Правила социологии

Есть у социологии свои законы, но речь о её маленьких правилах, о том, как организовать опрос... В Москве на одном из заводов я и мой сотрудник проводили исследование. Миша (так звали коллегу) поручил местному начальству заготовить авторучки с черной или синей пастой. Местный комсомолец, которому дали это задание, из пущего желания угодить спросил, а нельзя ли, чтоб паста была зелёной или красной. Реакция Миши испугала его. Пожалев, что задал вопрос, он бросился со всех ног из кабинета. Парень не подозревал, что покусился на одно из правил социологического исследования - анкеты «цветной пастой» не заполнять, категорически запрещалось делать это красной. Это чтоб не пестрило в глазах у операторов, вносящих данные в компьютер.

Исследование на заводе продлилось два дня. На второй день коллега впал в панику – срывалось задание по выборке (ещё одно правило социологии). Местному начальству не удалось мобилизовать нужное число респондентов. Оно решило по-своему исправить положение. Не тут то было... Миша, выловил несколько молодых ребят, которые заявились по второму разу заполнить вопросник. Социолог был похож на  дружинника ДНД, который вместе с контролёрами гоняет «зайцев» в транспорте - энтузиазм, переходящий в хамство.

В фирме, которую я основал в Тбилиси после возвращения, была должность менеджера. Сухая, в очках, неподкупная девица через лупу просматривала заполненные анкеты. Она раскладывала их на столе как карты. Халтуру выдавал почерк, с каким очерчивались номера ответов или вписывались фразы, слова. Один из стажёров принёс вопросники, которые были заполнены фломастерами разного цвета, оранжевым, зелёным, красным (!)... Явно было, что заполнил их он сам. Я изобразил праведный гнев (как Миша) и был достаточно искренним. Горе-стажёра я выпроводил. Год я отсеивал ему подобных, пока не сложилась надёжная команда.

Есть и другие правила, которые регулируют, когда надо и не надо опрашивать население. Определённые риски для социолога содержит вечернее время. В Москве мне поручили сделать рецензию на одно исследование, проведённое любителями. Женщины составили 90% выборки. Я поинтересовался, откуда такой фатальный перекос, мне ответили: «Мы опрашивали людей на дому, вечером. Мужская часть выборки была в нетрезвом состоянии».

Или ещё одно предписание, в экстремальных условиях опросы не проводятся. Я был в командировке в Новосибирске, когда мне позвонили и дали указание анкетирование прекратить. Оказывается, умер Черненко. В самолёте я размышлял: «Когда народ в горе или в пущей радости, исследования не проводятся. В общественном мнении может произойти сдвиг». Работал ли здравый смысл в случае с Черненко, но надо быть обделённым им, чтобы заявиться с кипой вопросников на траурное мероприятие или свадьбу, или «на квартиру, где живёт буйный сумасшедший» (как заметил однажды Миша).

Однажды в этой связи я провёл семинар для молодых коллег. Делился примерами из своей практики. Вот один из них...
... Анкетирование проводилось в посёлке аэропорта. Оно посвящалось местным выборам. Я стучусь в двери одной из квартир. Мне открыла женщина лет под пятьдесят. Вид был у неё измученный. Она вдруг чему-то обрадовалась, увидев меня, и позвала супруга: «Николай!» Из внутренней комнаты вышел невысокого роста мужчина. Семья была русской, из молокан. В этих краях они жили компактно. Нас провели в гостиную. На столе стояло большое фото молодого человека в форме лётчика. Атмосфера в комнате напоминала панихиду. Фото не было обрамлено чёрной рамкой, оно стояло на самом видном месте. Заметив, что я смотрю на на фотографию, мужчина сказал, что это их сын. Он с надеждой посмотрел на меня. Узнав, что я – социолог, Николай несколько разочаровался. Видимо, в последнее время к этому ему было не привыкать. Молодой человек служил вертолётчиком в грузинской армии. Я ещё подумал, что много из тбилисских молокан служили в авиации. Наверное, сказывалась близость их поселения к аэропорту. В это время в Менгрелии закончилась, а в  в Абхазии шла гражданская война. Парень пропал без вести, его вертолёт сбили. Я услышал историю мытарств отца в поисках сына. Он обошёл все возможные правительственные ведомства, обращался в местную миссию Красного Креста, конечно, к однополчанам, написал около сотни заявлений. Без результата. Съездил к мегрельским инсургентам. В своё время авиация правительственных войск сильно потрепала их. Над Николаем поиздевались, с ним говорил лично сам руководитель. Мегрелец грозно сверкал глазами. «Во всяком случае я убедился, что сына там не было!» - сказал мужчина. Чтобы не пересекать линию фронта, через Сочи, со стороны краснодарского края он проник на территорию Абхазии. «Ко мне особенно не приглядывались. Лицо у меня русское!» - заметил он. Обратился к тамошним властям. Снова неудача!
«Я не теряю надежду! Недавно один российский журналист написал в статье, что во время посещения им сухумской тюрьмы, в гвалте военнопленных, выкрикивавших свои имена из камер, он услышал имя моего сына!» - сказал Николай и показал вырезку из газеты. Женщина тихо заплакала.
«Нам показалось, что вы пришли с известием о сыне», - продолжил Николай.
Я предложил ему заполнить анкету. Он внимательно изучил её и аккуратно исполнил мою просьбу...

