Внештатные забавы

В начале 80-х у меня в семье появилось пополнение – родился сын Михаил. Появилась потребность зарабатывать больше. К этому времени у меня было основное место работы. Кроме того, я продолжал ездить в Мытищи, где располагался Институт повышения квалификации (ИПК) Минобщемаша. Там я читал лекции для специалистов промышленности по микропроцессорной технике. И в Академии АМН, и в ИПК я был штатным сотрудником. Но чувствовал, что мог бы подзаработать и еще. Поэтому и появились внештатные «забавы». Оплачиваемые!

Внештатный редактор издательства «Мир»

Эту забаву «подбросил» мой бывший научный руководитель профессор А.Г. Алексенко. Он порекомендовал меня в редакторы издательства «Мир». Издательство, в основном, занималось выбором, переводом и изданием в СССР актуальных научно-технических книг и монографий. Рекомендации для перевода и издания давали эксперты и специалисты в соответствующей области. Приехав в издательство, было можно выбрать одну из вновь поступивших книг, а потом вернуть ее вместе с рецензией. Рецензия, отрицательная либо положительная, публиковалась в бюллетене «Мир». За нее выплачивался гонорар. Если не лениться, то каждый месяц появлялся дополнительный приработок. К тому же это повышало собственную квалификацию. И еще позволяло поддерживать в нормальном состоянии уровень владения языком.

Я брал книги на английском языке, который неплохо знал в «технической» части. Но однажды в издательстве мне предложили книгу по цифровой схемотехнике на немецком. Пролистав книгу, я не стал отказываться. Несмотря на то, что немецкий я совсем не понимал и не знал, содержание этой книги мне было понятно – подсказали многочисленные иллюстрации. Рецензию написал положительную, т.е. рекомендовал к изданию. К моему удивлению книгу решили издать. Мне предложили стать переводчиком и титульным научным редактором. Это было престижно. Этим «баловался» профессор Алексенко. Я был знаком с несколькими изданными «Миром» хорошими монографиями под его редакцией.

Найти хоть какого-нибудь переводчика с немецкого мне не удалось – никто не согласился. Пришлось мне отказать издательству. Дело оказалось для меня не слишком забавным…

Внештатный эксперт ВНИИГПЭ 

Примерно в тоже время я устроился на работу внештатным экспертом в институт патентной экспертизы. Помимо дополнительного заработка был у меня и другой мотив – попробовать себя в области изобретательской деятельности в «полевых» условиях. Работа с чужими заявками на изобретения и общение с реально сильными патентными (и, главное, штатными!) экспертами давали бесценный практический опыт в деле получения собственных авторских свидетельств (так в те времена в СССР называли отечественные патенты).

До моей работы в ВНИИГПЭ все попытки получить авторские свидетельства заканчивались неудачами. Эксперты давали «отлуп» ; отказные заключения. Бороться с этим я не умел. Мне было нужно научиться правильно писать формулы изобретений, убедительно аргументировать новизну и практическую значимость предлагаемых в заявке решений.

Забавно было то, что я, как эксперт, тоже, в основном, писал отказные заключения, иногда ссылаясь даже на учебники в области микросхемотехники, по которым нас учили в МИФИ. Помню, что в таких случаях заявители были в шоке. Иногда, они все же продолжали спорить…

 Полученный опыт пригодился. Не откладывая в долгий ящик, я написал пару заявок на изобретения в области «умных» полупроводниковых интегральных схем памяти. Было это в 1984 году. Заявки превратились в авторские свидетельства (А.с). Получить статус изобретателя удалось!

Любопытно, что в 1999 г. пара докладов, подготовленных по материалам А.с. и отправленных на конференцию по микроэлектронике, смотрелись вполне современно и были вполне актуальны.

Но главная забава случилась намного позже, когда я оформлял себе пенсию. Оказалось, что статус изобретателя ХХ века дает возможность заслуженно получить статус «Ветеран труда» в ХХI веке. А вместе с ним и заметные материальные льготы. Например, бесплатный проезд в Москве на всех видах общественного транспорта. В том числе и на электричке – на дачу! Жене, тоже пенсионерке, приходилось за электричку платить, брать билет, а я ехал бесплатно. Забавно, не правда ли?

Но еще забавнее другое. Когда я приезжал к родителям в Саратов, то превращался в обычного пенсионера, у которого бесплатного проезда нет… И, наверное, никогда в Саратове не будет. Ну, если только порядки СССР не вернутся обратно. В Россию…

Временный внештатный сотрудник Технобанка

Следующая забава произошла через 10 лет, в начале 90-х. К этому моменту помимо основной работы я стал преподавателем в МИФИ. Пришел на родную кафедру к теперь уже доктору наук, профессору И.И. Шагурину и предложил почитать для студентов кафедры весьма актуальный курс по выбору про локальные сети персональных ЭВМ. Шагурин положительно оценил мое предложение и рекомендовал меня и курс тогдашнему зав. каф.  профессору В.С. Першенкову. В сентябре студенты «выбрали» курс, и я приступил к занятиям. Кроме того, я решил написать учебное пособие по локальным сетям. Не знаю, как в Москве, а в МИФИ такое пособие было издано впервые. Самой большой главой в пособии была глава, посвященная автоматизации банковской деятельности на основе локальных сетей. С автоматизацией я тогда разобрался хорошо.

Я не помню каким образом я оказался в Технобанке, познакомился с его президентом Тосуняном Г.А. Но задание, которое я от него получил было для меня интересным и хорошо оплачиваемым. Оно заключалось во внешней экспертизе локальной сети банка и выдачи предложений по повышению ее надежности и безопасности, а также выдаче предложений по будущей модернизации. С заданием я справился, отчет подготовил. И даже получил предложение от Тосуняна поработать в банке на постоянной основе. С весьма высоко зарплатой, кстати.

Забавно, но я отказался. Через несколько лет банк лишился лицензии, а Тосунян, в конце концов, стал академиком РАН…


Рецензии