которую мы смотрели из-за кулис и заодно видели и самого режиссера за пультом, где он по рации вызывал на сцену артистов, давал сигналы рабочим сцены, словом, священнодействовал. На следующий год Валерий Алексеевич планировал подобрать и поставить с нами какую-нибудь пьесу, но до следующего года дело не дошло: наш руководитель убедился, что все участники уже вполне определились с выбором профессии, и ни одного артиста из нас не предвидится, поэтому драмкружок просуществовал только год.
     В тот год, как обычно, в Иваново приехал на гастроли один из московских театров с несколькими пьесами. Театралов в Иванове было много, в кассы народ ломился, но Валерий Алексеевич организовал нам билеты (о бесплатном проникновении тут уже речи быть не могло), и мы все спектакли смотрели. Один из спектаклей был особо нашумевшим, все артисты, игравшие главные роли, были «народными», и в афишах у них, кроме этих званий, было еще указано: Лауреат Ленинской премии. Премия была получена как раз за эту пьесу, и нас удивило единственное исключение: Народный артист Алексанр Демидов, игравший как раз роль Ленина, лауреатом Ленинской премии не значился. Об этом мы потом спросили нашего руководителя и услышали такую историю.
     В том самом московском театре был буфет, и в перерыве довольно нервных репетиций Александр Васильевич Демидов (и не он один) устремлялся в буфет, чтобы подкрепить свои нервы рюмочкой коньяка. Нашелся, однако, артист, не особо выдающийся, зато член или даже председатель театрального месткома, заявивший начальству, что в производственных столовых алкоголь недопустим, а пьянка на рабочем месте чревата. Начальство, всего опасавшееся, вняло, и коньяк из театрального буфета исчез. Артисты поворчали на ту тему, что рюмка коньяка не пьянство, а, напротив, лекарственное средство, но делать было нечего. К тому же нашелся выход: буквально за углом метров за двести от него была кафушка, в которой между прочими напитками наличествовал и коньяк. И вот однажды в перерыве между репетициями именно этой самой пьесы Александру Васильевичу потребовалось туда заглянуть.
     Другим артистам это было сделать намного легче: натянул пальто на сценический костюм и вперед. Но роль Ленина кроме костюма, как нетрудно понять, требовала грима. Пока разгримируешься, а потом снова загримируешься, перерыв пройдет. Поэтому Александр Васильевич разгримировываться не стал: надел свое пальто, нахлобучил ленинский картуз, поднял воротник на лицо и, придерживая его рукой, благополучно пробежал в кафе. Но ведь чтобы расплачиваться, принимать сдачу и забирать рюмку нужны руки. По этой причине воротник съехал вниз, а картуз Александр Васильевич, будучи культурным человеком, за столиком сам снял.
     И перед посетителями предстал Владимир Ильич во всей красе и с рюмкой коньяка. Народ обомлел, а когда сообразил в чем дело, устроил артисту бурную овацию. Но в одном углу сидел и пил свой кефир ветеран, который восторга не принял и за Ленина очень обиделся. И обидевшись, написал бумагу в органы. Времена, однако, были уже не те, в органах посмеялись, но все же бумагу не выбросили, а передали в театральное управление Министерства культуры. Там письмо ветерана совсем без внимания оставить поопасались, и, когда пришел список для представления на Ленинскую премию, Александра Демидова благополучно вычеркнули.
     Сам Александр Васильевич, вспоминая об этом случае, неизменно к стоимости выпитого им коньяка прибавлял размер неполученной Ленинской премии и говорил, что такой дорогой коньяк не пил ни один американский миллиардер.

=====================
Иллюстрация: Ивановский областной драматический театр в 50-х годах прошлого века


Рецензии
Закономерно, что ленинскую премию Ленин получить не мог.
Но совсем не закономерно, что в такой интерпретации...
С превеликим удовольствием прочитал и перечитал миниатюру и мемуар!

Сергей Смицких   02.06.2021 18:47     Заявить о нарушении
У меня есть, однако, кадр из американского фильма о нашей стране после революции. На этом кадре Ленин "толкает" массам речь с трибуны своего мавзолея. Так что почему бы не дать Ленину ленинскую премию.

Юрий Козиоров   02.06.2021 21:00   Заявить о нарушении