Некоторое время участники семинара сидели молча. Потом послышалось наперебой: «Что стало с лётчиком?» Я ничего не знал об этом. Нашлись такие слушатели, что высказали желание поехать в этот посёлок, найти семью. Хотя прошло уже лет десять после войны. Особенную активность проявляли девицы. Потом все смолкли.
Мы вернулись к теме обсуждения, к правилам процедуры опроса. Я фиксировал высказывания по поводу, надо ли было проводить опрос в этом конкретном случае. «В семье несчастье, а социолог пристаёт с анкетой!» - было мнение. Другое прозвучало следующим образом: «У респондента тяжелая проблема, но есть надежда, поэтому ситуация двоякая». Или, «Николай – крепкий мужик! Не смотря ни на что, ему ничего не стоит заполнить вопросник!». И так далее и тому подобное.

Затем я рассказал случай, когда исследователь попытался навязаться своему респонденту. Кончилось истерикой. Бить социолога не стали, но из квартиры как непрошеного гостя выпроводили. На семинаре мы говорили, что участие в исследовании может быть только добровольным и не должно быть никакой обязаловки.


Рецензии
ПРивет, Гурам! Интересная у тебя специальность - всегда с людьми, есть пища для ума, нестандартные вопросы и такие же удивительные выводы.
Когда-то от скуки я пришла по объявлению в наш городской институт, в котором преподаватель философии открыл для желающих курс социологии. Мне было интересно, потому что в моем (и твоем!) студенчестве социология входила в курс философии, а этот предмет преподавала у меня Р.М.Горбачева, которая была прекрасным лектором и рассказывала нам, что ее кандидатская была по социологии - одной из первых диссертаций по этому предмету.
Потому у меня возникло желание самой поучаствовать в соцопросах, в составлении актуальных анкет, но все оказалось прозаичнее - преподаватель просто готовил диссертацию, и ему нужны были статисты, которые бы задавали вопросы респондентам на улице. Какова была цель его исследования, он не сказал, а по вопросам ничего нельзя было понять - они были даже не очень грамотно составлены. И группа энтузиастов рассыпалась сразу. Это было в середине 80-х, когда людям хотелось новизны, изменений, а источники информации были такие скудные. Жаль, что не везде были исследователи твоего уровня, которые могли организовать и проанализировать результаты исследований.
С уважением. Таня.

Татьяна Хожан   08.04.2021 01:22     Заявить о нарушении
Татьяна, очень рад тебе! Раиса Горбачёва, кажется, защищалась по проблемам свободного времени. Моя диссертация также была на эту тему (свободное время молодёжи). Кстати, защищался в том же институте, в Москве. Сколько народу за свою бытность социологом опросил! Под конец переключился на глубинные интервью. Но больше меня влекла понимающая социология. Это когда интуитивно постигаешь предмет. Здесь стирается грань между ученым-социологом и писательством. В этом плане наилучшими социологами бывают писатели. Они точнее и полнее прогнозируют явления. К сожалению, в Грузии социология себя дискредитировала. Превратилась в инструмент политики. С её помощью делают деньги, или карьеры. Прохиндеев в этой стране всегда было с избытком, профессионалов ноль. Однажды мой товарищ провёл экзитпол после выборов и сразу стал министром образования. Но скоро потерял место. На госзакупках баскетбольных мячей погорел. Другой после такого исследования поехал в США дипломатом.

Гурам Сванидзе   08.04.2021 13:44   Заявить о нарушении
Гурам, нам Раиса Максимовна рассказывала, что она исследовала денежные доходы и расходы в крестьянских хозяйствах. Сказала, что раздала 30-ти семьям по тетрадке, куда они вносили свои записи ежедневно в течение то ли полугода, то ли года - не помню уже. А она потом проанализировала.
Сейчас опросы в о всех странах политизированные. У нас в Израиле сейчас 4-е выборы за 2 года прошли, правительство снова не собирается, будут пятые выборы месяца через три. Хотя по соцопросам так и выходило - общество у нас почти пополам расколото, особняком только десяток мест в Кнессете занимают арабы, с которыми не хотят входить в правительство ни правые, ни левые, потому и не получается собрать большинство. Дурдом, короче!
А тут еще и не выехать никуда целый год не получалось! Но уже открылись для привитых несколько стран, в том числе и Грузия. Кстати, Гурам, скажи, когда у вас появляется вкусная черешня в Тбилиси? Мы с мужем были после свадьбы в Сухуми, и там ели необыкновенную черешню величиной с крупную алычу - никогда больше нигде такую не встречали! И если поедем в Грузию, то только в сезон черешни! :))

Татьяна Хожан   08.04.2021 22:27   Заявить о нарушении
Черешня бывает в мае-июне. Крупная называется - "гогра-бали", что значит черешня-тыква. Приезжайте обязательно. Надеюсь, что встретимся. Как сын и дочь? Сообщите письмом.

Гурам Сванидзе   09.04.2021 11:33   Заявить о нарушении